Кордовая авиамодель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24. 03.81 (21) 3263549/18-12 f51) hh. КЛ.З с присоединением заявки ¹

A . 63 Н 27/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (%3) УДК 681. 136. .51 (088.8) Опубликовано 070982. Бюллетень ¹ 33

Дата опубликования описания 07.0982 (72) Авторы изобретения

Л.A. Фомин и A.Ë. Фомин (71) Заявитель (54) КОРДОВАЯ АВИАМОДЕЛЬ

Изобретение относится к кордовым. аниамоделям.

Известна кордоная авиамодель,со-. держащая макет планера с расположенными на нем тепловым двигателем, к картеру которого прикреплен выхлопной патрубок, заслонкой, расположенной у среза выхлопного патрубка, исполнительным механизмом с выходным валом, ныполненным в виде реверсивного шагового двигателя, .и блок управления, рулями который содержит, источник питания и прикреплен шарнирно к макету планера Г13..

Недостатками известной кордовой авиамодели являются ее невысокие летные качестна.

Целью изобретения является повышение летных качеств модели.

Поставленная цель достигается тем, что кордовая авиамодель, содержащая макет планера с расположенными на нем тепловым двигателем, к картеру которого прикреплен выхлопной патрубок, заслонкой, расположенной у среза выхлопного патрубка, исполнительным ме-. ханизмом с выходным налом, выполненным в виде реверсивного шагового двигателя, и блоком управления рулями, который содержит источник питания и

2 прикреплен шарнирно к макету планера, согласно изобретения она имеет на вы- ходном валу исполнительного механизма последовательно расположенные фрикционную муфту и заслонку, с отверстием и размещенный в нем ограничитель выхлопного патрубка, укрепленный на макете планера, а блок управо ления рулями снабжен генератором им пульсов, переключателями и диодами, при этом катод первого диеда соединен с первым выводом обмотки шагового двигателя, второй вывод которой подключен к аноду второго диода,связанного своим катодом с анодом первого диода и первыми выводами контактов первого и второго переключателей, вторые выводы которых подсоединены к третьему выводу обмотки шагового двигателя, третьи выводы контактов пер" ного переключателя соединены, соответственно, с третьими выводами контактов второго переключателя, первым выходом генератора импульсов и первым полюсом источника питания, второй полюс которого и второй выход генератора импульсов дополнительно связаны через контакты третьего переключателя с третьими выводами контактов перЗ0 ного переключателя.

955970 выполненный в виде реверсивного шаго-fp

30

ro переключателя 16 и первые нормально разомкнутые контакты 25 второго переключателя 15 связан с первой нитью 20 корда 7, а через вторые нормально разомкнутые контакты 26 первого переключателя 14 - с второй нитью 22 корда 7 (см. фиг. 3).

После запуска кордовая авиамодель работает следующим образом.

Для изменения числа оборотов двигателя 1 используются два режима работы исполнительного механизма 65

На фиг. 1 показано расположение узлов авиамодели; на фиг. 2 — распо. ложение исполнительного механизма с эаслонкойу на фиг. 3 — приведена принципиальная электрическая схема авиамодели.

Кордовая авиамодель содержит тепловой двигатель 1, выхлопной патрубок 2, прикрепленный к картеру двигателя 1, исполнительный механизм 3 вого двигателя, рычаг управления рулями 4,- прикрепленный шарнирно к каркасу планера 5, ручку управления б и токопроводящий корд 7 (см. фиг. 1).

Кроме того, устройство снабжено заслонкой 8, .расположенной у среза выхлопного патрубка 2 и связанной с выходным валом 9 исполнительного механизма 3 посредством фрикционной муфты 10, ограничителем 11 минимального и максимального открытия выхлопного патрубка 2 (см. фиг. 2) .

Кордовая авиамодель содержит,кроме того, расположенные в ручке управ.ления 6 источник питания 12, генератор импульсов 13, первый 14„ второй

15 и третий 16 переключатели управления и расположенные на планере первый 17 и второй 18 диоды. Плюсовая клемма источника питания 12 соединена с первым выходом генератора импульсов 13 и через первые нормально разомкнутые контакты 19 первого переключателя 14 и первую нить 20 корда

7 — c а нHоoд оo м первого диода 17 и катодом второго диода 18, а через вторые нормально разомкнутые контакты

21 второго переключателя 15 и вторую нить 22 корда 7 связана со вторыми концами первой 23 и второй 24 обмоток исполнительного механизма З,первые концы обмоток 24 и 23 связаны с анодом второго диода 18 и катодом первого диода 17, соответственно.Минусовая клемма источника питания 12 через нормально замкнутые контакты третьего переключателя 16 и первые нормально разомкнутые контакты. 25 второго переключателя 15 связаны с первой нитью 20 корда 7, а через вторые нормально разомкнутые контакты 26 первого переключателя 14 — с второй нитью 22 корда 7, второй выход генератора импульсов 13 через нормально разомкнутые контакты третье40

50 реверсивного шагового двигателя 3, выходной вал 9 которого посредством фрикционной муфты 10 связан с заслонкой 8, перекрывающей выхлопной патрубок 2.

