Устройство для контроля датчиков положения ротора вентильных двигателей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii>955399 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24 ° 12 ° 80 (21) 3220832/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
Опубликовано 300882. Бюллетень ¹ 32
Дата опубликования описания 30.08.82 (51) М. Кп.
Н 02 К 29/02
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 313. .13.014.2:
1 621.382 (088.8) (72) Авторы изобретения
В T. Гращенков, Я. И. фвубшйо и В. М,. -Ганди Ф - .Р cêHÀ институт (75) Заявитель
Всесоюзный научно-иссл электромашино (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДАТЧЙВ ПОЛОЖЕНИЯ
РОТОРА ВЕНТИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано, например, при настройке системы управления и датчика положения ротора вентильного двигателя.
Известно устройство для контроля и настройки .коммутации вентильного двигателя, содержащее двигатель, при водящий во вращение сигнальные элементы датчика, и осциллограф, с входом которого соединены выходы чувствительных элементов датчика (1) .
Недостатками данного устройства являются низкая точность определения временных импульсов, связанная со считыванием информации с экрана осциллографа и низкая производительность.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для контроля дат.чиков положения ротора вентильных двигателей, содержащее приводной двигатель, вал которого соединен с m-секторным сигнальным элементом датчика, осциллограф, вход которого соединен с чувствительными элементами датчика и две группы выключателей, осуществляющих переключение выходов чувствительных элементов. Контроль всех коммутационных характеристик производится по осциллограмме с помощью специального трафарета (2) .
Недостатком известного устройства является низкая точность настройки коммутационных характеристик датчика положения ротора, приводящая к ухудшению энергетических показателей вентильного двигателя, особенно ощутимого при больших мощностях двигателей.
Кроме того, при контроле датчика положения ротора многополюсных вентильных двигателей, сигнальный элемент имеет m секторов, где m — число пар полюсов двигателей, и в силу технологического разброса параметров последних.сигнал с одного чувствительного элемента от разных секторов будет иметь различную длительность. При этом известное устройство не позволяет контролировать сигнал от каждого сектора сигнального элемента в отдельности.
Цель изобретения — повышение точности контроля датчика положения ротора вентильных двигателей.
Указанная цель достигается тем, что устройство для контроля датчиков положения ротора вентильных двигателей, содержит счетчик по модулю m, два D-триггера, инвертор и логический
955399 элемент "Исключающее ИЛИ", причем выход первого D-триггера соединен с информационным входом второго D-триггера и первым входом измерителя временных интервалов, второй вход которого подключен к выходу второго D- 5 триггера, выход логического элемента
Исключающее ИЛИ подключен к командному входу второго D-триггера и через иннертор к командному входу первого
D-триггера, а выход чувствительного элемента соединен с входом логического элемента Исключающее ИЛИ и счетным входом счетчика по модулю
m, выход которого соединен с уатановочными входами обоих D-триггеров.
На фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемого устройства для контроля датчиков положения ротора вентильных двигателей; на фиг. 2 — диаграмма работы элементов устройства при m = б, что соответствует 6 парам полюсов системы,возбуждения двигателя.
Выход испытуемого чувствительного элемента датчика 1 положения ротора, сигнальный сектор которого связан 25 с валом приводного двигателя, подключен ко входу 2 логического элемента
Исключающее ИЛИ 3 и счетному входу счетчика 4 по модулю. Выход логического элемента Исключающее ИЛИ 3 со- 30 единен с командным входом 5 D-триггера 6 и, через инвертор 7, с командным входом 8 D-триггера 9. Вход 10 логического элемента Исключающее ИЛИ соединен через переключатель 11 с 35 шинами источника питания (не показан).
