Электропривод переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (t t)955482 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.80 (21) 3224733/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К, Н 02 P 7/42

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621.316. .718.5 (088.8) Опубликовано 30.08.82. Бюллетень №32

Дата опубликования описания 05.09.82

M Мелам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Ч

А. А. Сушенцов, И. И. Гудков и Н. П. 14ернов::; .i . .-:, !, F

Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкгорский и технологический институт релестроения (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе.

Известен электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, выпрямительно-инверторный преобразователь в цепи ротора, тахогенератор на валу двигателя, выход которого через нуль-орган соединен с входом блока логики, а два его выхода подключены к реле 1п управления, усилитель постоянного тока, вход которого соединен с задатчиком скорости и с тахогенератором, а его выход подключен к входу блока фазового управления инвертором и, датчику тока в цепи инвертора 11).

Недостатком данного устройства является невысокая надежность из-за возможности включения тиристоров двух разных режимов коммутатора без паузы на гашение тока статора в условиях наличия помех в результате сканирования логики, так как пауза между отключением двигательного режима и включением тормозного режима контролируется одним реле времени.

Кроме того, указанное устройство не обеспечивает высокую точность регулирования, позволяет получить ограниченный диапазои регулирования скорости двигателя в режиме активного характера нагрузки, например опускание груза.

Это связано с наличием положительного смещения на входе нуль-органа блока логики, которое устанавливает последний в исходное состояние, соответствующее двигательному режиму при и = О.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является электропривод переменного тока, содержащий синхронный электродвигатель с тиристорным коммутатором в цепи статорной обмотки, последовательно соединенные инвертор, датчик тока и выпрямитель, входом подключенный к роторной обмотке электродвигателя, датчик частоты вращения, установленный на валу электродвигателя, выход которого соединен с входами блока логики и блока управления инвертором, последовательно соединенные блок задания и блок упраления тиристорами коммутатора, задатчик скорости, соединен955482

З0

3 ный с вторыми входами блока логики и блока управления инвертором, третий вход которого соединен с датчиком тока, два выхода блока логики соединены с четвертым и пятым входами блока управления инвертором н с входами блока управления тиристорами коммутатора, выход которого соединен с блоком логики (2).

Однако известное устройство не обеспечивает устойчивую работу электропривода в режиме активного характера нагрузки.

Цель изобретения — повышение устойчивости работы электропривода.

Указанная цель достигается тем, что в электропривод переменного тока введены последовательно соединенные нуль-орган и логический элемент И, источник опорного напряжения и ключ, один неподвижный контакт которого соединен с источником опорного напряжения, другой — с блоком логики, подвижный контакт ключа соединен с выходом логического элемента И, второй вход которого соединен с выходом блока логики, вход нуль-органа подключен к датчику частоты вращения.

На чертеже дана принципиальная схема электропривода.

Электропривод содержит асинхронный электродвигатель 1 с тиристорным коммутатором 2 в цепи статорной обмотки, последовательно соединенные инвертор 3, датчик 4 тока и выпрямитель 5, входом подключенный к роторной обмотке электродвигателя 1, последовательно соединеннЬ1е логический элемент И 6, нуль-орган 7 и датчик 8 частоты вращения, установленный на валу электродвигателя 1, последовательно соединенные блок 9 задания и блок 10 управления тиристорами коммутатора 2, задатчик 11 скорости, соединенный с блоком 12 логики и с одним из входов блока 13 управления инвертором, другой вход которого соединен с датчиком 4 тока, а третий вход блока 13 соединен с блоком 12, два выхода которого соединены с четвертым и пятым входом блока 13 и с входами блока 10, выход которого соединен с блоком 12, ключ 14, один неподвижный контакт которого соединен с источником 15 опорного напряжения, другой— с блоком 12, подвижный контакт ключа 14 соединен с выходом логического элемента

И 6, второй вход которого соединен с выходом блока 12, вход нуль-органа 7 подключен к датчику 8, выход которого соединен с входами блока 12 и блока 13. Тиристорный коммутатор 2 включает в себя пары встречнопараллельно включенных тиристоров 16 —,19.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии на прямом выходе блока 12 устанавливается сигнал «1», который подготавливает каналы двигательного режима «Вперед» н «Назад» к включению, на инверторном выходе блока 12 устанав№ ливается состояние «О», запирающее срабатывание ключа 14. На выходе нуль-органа 7 устанавливается также сигнал «О», так как скорость двигателя n = 0.