Первый режим — режим ручного управления. Осуществляется от первого

14 и второго 15 переключателей управления путем их кратковременного нажатия. При каждом нажатии одного из переключателей 14 или 15 импульс тока подается на первую 23, либо вторую 24 обмотки шагового двигателя 3.

Первая обмотка 23 обеспечивает прямой ход шагового двигателя З,при котором выхлопной патрубок 2 перекрывается заслонкой 8, обеспечивая тем самым снижение оборотов двигателя 1.

Это достигается кратковременными последовательно во времени нажатиями первой кнопки 14, подключающей источник питания 12 через корды 7 и диода

17 к первой обмотке 23 исполнительного механизма 3, Степень перекрытия заслонкой 8 выхлопного патрубка

2, а следовательно, и обороты теплового двигателя 1 полностью определяются числом нажатий переключателя

14. Совершенно аналогично осуществляется открытие выхлопного патрубка 2 путем нажатия второго переключателя

15, при котором обороты двигателя 1 увеличиваются. Движение заслонки 8 в ту и другую сторону ограничивается специальным ограничителем 11 минимального и максимального открытия выхлопного патрубка, при котором достигается максимальная либо минимальная тяга двигателя 1. В том случае, если заслонка 8 достигает ограничителя 11 (в любом из крайних положений), дальнейшего движения в том же направлении не происходит из-за проскальзывания вала 9 во фрикционной муфте 10.

В режиме автоматического управления вместо источника питания 12 используется генератор импульсов 13. Изменение режима работы осуществляется нажатием третьего перекЛючателя 16, отключающего источник питания 12 и подключающего генератор 13 к переключателям 14 и 15. Подача импульсов осуществляется по тем же цепям, что в ручном режиме. Данный режим используется при необходимости быстрого из.менения тяги двигателя 1 например при пикировании или кобрировании. В первом случае осуществляется сброс числа оборотов нажатием переключателя

15 и подачей серии импульсов на первую обмотку 24, во втором — нажатием переключателя 14. В этих случаях огра ничитель 11 также ограничивает ход заслонки в случае, если число импульсов от генератора 13 превысит число шагов шагового двигателя 3. Это достигается проскальзыванием вала 9 в муфте 10.

955970

Формула изобретения

Кордовая авиамодель, содержащая макет планера с расположенными на нем тепловым двигателем, к картеру которого прикреплен выхлопной патрубок, заслонкой, расположенной у среза выхлопного патрубка, исполнительным механизмом с выходным валом, выполнен-: ным в виде реверсивного шагового двигателя, и блоком управления рулями, который содержит источник питания и

Применение диодов 17 в цепи пита- ния обмоток 23, 24 обеспечивает пере дачу управляющих сигналов по двум кордам 7.

Точность управления определяется точностью фиксации положений заслонки 8 до одного шага дискретности при поступлении каждого импульса. Число импульсов или число нажатий переключателей управления всегда точно сост. ветствует вполне определенному поло- 10 жению заслонки 8, которая может быть по желанию оператора установлена в требуемое положение независимо от действия инерционных нагрузок. Импульсный режим обеспечивает экономию 15 энергии источника питания и увеличивает срок его службы. Применение генератора 13 импульсов обеспечивает достаточное быстродействие системы.

Использование изобретения позволит 2О повысить летные качества модели. прикреплен шарнирно к.макету планера, отличающаяся тем, что, с целью повышения летных качеств модели, она имеет на выходном валу исполнительного механизма последовательно расположенные фрикционную муфту и заслонку с отверстием и размещенный в нем ограничитель выхлопного патрубка, укрепленный на макете пла . нера, а блок управления рулями снабжен генератором импульсов, переключателями и диодами, при этом катод первого диода соединен с первым выводом обмотки .шагового двигателя, второй вывод которой подключен к аноду второго диода, связанного своим катодом с анодом первого диода и с первыми выводами контактов первого и второго переключателей., вторые выводы которых подсоединены к третьему выводу обмотки шагового двигателя, третьи выводы контактов первого переключателя соединены соответственно с третьими выводами контактов второго переключателя, с первым выходом генератора импульсов и с первым полюсом источника питания, второй полюс которого и второй выход генератора импульсов дополнительно связаны через контакты третьего переключателя с третьими выводами контактов первого переключателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

719646, кл. A 63 H 27/02, 1978.

Составитель С, Алексанов

Редактор Н. Коляда Техред И. Гайду Корректор М. Шароши

Заказ б861/5 Тираж 400 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, РаушсКая наб., д. 4/5Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, л. Проек тная, 4