Электропривод переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< >955494 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.09.80 (21) 2985123/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.
Н 02 P 9/14
G 08 С 9/06
Гввударствеккмв квмитвт (23) Приоритет—
СССР по девам кзвбретеник и вткрмткй (53) УДК 621.316 .722:621.313.32 (088.8) Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 05.09.82 (72) Авторы изобретения
Н. P. Ипатенко,,Л. В. Ильина и Н. И.„" Никишин
Ъ 1
Брянский ордена «Знак Почета» институт )гранспортнртчх ", " " машиностроения " " " 1 (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании схем автоматического регулирования возбуждения (АРВ) синхронных двигателей в функции внутреннего угла О .
Известно устройство для преобразова- 5 ния угла поворота вала в код, содержащее жестко закрепленный на валу кодовый диск, по обе стороны которого радиально размещены друг напротив друга излучатели и чувствительные элементы (1).
Недостаток известного устройства заключается в том, что оно не позволяет управлять возбуждением синхронного двигателя
l в функции угла 8, так как не связано с такими . параметрами, как число пар полюсов синхронного двигателя и число фаз питающей сети.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является электропривод переменного тока, содержащий синхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к двухоперационным тиристорам, управляющие электроды которых соединены с датчиком положительных импульсов, связанным с валом синхронного двигателя (2).
Недостаток известного электропривода состоит в том, что значительная пульсация тока в цепи возбуждения приводит. к понижению динамической устойчивости и
КПД двигателя, снижает точность регулирования в функции угла О.
Цель изобретения — увеличение КПД двигателя путем повышения точности регулирования возбуждения в функции внутреннего угла 8 синхройного двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в известном электроприводе переменного тока, содержащем синхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к двухоперационным тиристорам, управляющие электроды которых соединены с датчиком положительных импульсов и датчиком отрицательных импульсов, последний выполнен в виде подвижного коммутирующего диска с отверстиями, по обе стороны которого радиально расположены напротив друг друга три излучателя и три светочувствительных элемента, а отверстия подвижного диска размещены равномерно на трех окружностях, смещены относительно друг друга на 120 эл. град. и их количест955494
3о
Формула изобретения
5О
3 во равно утроенному числу пар полюсов двигателя.
На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема электропривода переменного тока; на фиг. 2 — датчик отрицательных импульсов; на фиг. 3 — неподвижный диск датчика отрицательных импульсов; на фиг. 4 — подвижный коммутирующий диск датчика отрицательных импульсов; на фиг. 5 — графически показана взаимосвязь и форма сигналов элементов электропривода; анодного напряжения тиристоров Ua(t) и сигналов датчиков управления тиристорами Uy(t); на фиг. 6 — кривая зависимости среднегс значения тока возбуждения I > от угла управления тиристорами d и внутреннего угла 8 синхронного двигателя, снятые опытным путем при изменении нагрузки синхронного двигателя.
Электропривод содержит синхронный двигатель с обмоткой 1 возбуждения (фиг. 1) подключенной к двухоперационным тиристорам 2, соединенным с согласующим трехфазным трансформатором 3. Управляющие электроды тиристоров 2 подключены к выходам датчиков положительных и отрицательных импульсов.
Датчик положительных импульсов представляет собой три дифференцирующие цепочки, включающие стабилитроны 4, резисторы 5 и 6, конденсаторы 7. Диоды 8 исключают прохождение сигнала управления в электрические цепи чужих фаз.
Датчик отрицательных импульсов имеет подвижный коммутирующий диск 9 (фиг. 2) и два неподвижных диска 10. В каждом из неподвижных дисков 10 радиально размещены отверстия 11 (фиг. 3) в которых напротив друг друга у одного неподвижного диска установлено три фотосопротивления 12 (на фиг. 2 не показаны), а в другом — три источника света (не показаны).
Подвижный коммутирующий диск 9 (фиг. 2) установлен на валу двухполюсного синхронного двигателя и разделяет фотосопротивления 12 и источники света.
В подвижном коммутирующем диске 9 выполнены отверстия 13 (фиг. 4), которые размещены равномерно на трех окружностях и смещены относительно друг друга на 120 эл. град., а их количество равно утроенному числу пар полюсов двигателя.
На фиг. 4 — представлен подвижный коммутирующий диск для двухполюсного синронного двигателя с р = 2. Число отверстий в диске Зр = 6.
Для усиления сигналов датчика отрицательных импульсов в электрическую цепь (фиг. 1) включены три транзистора 14, шесть резисторов 15, три диода 16.
Электропривод работает следующим образом.
Обмотка 1 возбуждения синхронного двигателя питается от силовой сети через
4 согласующий трансформатор 3 и двухоперационные тиристоры 2.
Управляющие электроды тиристоров 2, подключенные к выходу датчика положительных импульсов, формируют положительные управляющие импульсы а, в, с (фиг. 5), которые открывают тиристоры в начале положительной полуволны анодного напряжения фаз А, В, С.
На управляющие электроды тиристоров 2 подаются также синхронизированные с сетью запирающие импульсы отрицательной полярности а, в, с (фиг. 5), создаваемые датчиком отрицательных импульсов
Импульсы отрицательной полярности формируются следующим образом.
При вращении вала синхронного двигателя, когда отверстия 13 (фиг. 4) подвижного коммутирующего диска 9 (фиг. 2) совпадают с отверстиями 11 (фиг. 3) неподвижных дисков 10 (фиг. 2), свет от источников света, установленных в отверстиях одного из неподвижных дисков 10 попадает на фотосопротивления 12 (фиг. 1) установленные в отверстиях второго неподвижного диска 10 (фиг. 2) . В цепи фотосопротивлений появляется ток, который усиливает при помощи транзисторных усилителей 14 (фиг. 1) и закрывает соответствующий тиристор, осуществляя тем самым регулирование возбуждения в функции угла 0.
Электропривод переменного тока, содержащий синхронный двигатель, обмотка возбуждения которого подключена к двухоперационным тиристорам, управляющие электроды которых соединены с датчиком положительных импульсов и датчиком отрицательных импульсов, связанным с валом синхронного двигателя, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД двигателя путем повышения точности регулирования возбуждения в функции внутреннего угла
8 синхронного двигателя, датчик отрицательных импульсов выполнен в виде подвижного коммутирующего диска с отверстиями, по обе стороны которого радиально расположены напротив друг друга три излучателя и три светочувствительных элемента, а отверстия подвижного диска размещены равномерно на трех окружностях, смещены относительно друг друга на 120 эл. град. и их количество равно утроенному числу пар полюсов двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 590797, кл. G 08 С 9/06, 1975.
2. Ипатенко Н. P. Автоматическое регулирование возбуждения синхронных двигателей средней мощности. Брянск, Приокское изд-во, 1974, с. 59 — 66.
955494
O(g =С(С
А= 5
PLI2. б
Редактор E. Папп
Заказ 6172/75
Сост а в ител ь Н. Корева
Техред А. Бойкас Корректор У. Пономаренко
Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4