Ваерный блок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик фЪ

Ы .„

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к -авт. сеид-ву (22) Заявлено 18.06,79 (21) 2782950/28-13 (51} М. Ктт.з с присоединением заявки 1Ч9

A 01 К 73/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53} УДК 639.2 ° .114(088.8) Опубликовано 070982. Бюллетень ¹ 33

Дата опубликования описания 07.09.82

В.Н.Чалов, A.Á.Ëèøèí, Ю.М.Кузовлев, Н.A.Âëàñîâ, Л.П.Неделько, В.Б.Корнилов и Ю.Д.ФилипПов (72) Авторы изобретения

Мурманское отделение Государственного проектноконструкторского института рыбопромыслового флота

1 (71) Заявитель (5 4) ВАЕРНЫЙ БЛОК

Изобретение относится к устройствам для спуска, буксировки и подьема тралов, а именно к ваерным блокам, имеющим в рабочей зоне сменную износостойкую футеровку, и может быть использовано в промысловых устройствах на судах рыбопромыслового флота.

Известны блоки со сменными футеровками, у которых применены различные конструктивные варианты крепления футеровок, но все они не могут быть использованы, ввиду их малой . надежности в ваерных блоках, в связи с большими нагрузками, возникающими при работе с тралом, а также из-за большой трудоемкости смены футеровок (1), (2.1 и (.31 .

Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является блок, содержащий обод с Фланцами, один из которых выполнен съемным на резьбе, сменную износостойкую футеровку .с прокладкой, размещенную в рабочей зоне между фланцами, и стоПорный элемент, для установки которого на ободе и съемном Фланце выполнено совмещаемое углубление (4J..

Недостатком этого блока является то, что он ненадежен в работе и н» обеспечивает быстрой смены футеровок в морских условиях. Это обусловлено тем, что в известном блоке не обеспечивается надежное зажатие сменных футеровок без их предварительной подгонки по размеру рабочей зоны блоо ка из-за наличия только одного совмещаемого углубления для установки стопора. Нснадежность этого блока обусловлена также тем, что в нем футеровка выполнена из высокоэластичного материала, что для ваерного блока неприемлемо, так как из-за бстльших удельных давлений, возникающих в зоне контакта ваера и футеровки и вызывающих ее выдавливание, вытягивание и разрушение, блок быстро выходит из строя.

Целью изобретения является повышение надежности блока и ускорение замены футеровок в морских условиях без их подгонки по размеру рабочей зоны блока.

Цель достигается тем, что ваерный блок, содержащий обод с фланцами, один из которых выполнен съемным на резьбе, сменную износостойкую Футеровку с прокладкой, раэме955884 щенную в рабочей зоне между фланцами, и стопорный элемент, для установки которого на ободе и съемном фланце выполнено совмещаемое углубление, согласно изобретению обод и/или съемный фланец имеют дополни- 5 тельные совмещаемые углубления, прокладка выполнена из эластичного материала и размещена между неподвижным фланцем и футеровкой.

Причем количество совмещаемых 10 углублений определяется по формуле

S и где n — количество углублений, S — шаг резьбы, мм, 15 а — допустимая деформация элас тичной прокладки, мм.

Цель достигается также тем, что футеровка выполнена из капролона, а эластичная прокладка — из резины.

Наличие на съемном фланце или ободе дополнительных совмещаемых углублений, в совокупности с применением эластичной прокладки, выполненной из резины, позволяет осуществить (при завинчивании съемного фланца и зажатии футеровки) быстрое совмещение углублений -с образованием паза под стопорный элемент, что обеспечивает надежное зажатие футеровок без их подгонки по размеру рабочей зоны блока и ускоряет их замену в морских условиях.

Размещение эластичной прокладки между неподвижным фланцем и футеровкой обеспечивает легкость завинчива с ния съемного фланца нри зажатии футеровки ввиду малых сил трения, возникающих между поверхностями съемного фланца и твердой футеровки. В то же время с другой стороны футеровки, 40 где размещена прокладка, возникают большие силы трения, которые исключают проворачивание футеровки в рабочей зоне блока во время его работы, что повышает его надежность. 45

Формула для определения количества углублений на съемном фланце или ободе позволяет, исходя из шага резьбы, соединяющей съемный фланец с ободом, и допустимой деформации эластичной прокладки, расчитать такое количество углублений, при кото.ром обеспечивается легкость и быстрота совмещения этих углублений при завинчивании фланца и надежное зажатие футеровки.