При нажатии кнопки «Вперед» или «Назад» блока 9 на блок 10 управления коммутатором поступает сигнал «1», с выхода которого сигналом «1» включаются тиристоры 17 и 18 комплекта «Вперед» или тиристоры 16 и 19 комплекта «Назад» коммутатора 2. Статор двигателя подключается к сети и при наличии задающего напряжения от задатчикв 11 скорости двигатель разгоняется до скорости, определяемой установкой задатчика 11 скорости, а на выходе нуль-органа 7 устанавливается сигнал «1».

На входе блока управления инвертором 13 имеем сигнал U — Uo >0 на величину, определяемую зоной нечувствительности усилителя, В случае приложения к двигателю активной нагрузки (спуск груза) происходит смена полярности сигнала на входе нульоргана блока 12 логики (U — U5 ) О), и последний переключается, устанавливая на прямом выходе блока 12 логики сигнал «1», а на инверсном выходе сигнал «1». Командой с блока 12 логики через блок управления тиристорным коммутатором 2 отключаются тнристоры комплекта «Вперед» или

«Назад» и включаются тиристоры 18 и 19 динамического торможения. На статор двигателя подается выпрямленный ток.

При появлении сигнала «1» на втором входе элемента И 6 с выхода блока 12 логики ключ 14 замыкается и на вход блока 12 от источника 15 опорного напряжения подается отрицательное напряжение, по величине равное двойному значению положительного смещения, поддерживая скорость, соответствующую установке задатчика 11 скорости. Снятие отрицательного смешения с входа блока 12 логики производится по команде нуль-органа 7 сигналом «О», когда привод тормозится до скорости п=0.

Аналогично работает устройство при наличии перерегулирования скорости при разгоне двигателя 1 или сбросе нагрузки. Однако.снятие отрицательного смещения с входа блока 12 логики производится по окончании перерегулирования, когда разность Из—

110с за счет провала скорости на величину Ьп1 + Ьп2 становится равной величине отрицательного смещения на входе блока 12 логики. Разность (U5 — Uo«) переключает блок 12 логики и на его инверсном выходе устанавливается сигнал «О», на выходе элемента И 6 устанавливается сигнал «О», ключ 14 размыкается, отключая источник 15 опорного напряжения от входа блока 12 логики. Привод продолжает работать в двигательном режиме.

Таким образом, введение в устройство простых узлов (источника опорного напря955482

Формула изобретения

Составитель Е. Перемыслова

Редактор Е. Папп Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Заказ 5172 75. Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 жения нуль-органа, ключа, логического элемента И) и оригинальное их подключение позволяет исключить влияние положительного смещения на входе нуль-органа блока логики в режиме активного характера нагрузки при минимальной (близкой к нулю) зоне нечувствительности усилителя постоянного тока, что значительно улучшает качество регулирования и повышает устойчивость работы электропривода.

Электропривод переменного тока, содержащий асинхронный электродвигатель с тиристорным коммутатором в цепи статорной обмотки, последовательно соединенные инвертор, датчик тока и выпрямитель, входом подключенный к роторной обмотке электродвигателя, датчик частоты вращения, установленный на валу электродвигателя, выход которого соединен с входами блока логики и блока управления инвертором, последовательно соединенные блок задания и блок управления тиристорами коммутатора, задат6 чик скорости, соединенный с вторыми входами блока логики и блока управления инвертором, третий вход которого соединен с датчиком тока, два выхода блока логики соединены с четвертым и пятым входом блока управления инвертором и с входом блока управления тиристорами коммутатора, выход которого соединен с блоком логики, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости работы, в него введены последовательно соединенные нуль-орган и логический элемент И, источник опорного напряжения и ключ, один неподвижный контакт которого соединен с источником опорного напряжения, другой — с блоком логики, подвижный контакт ключа соединен с

15 выходом логического эле мента И, второй вход которого соединен с выходом блока логики, вход нуль-органа подключен к датчику частоты вращения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ма 505112, кл. Н 02 Р 7/42,,1970.

2. Авторское свидетельство СССР

Ха 738087, кл. Н 02 P 51 34, 1976.