Магнитный клин для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социапистических
Республик
Н 02 К 3/48
Государственный комитет
СССР но делам изобретений, и открытий (23) Приоритет — .
Опубликовано 300882. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 3008.82 (53) УДК 621. 3.045.. 8 (088. 8)(72) Авторы изобретения
Ф.К.Макаров, М.С.Недорезова и Д.A.Êóçóðìàí ф(i и (1се у ° р
Всесоюзный научно-исследовательский проектн конструкторский и технологический институт электромашиностроения (71) Заявитель
БИ Б.Ч1й) ТЕЯА (541 МАГHHTHblA КЛИН ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ
МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению, в.частности к конструкции магнитных клиньев для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины.
Известен магнитный клин для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, состоящий из слоев, образованных сеткой из ферромагнитной проволоки и стекловолокна, залитых термореактивным связующим 11 .
Известные магнитные клинья имеют низкую магнитную проницаемость и низкую механическую прочность, и кроме того, в процессе запрессовки таких клиньев в пазы магнитопрово" да электрической машины возможно расслаивание структуры клина и дальнейшее его разрушение при ра-,-. боте электрической машины, поскольку термореактивная смола хрупкая и соединена с сеткой непосредственно.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является магнитный клин для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, выпол" ненный из железного порошка и связующего — смолы фенилон в количестве
25-30 вес.Ъ P) .
Указанный магнитный клин обладает низкой магнитной проницаемостью, менее прачен с точки зрения механических свойств, а также на изготовление данного клина расходуется значительное количество материала, потому что его необходимо получат. только определенной толщины, допустимой по условиям его механической прочности. А увеличение толщины клина приводит к увеличению пазового рассеяния участка клина, что сказывается на ухудшении характеристик электрической машины.
Цель изобретения — повышение надежности и уменьшение расхода материала.
Указанная цель достигается тем, что в известном магнитном клине для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, содержащем магнитомягкий наполнитель и связующее, например, ° фенилон, в верхней, обращенной к воздушному зазору части клина размещена сетка, состоящая из магнитомягкой пооволоки и немагнитопроводящих, нетокопоо-
955373
Ф водящих нитей, причем проволока расположена по продольной оси клина.
На чертеже показан открытый паз электрической машины с .обмоткой, закрепленной посредством магнитного клина. 5
В открытый паз электрической машины уложена обмотка 1, которая удерживается магнитным клином 2. В верхней, обращенной к воздушному зазору, части клина размещена сетка 3, сос- 10 тоящая из магнитомягк6й проволоки (основы) и немагни..опроводящих, нетокопроводящих нитей (утка) . Сетка устанавливается в верхней шлицевой части клина на расстоянии 0,030,1 мм от поверхности, обращеннной к воздушному зазору, причем металли" ческая проволока сетки диаметром
0,25-1 мм расположена вдоль тела клина. В качестве связующего используется, например, термопластичная смола фенилон или его сололимер, а магнитомягкий наполнитель может быть выбран из группы, содержащей железный порошок, электролитическое железо, карбонильное железо, электротехническую сталь Э310(Э320) перминвар, пермаллой, супермаллой, альсифер, ферриты с точкой Кюри выше 200 С.
Размеры частиц — от 1,5 до 300 микрон.
Клин получают следующим образом.
Предварительно производят сухое перемешивание магнитомягкого наполнителя (например, железного порошка) и связующего в смесителе с Z-образ- 35 ной мешалкой в течение 1,5-2 ч.
Затем формуют заготовку при комнатной температуре при кратковременном давлении 250+5 кГc/ñì.
На заготовку (брикет) наклады- 40 вают 1-3 слоя комбинированной сетки определенных размеров и запрессовывают их в брикет таким образом, чтобы верхний слой сетки совпадал с плос- костью брикета. При этом запрессовку производят при комнатной температуре и кратковременном давлении 300350 кГс/см. Размер получаемой заготов2 ки соответствует размеру загрузочной камеры (матрицы) — формы для горячего прессования. Перед переработкой полученную заготовку сушат в сушильном шкафу. Температура сушки
200-30 С, время сушки 60-120 мин.
Прессование производят в стационарной пресс-форме с использованием многогнездных сменных вкладышей.
Пресс-форма снабжена комбинированной системой нагрева — охлаждения, обеспечивающей нагрев до 330-400 С и с охлаждением до температуры распрес- 60 совки
Высушенную заготовку с впрессованной в нее комбинированной сеткой вынимают из сушильного шкафа и загружают в прессформу с температурой 200*300C таким образом, чтобы металлические волокна сетки были расположены вдоль оси клина, и производят на6рев до верхней рабочей температуры, например 350ОС. При вышеуказанной температуре производят выдержку 5 мин, после чего прикладывают давление, например 650 кГс/см, и выдерживают рабочую температуру
leIqe 6-8 мин. Затем производят охлаждение без снятия давления до температуры распрессовки, например, 200-10 С, снимают давление и производят распрессовку.
Предлагаемый магнитный клин обладает Ilo сравнению с прототипом лучшими физико-механическими характеристиками, надежен в эксплуатации.
Он имеет большую магнитную проницаемость, лучшие прочностные показатели, и так как он более эффективен, то при прочих равных условиях его можно выполнить меньшей толщины, поэтому расход материала для магнитных клиньев на машину" меньше.
Предлагаемый магнитный клин поз воляет улучшить энергетические характеристики электрической машины и может быть с успехом использован для закрытия пазов.
По условиям механической прочности магнитный клин должен быть не меньше определенной толщины. увеличение толщины магнитного клина с целью улучшения его прочностных показателей нежелательно, так как при этом увеличивается пазовое рассеяние участка клина, что ведет к увеличению индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора и в конечном итоге — к ухудшению энергетических и механических характеристик электрической машийы. При этом также уменьшается коэффициент заполнения паза.
Клин с магнитомягкой сеткой в шлицевой части имеет прочностные показатели выше, поэтому при тех же самых соотношениях железного порошка, и. связующего, по условиям механической прочности, его можно изготовить меньщей толщины. При этом уменьшаются отрицательные явления, а .именно, уменьшается проводимость пазового рассеяния участка клина, что ведет к уменьшению индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора. Так как относительная магнитная проницаемость такого клина выше, то основной магнитный поток, проходящий через воздушный зазор ма" шины возрастает, уменьшаются провалы в кривой поля, увеличивается коэффициент полезного действия электродвигателя.
Формула изобретения (магнитный клин для крепления обмотки в .пазах магнитопровода электри955373
Составитель Ф.Подольская
Редактор Л.Горбунова Техред Т.Маточка Корректор В.Бутяга
6465/69 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ческой машины, содержащий магнитомягкий наполнитель и связующее, например, фенилон, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения расхода материала, в верхней, обращенной к воз. душному зазору, части клина размещена сетка, состоящая из магнитомягкой проволоки и немагнитопроводящих, нетокопроводящих нитей, причем проволока расположена по продольной оси клина.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ 9 2327136, кл. 21 Й 54, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 550724, кл. Н 02 К 3/48, 1975.