Упругоцентробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Совегскик

Социалистических

Республик

<л956856 (61) Дополнительное к авт. свид-ву 868176 (22) Заявлено 040281 (21) 3243746/25-27 (53) М Кп з

F 16 0 43/14 с присоединением заявки Мо

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК 621. 825. . 7 (088. 8) Опубликовано 0709.82. Бюллетень М 33

Дата опубликования описания 070982 (72) Авторы изобретения

Ю.И. Юревич, P.Â. Белявичус, И.В. Гаспарюнас и Д.М. Давидович

Вильнюсский инженерно-строительный инст тут - :. -(71) Заявитель (54) УПРУГО ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов, передающих большие крутящие моменты при значительных взаимных смещениях соединяеMblx валов и частом реверсировании.

По основному авт. св. 9 868176 известна упруго центробежная. муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц с хвостовиками, соединенные с ними с помощью прижимных элементов упругие кольца, выполненные в виде винтовых цилиндрических пружин.

На кольцах между хвостовиками диаметрально противоположно закреплены четыре центробежных груза, на которые установлена крестовина, ограничивающая их перемещения при расцентровке (1) .

Недостатком такой муфты являются ограниченные компенсирующие свойства при расцентровках, так как при смещении валов оси эллипсов упругого кольца и оси крестовины не совпадают. Грузы, перемещаясь в пазах жесткой крестовины, оказывают дополнительные давления на них, что вызывает напряжения в упругих кольцах и, как следствие, нагружает опорные подшипники валов, ухудшает виброизоляционные свойства муфты. Все это ограничивает срок службы муфты и ее

5 надежность.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в упруго центробежной м, фте, содержащей две полумуфты, выполненные в виде ступиц с хвостовиками, пружинные кольца, соединенные с полумуфтами при помощи прижимных элементов, центробежные грузы и ограничитель деформации, выполненный в виде крестовины с пазами, размещенный между полумуфтами, при этом центробежные грузы установлены в пазах ограничителя деформации, планки крестовины по оси муфты шарнирно связаны между собой.

На фиг. 1 изображена упруго центробежная муфта, общий вид; на фиг. 2 разрез A-A на фиг. 1.

Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 цолумуфт, представляющих собой ступицы, каждая из которых имеет два противоположно направленных хвостовика. Оси хвостовиков каждой иэ ступиц полумуфт расположены

ЗО под .прямым углом относительно друг

956856 друга. К концам хвостовиков с помощью прижимных элементов, выполненных в виде набора стягиваемых шайб 3 и гаек 4 оси 5, присоединены пружинные кольца 7 круглого сечения. Центробежные грузы 8-11, также выполнены 5 в виде набора шайб 3, стянутых на оси 6 гайками 4, между которыми расположены витки пружинных колец 7.

Грузы 8-11 шарнирно соединены с крестовиной 12 с помощью выполненных на ее концах пазов, в которые вставляются шайбы 3. Грузы 8-11 имеют возможность перемещаться в радиальном направлении в пазы крестовины 12. Крестовина 12 состоит из 15 двух планок, шарнирно посаженных на ось 13, расположенную по оси муфты.

Муфта работает следующим образом.

В статическом положении хвостовики ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт расположены перпендикулярно друг к другу и проекции пружинных колец 7 с торца представляют идеальные окружности. При воздействии крутящего момента ведущая полумуфта 1 поворачивается относительно ведомой 2 в направлении вращения, концентрические пружинные кольца 7, деформируясь, принимают формы близкие к эллипсоидальным, при этом большие и малые полуоси эллипсов расположены в плос- З0 костях закрепления грузов 8-11 с кольцами 7, а также на оси пазов крес товины 12, в которые шарнирно установлены эти грузы.

В связи с деформацией пружинных Зэ колец два груза стремятся приблизиться к оси вращения, а два других удаляются от нее.

Движение грузов обуславливается направлением движения. 40

Под действием центробежных сил все грузы воздействуют на упругое кольцо 7. В случае вращения по часовой стрелке ведущей полумуфты под действием номинального крутящего момента45 и оборотов грузы 9 и 11 упрутся в дальние от центра концы пазов крес-, товины, а грузы 8 и 10, препятствуя повороту муфт относительно друг друга под действием центробежных сил, будут препятствовать развороту полумуфт относительно друг друга. Хотя крутящий момент приблизит их к оси вращения, эти упруго подвешенные грузы, не прижатые к концам пазов, могут локализировать крутильные колебания в соответствующей полумуфте.

Естественно, что при изменении направления вращения грузы меняются

Ролями, муфта является симметрично реверсивной.

При расцентровке валов оси эллипса и направление движения грузов не совпадают (что приводит к ограничению движения грузов в пазах жесткой крестовины, а, как следствие, вызывает дополнительные напряжения в упругом кольце, нагружает опорные подшипники валопровода, ухудшает виброизоляционные свойства муфт), поэтому возможность поворота планок крестовины 12 вокруг своей оси 13 позволяет выбрать грузам такое направление движения, где препятствующие передвижению грузов 8-11 силы будут минимальными.

Это обеспечивает разгрузку упругого кольца, повышает компенсирующие свойства муфт и ее срок службы.

Формула изобретения

УпРуго центробежная муфта по авт. св. Р 868176, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, планки крестовины по оси муфты шарнирно связаны между собой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 868176, кл. F 16 0 43/14, 1979 (прототип).

956856

5uz:.Р

Составитель Г. Абрамова

Редактор Н. Гунько Техред Т.фанта Корректор Г. Огар

Заказ 6561/20 Тираж 990 Подписное

RHHtIIIH Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4