Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик
<»955376 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2001.81 (21) 3237385/24-07
Р М К, з с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Н 02 К 9/02 (5З1 УДК 6 21, 313. .713(088.8) Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
Опубликовано 300882 Бюллетень ¹ 32
Дата опубликования описания 300882
К.Черкасов, (1\ g т ." <-т .. ский„ (72) Авторы изобретения
А.В.Иногоррдский, Н.A.Îñòàøåâñêèé, A
В.Д.Юхимчук и В.А.Яковенко
Харьковский ордена Ленина .политехнич институт им. В.И.Ленина (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
2 ны (1J .
Изобретение относится к электрическим машинам постоянного тока, в частности к конструкции машин средней мощности, позволяющей увеличить интенсивность охлаждения машины.
Известны конструкции электрических машин, охлаждение которых осу.-. ществляется либо последовательно движущимся потоком воздуха через все,зоны от независимого вентилятора, находящегося вне машины, или расположенного на корпусе и нагнетающего воздух вовнутрь машйНедостатком известных конструкций является то, что зона коллектора и зона якорной обмотки и полюсов охлаждаются одним и тем же потоком воздуха и по длине машины получается небольшой перепад температуры, что снижает эффективность охлаждения ма шины.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является электрическая машина, включающая охлаждение машины воздухом, вдуваемым от независимого вентилятора разбиванйем на струи, где воздух проходит частично по параллельным путям через выпрямительную и якорную зоны (2) .
Недостатком указанных конструкций является то,что охлаждающий воздух. частично "подогревается в одной зоне и поступает в другую, в конце пути при выходе из машины полностью смешивается, что приводит к уменьшению интенсивности охлаждения.
Цель изобретения — повышение интенсивности охлаждения как отдельных частей машины, так и всей машины в целом и исключение попадания продуктов износа щетки и коллектора в якорную зону.
Поставленная цель достигается тем, что в конструкции машины постоянного тока, охлаждаемой вытяжным или нагнетаемым вентилятором, охлажление коллекторной и якорной зон производится раздельными несмешивающимися потоками воздуха, для чего указанные зоны со стороны коллектора разделены ди".
25 электрической немагнитной перегородкой, установленной в корпусе или щите машины и заходящей в радиальном направлении в технологическую канавку коллектора для уменьшения длины коллектора и исключения попадания
955376
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 6465/69 Тираж 721 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4 продуктов износа щеточно-коллекторного якорного узла.
В отличие от известных конструкций, предлагаемая конструкция позволяет уменьшить пути и сопротивление охлаждающему воздуху, увеличить 5 перепад температур на охлаждаемых участках и тем самым увеличить интенсивность охлаждения отдельных частей машины, исключить попадание угольной и медной пыли в зоны обмоток ц якоря, статора и полюсов.
На чертеже показана предлагаемая электрическая машина.
Охлаждающий воздух с помощью вентилятора 1 вытягивается или нагне; тается вовнутрь машины так, чтобы в зону коллектора 2 и зону якоря 3 нап. равлялись несмешивающиеся потоки воздуха через окна 4 и 5,для чего в корпусе 6 или щите машины со стороны коллектора между коллектором 2 и лобовы- ми частями обмотки якоря 3 устанавливается диэлектрическая немагнитная перегородка 7, заходящая в технологическую канавку коллектора 8 для. уменьшения длины коллектора.
В коллекторной зоне потоком воздуixa отбирают и отводят тепло по поверх-, ности коллекторных пластин, щеток и других элементов, а нагретый воздух выводят иэ машины через отверстие 9 3Р
B якорной зоне потоком охлаждающего воздуха, разделенным на ряд параллельных струй, отбирают и отводят тепло от обмоток главных и добавочных полюсов 10, обмоткодержателей, якоря 35
3, после чего. нагретый воздух выводят иэ машины через окна 11 и 12.
Для установки перегородки 7 в технологическую канавку 8 перегородка может изготовляться из двух частей.
Реализация предлагаемой конструкции дает уменьшение перегревов от» дельных частей машины в целом на
5-7%. Экономическая эффективность от использования предлагаемой конструкции составляет по расчетным данным
30 тыс,руб. при годовом выпуске
1500 шт.
Электрическая машина, содержащая корпус с отверстиями входа и выхода хладагента, ротор с активной зоной и коллектором, разделенным канавкой на валу, и независимый вентилятор., расположенный на корпусе, о т л и ч аю щ а я с я. тем, что, с целью повы- . шения интенсивности охлаждения при уменьшении потерь на вентиляцию, между активной зоной ротора и коллектора установлена диэлектрическая не магнитная перегородка, заходящая в канавку на валу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Сергеев П.С, Виноградов Н.В., Горяинов И.A. Проектирование электрических машин. "Энергия", 1969, с.279-281.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 420012, кл. Н 02 К 9/04, 1973.