К потенциальной шине источника питания подключен информационный вход
1? D-триггера 9, выход которого соединен с информационным входом 13 40
П-триггера б и входом 14 измерителя временных интервалов 15, второй вход
16 которого подключен к выходу D-триггера б. Установочные .входы 17 и 18
D-триггеров 9 и 6 подключены через
45 переключатель 19 к выходу одного из разрядов счетчика 4, Устройство работает следующим образом, Приводной двигатель вращает сигнальный элемент контролируемого датчика 1 положения ротора. Сигнал с одного из чувствительных элементов с частотой f поступает на вход 2 логического элемента Исключающее ИЛИ
3. Если переключатель 11 соединяет вход 10 с потенциальной шиной источника питания, то логический элемент
3 работает как инвертор, при этом на командный вход 8 D-триггера 9 поступает прямой сигнал с чувствитель- 60 ного элемента, а на командный вход 5
П-триггера 6 — инвертированный. Счетчик 4 работает в .коде-. Либау-Крейга и делит частоту i следования импульСОВ„ пОст .упающих с чувстнительнОГО 65 элемента датчика, íà m Выход счетчика 4 выполнен m-канальным, причем в каждом последующем канале сигнал
П4 с частотой rn сдвинут на
360 эл. град по отношению к предыду щему каналу. С помощью переключателя
19 один из каналов соединяется с входами установки нуля 17 и 18 Dтриггеров 9 и б, и в те интервалы времени, когда сигнал на выходе переключателя 19 равен логической единице, D-триггеры устанавливаются в состояние логического нуля. Как только напряжение на установочных входах
17 и 18 D-триггеров 9 и б становит-. ся равным нулю (интервал времени
tg), передний фронт первого импульса U<, приходного на командный вход 8 — триггера 9, устанавливает его в.состояние логической единицы.
При этом фронт Uq выходного сигнала
D-триггера 9 запускает измеритель временных интервалов, в качестве которого может быть использован серий- ный цифровой частотомер, в режиме измерения времени. Одновременно изменяется логический уровень сигнала на информационном входе 13 D-триггера 6 Задний фронт первого импульса
U сдатчика положения ротора переводит
D-триггер б н состояние логической единицы, при этом фронт U6 выходного напряжения последнего поступает на вход 16 измерителя временных интервалов 15, прекращая процесс измерения.
Все последующие импульсы Ц„ на временном интервале t< -С не изменя1 ют состояния схемы, поскольку неизменными остаются логические уровни на информационных входах 12 и 13
D-триггеров 9 и б. Благодаря этому изменяется длительность „ импульса соответствующего одному и тому же сектору сигнального элемента., Если на установочные входы 17 и 18 D-триггеров 9 и б подается сигнал 114 со следующего канала счетчика 4, то происходит измерение длительности с<импульса 11 датчика, соответствующего следующему сектору сигнального элемента. (Импульсы Uq запуска и Ug Останова измерителя временных интервалов 15 для этого случая показаны пунктирами).
Для измерения паузы ь 3 между импульсами U c помощью переключа" теля 11 вход 10 логического элемента
Исключающее ИЛИ 3 подключаер ся к общей шине источника питания. При этом на командный вход 9 D-триггера
9 подается инвертированный сигнал, а на командный вход 5 D-триггера б прямой. Диаграммы при измерении паузы между импульсами U показаны на интервале tz-t4 .
955399
Формула изобретения
@иг. I
U(Vg (стпрт) /Б (cron) Составитель А. Санталов
Редактор Н. Ковалева Техред Т.Фанта Корректор Е. Рошко
Заказ 6466/70 Тираж 721
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет контролировать технологические погрешности каждого сектора сигнального элемента в отдельности и с большой точностью.
Устройство для контроля датчиков положения ротора вентильных двигате- 10 лей, содержащее измеритель временных интервалов и приводной двигатель, вал которого соединен с m-секторным сигнальным элементом датчика, имеющего чувствительные элементы на статоре, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно содержит счетчик по модулю m, два Dтриггера, инвертор и логический элемент Исключающее ИЛИ, причем выход первого D-триггера соединен с информационным входом второго D-триггера и первым входом измерителя временных интервалов, второй вход которого подключен к выходу второго D-триггера, выход логического элемента Исключающее ИЛИ подключен к командному входу второго D- òðèããåðà и через инвертор к командному входу первого D-триггера, а выход чувствительного элемента датчика соединен с входом логического элемента Исключающее ИЛИ и счетным входом счетчика по модулю m, выход которого соединен с установочными входами обоих D-триггеров.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 577615, кл. Н 02 К 29/02, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 604093, кл. Н 02 К 29/02, 1978.