Фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическими

Республик

<»956853 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 17.0281 (21) 3248187/25-27 с присоединением заявки ¹(23) ПриоритетОпубликовано 070982, Бюллетень ¹ 33

)gq1М g+ 3

F 16 0 13/56

F 16 D 13/52

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий ($3) УДК621. 825..54(088.8) Дата опубликования описания070982 (72) Автор изобретения

В.П. Савенко (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯЭМУФТА

Изобретение относится к машиностроению, автомобиле-. и тракторостроению, в частности к приводам, в которых применены фрикционные дисковые нормально замкнутые муфты с плав ным изменением величины крутящего момента.

Известна многодисковая фрикционная муфта нормально замкнутая, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через фрикционные .диски, которые сжаты через узел выключения пружиной растяжения и установлены между упорным и нажимным дисками (1) .

Недостатком данного устройства является сложность рычажного узла выключения, сложность конструкции и эксплуатации муфты.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является фрикционнея нормально замкнутая муфта, содержащая коаксиально расположенные ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через фрикционные диски, которые сжаты установленными в муфте пружинами сж п.ич, и которые расположены между упорным и нажимным дисками, причем », æí÷íûé диск управляется посредством элементарного узла включения (2).

Недостатком такой муфты являет-. ся сложность конструкции и ограниченное изменение величины крутящего момента (в пределах разности усилий более слабой пружины и пружины, сжимающей диски).

10, Целью изобретения является повышение плавности изменения величины крутящего момента.

Поставленная цель достигается тем, что фрикционная муфта, содержа-!

5 щая коаксиально расположенные ведущую и ведомые полумуфты, соегиненные между собой через фрикционные диски, подпружиненные одий к другому пружи0 нами сжатия и расположенные между упорным диском и нажимным узлом, управляемым посредством узла выключения, имеет нажимной узел, выполненный по меньшей мере иэ двух дисков, каждый из которых подпружинен равномерно расположенными по окружиости пружинами, а узел включения выполнен в виде ступенчатого штока, установленного соосно с ведущей полумуфтой,при этом в дисках нажимЗ0 ного узла выполнены отверстия, соот956853

Формула изобретения ветствукщие диаметрам ступеней штока.

На фиг. 1 изображена муфта,продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — резрез 5

В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — узел на фиг,. 1.

Фрикционная муфта нормально замкнутого типа содержит корпус 1 ведомой полумуфты с фланцевым исполне- 10 нием, внутри которого в подшипниках смонтирован ведущий вал 2, с жестко закрепленными на нем диском 3 и пальцами 4. С наружной стороны корпуса

1.коаксиально выполнен корпус ведомой полумуфты 5. На пальцах 4 установлены пружины б и нажимные диски 7, 8 и 9 таким образом, что ка>кдый диск контактирует с тремя соответствующими пружинами б (см. фиг.2, 3 и 4). На пальцах 4 смонтированы также ведущие 10 фрикционные диски.

В пазах корпуса ведомой полумуфты 5 установлены ведомые 11 фрикционные диски. Ведущие 10 и ведомые 11 фрикционные диски установлены в

25 чередующемся порядке, а их осевое перемещение ограничено кольцевой шайбой 12, закрепленной на концах пальцев 4. В торцевой крышке 13 установлен ступенчатый шток 14, который30 под действием пружины 15 контактирует с нажимным диском 7 и образует с нажимными дисками 8 и 9 соответственно зазоры 5 и 1, причем зазор I больше зазора S. 35

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущего вала 2 через диск 3, пальцы 4, ведущие

10 и ведомые 11 фрикционные диски передается на корпус ведомой полу- 4р муфты 5. Усилия на ступенчатом штоке 14 нет. Нажимные диски 7, 8 и 9 под действием пружины б сжимают пакет фрикционных дисков.

При необходимости плавного снижения крутящего момента к ступенчатому штоку 14 прикладывают осевое усилие, которое, преодолевая усилие пружин 6 контактирующих с нажимным диском 7, отжимает последний на величину зазора 5 и снимает часть общего нажимного усилия с пакета фрикционных дисков. При дальнейшем движении ступенчатого штока 14 под действием осевого усилия отжимается нажимной диск 8 на величину зазора

1-S и нажимной диск 9 на величину зазора, обусловленного предварительным сжатием пакета фрикционных дисков. Муфта выключена и крутящий момент за счет проскальзывания ве- 60 дущих 10 .о7 носительно ведомых 11 фрикционных дисков не передается.на корпус ведомой полумуфты 5. При н обходимости плавного наращивания крутящего момента операцию включения муфты производят в обратной последовательности, т.е. прикладывая к ступенчатому штоку 14 сдерживающее (противодействие девяти пружин 6) осевое усилие, и„ выбирая зазоры предварительного сжатия 1-S и S, включают в работу сжатия соответственно нажимные диски 9, 8 и 7. Муфта включена и крутящий момент за счет максимального сжатия ведущих

10 и ведомых 11 фрикционных дисков передается на корпус ведомой полумуфты 5.

Использование предлагаемой муфты позволит плавно регулировать (наращивать или снижать) величину передаваемого крутящего момента в приводах различных устройств. Конструкция муфты допускает работу фрикционных дисков в масляной ванче, что обеспечивает постоянство коэффициента трения, и следовательно, постоянную величину передаваемого крутящего момента. Коаксиальное (соосное) расположение ведущей и ведомой полумуфт значительно сокращает осевые габариты муфты, а фланцевое крепление муфты позволяет монтировать ее практически в любом месте и передавать крутящий момент между валами, расположенными на разных уровнях.

Фрикционная муфта, содержацая коаксиально расположенные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные между собой через фрикционные диски, подпружиненные один к другому пружинами сжатия и расположенные между упорным диском и нажимным узлом, управляемым посредством узла включения, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности изменения величины крутящего момента, нажимной узел выполнен по меньшей мере из двух дисков, каждый из которых подпружинен равномерно расположенными по окружности пружинами, а узел включения выполнен в виде ступенчатого штока, установленного соосно с ведущей полумуфтой, при этом в дисках нажимного узла выполнены отверстия, соответствующие диаметрам ступеней штока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 202659, кл. F 16 0 13/56, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

9 213483, кл. F 16 D 13/56, 1966 (прототип).