На фиг. 1 изображен ваерный блок, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сбоку. . Ваерный блок содержит обод 1 с фланцами 2 и 3. Фланец 2 выполнен как:одно целое с ободом 1. Фланец 3 выполнен 60 съемным на резьбе. В рабочей зоне блока между фланцами 2 и 3 размещена сменная футеровка 4, выполненная из твердого материала, например капролона, Между футеровкой 4 и неподвижным 65 фланцем 2 установлена эластичная прокладка 5, выполненная из резины, Блок снабжен стопорным элементом б, для установки которого на ободе 1 и съемном фланце 3 выполнены совмещаемые углубления 7 (на ободе) и 8 (на фланце). Положение стопорного элемента б при завинчивании или стопорении фланца 3 фиксируется болтом

9. На фланцах 2 и 3 выполнены отверстия 10 и 11 для установки приспособлений для навинчивания или свинчивания съемного фланца 3 (на фигурах не показаны) .

Сборка блока осуществляется следующим образом, Корпус блока, включающий обод 1 и фланец 2, устанавливается на приспособление так, чтобы имеющиеся на этом приспособлении выступы вошли в отверстия 10 фланца 2. При этом обеспечивается фиксация обода 1 от проворачивания при последующем навинчивании на него фланца 3. После этого на обод 1 надевается прокладка 5, которая укладывается на фланце 2.

Таким же образом устанавливается футеровка 4. Затем с помощью приспособления для навинчивания, установленного в отверстия 11, на резьбу обода 1 навинчивается до контакта с футеровкой 4 фланец 3. После этого производится зажатие футеровки

4 путем поворота фланца 3 по резьбе до совмещения углубления 8 на фланце 3 с одним из углублений 7 на ободе 1 и выдвижение стопорного элемента б по углублению 8 в углубление 7, а затем фиксирование его в этом положении болтом 9.

Количество углублений 7 или 8 определяют следующим образом.

Исходные данные: шаг резьбы (S)

3 мм, величина допустимой деформации резиновой прокладки 5 толщиной б мм (д ) — 0,5 мм.

Расчетное количество углублений

7 и 8 (n) составит:

S 3

n = — = = б. и 0,5

Таким образ 3м, на сопрягаемых окружностях фланца или обода необходимо выполнить шесть углублений.

Количество стопорных элементов для фиксации фланца может быть увеличено. В этом случае количество углублений на фланце должно соответствовать количеству стопорных элементов.

Исходя из особенностей конструкций конкретных блоков, дополнительные углубления могут быть выполнены не на ободе, а на фланце. В этом случае количество углублений на ободе должно соответствовать только количеству стопорных элементов.

955884

10 п

Разборка блока производится в обратном порядке.

В результате использования изобретения обеспечивается надежная работа блока за счет надежного крепления футеровки в рабочей зоне блока и ускоряется замена футеровок в морских условиях. При этом замена футеровок не требует применения значительных усилий и специальных приспособлений. Кроме того, конструк ция блока позволяет использовать сменные футеровки без соблюдения высокой точности их размеров при изготовлении.

Формула изобретения

1. Ваерный блок, содержащий обод с фланцами, один из которых выполнен на резьбе, сменную футеровку с про:кладкой, размещенную в рабочей зоне между. фланцами, и стопорный элемент, для установки которого на ободе и съемном фланце выполнено совмещаемое углубление, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности блока и ускорения замены футеровок в морских условиях без их подгонки по размеру рабочей зоны блока, обод и/или съемный фланец имеют дополн и тел ьн ые совмещаемые углубления, прокладка выполнена из эластичного материала и размещена между неподвижным фланцем и футеровкой.

2. Блок по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что количество совмещаемых углублений определяется по формуле где и — количество углублений, S — - шаг резьбы, мм, Ь вЂ” допустимая деформация эластичной прокладки, мм.

3. Блок по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что футеровка выполнена из капролона.

4. Блок по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что эластичная прокладка выполнена из резины.

Источники информации, принятые во .внимание при экспертизе

1. Патент Австрии 9 220667, кл. 20 е 12/40, 1960.

2. Патент Австрии Р 328234, кл. 47 в 016/01, 1974.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 432015, кл. В 60 в 3/04, 1972.

4. Патент Австрии Р 304631, кл. 20 е 12/40, 1969 (прототип) .

955884

Составитель В.Чалов

ТехредЖ.Кастелевич Корректор Ю.Макаренко

Редактор Н.Аристова

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эакаэ 6776/1 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, йосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5