Устройство для контроля и учета работы транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(!!»
Союз Соввтскик
Соцнапистичвсиик рес убн
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 11.03.81 (21) 3258865/18-24 (5I )M. Кл.
G 07 С 5/10 с присоединением заявки рв
9вударстванв11 кемвтвт
CCeI дв делам взвбретенкй в открытей (23) Приоритет (53) УДК 681.178 (088. 8) Опубликовано 07.g9.82 ° Бюллетень Юе33
Дата опубликования описания 07.09.82. ф ЕР
ПА УЯатаю.
f3 111 4Ceaa
885,!@0р,„.
Научно-исследовательский и проектный инсти автоматизированных систем управления автомобильным транспортом (72) Авторы изобретения
Л.К.Йарков, Ю.А.Леднев, В.А.Лукин и И.A.III (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА
РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к эксплуатации грузового автомобильного транспорта любого типа, преимущест венно общего пользования.
Известно устройство для контроля работы транспортного средства, содержащее счетчики общего пробега, пробега под нагрузкой и числа пере,везенных пакетов, кинематически соединенные с приводом (1) .
Однако это устройство недостаточно надежно в работе из-за большого количества муфт, червячных передач и другик кинематических соединений.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для контроля и учета работы транспортного средства, содержащее датчики усилий, выходы которых через согласующий элемент сое.- зо динены с входом счетчика загруженной массы, датчик пути, выход которого подключен к входу счетчика общего пути и через исполнительный элемент
2 к входу интегратора, выходы которо» го соединены с входами счетчика гру-зооборота и счетчика пути с грузом, при этом интегратор выполнен из конусов, кинематически связанных через ползунковое колесо (2) .
Недостатком устройства является невысокая точность учета работы транспортного средства. Точность учета тоннокилометров счетчиком в большей степени определяется стабильной работой интегратора, который, в свою очередь, зависит от люфтов в приводе ползункового колеса, люфтов в опоре ведущего и ведомого конусов, степени износа рабочих поверхностей конусов и т.д. Погрешности, обусловленные этими люфтами, в процессе эксплуатации транспортного средства непрерывно будут возрастать.
Цель изобретения - повышение точ" ности контроля и учета работы транспортного средства.
957243
Указанная цель достигается тем, что в уст рой ст во для конт роля и у чета работы транспортного средства, содержащее датчики усилий, выходы ко-, торых через согласующий элемент сое" динены с входом счетчика загруженной массы, датчик пути, выход которого прдключен к входу счетчика общего пути, и интегратор, выходы которого соединены с входами счетчика грузо- 10 оборота и счетчика пути с грузом„ введен аналого-цифровой преобразова,тель, при этом интегратор выполнен из счетчика импульсов, элемента ИЛИ, ключей, триггеров управления, генератора импульсов и блока сравнения кодов, выход которого соединен с первыми входами триггера управления и счетчика импульсов, выходы которого подключены к входам первой группы блока сравнения кодов, выход первого ключа соединен с вторым вхо-, дом триггера управления, выход кото рого соединен с первым входом второго ключа, выход которого подключен к второму входу счетчика импульсов,. выход генератора импульсов соединен с вторым входом второго ключа-, выходы ключей интегратора соответственно подключены к входам счетчика грузооборота и счетчика пути с грузом, выход согласующего элемента соединен с информационным входом аналого-цифрового преобразователя, управляющий вход которого подключен к выходу датчика пути, который соединен с первым входом первого ключа интегратора, выходы аналого-цифрового преобразователя подключены через элемент ИЛИ ин" тегратора к второму входу первого ключа интегратора и непосредственно к
40 входам второй группы блока сравнения кодов.
На чертеже представлена функциональная схема устройства.
Устройство содержит датчики 1 уси- 4 лий, согласующий элемент 2,датчик 3 пути, счетчик 4 общего пути, управляющий вход 5 аналого-цифрового преобразователя 6, вход 7 интегратора 8 с выходами 9 и 10, счетчик 11 грузообо- >в рота, счетчик 12 пути с грузом, выходы 13 аналого-цифрового преобразователя 6 с информационным входом 14, счетчик 15 загруженной массы, блок
16 сравнения кодов, элемент ИЛИ 17, 55 первый ключ 18, генератор 19 импульсов, второй ключ 20, счетчик 21 импульсов, триггер 22 управления, 4
Датчик 3 пути представляет собой преобразователь, например, индуктивного или фотоэлектрического типа, формирующий на выходе импульсный сигнал на каждую единицу пройденного транспортным средством пути.
Устройство работает следующим образом, Создаваемое датчиками 1 усилий давление, пропорциональное массе груза, передается на согласующий элемент 2, на выходе которого выраба" тывается постоянный электрический сигнал, функционально связанный с массой груза. Этот сигнал поступает одновременно на счетчик 15 загруженной массы, непрерывно показывающий степень загрузки транспортного средства, и на аналого-цифровой преобразователь
6. При движении транспортного средства датчик 3 пути периодически вырабатывает импульс пройденного отрезка пути. Этот импульс поступает на счетчик 4 общего пути, фиксируя общий пройденный путь, а также запускает аналого-цифровой преобразователь
6, на выходе которого Формируется цифровой код массы груза, сохраняющий свое значение до следующего запуска. Цифровой код массы груза через интегратор поступает на блок 16 срав- нения кодов и элемент ИЛИ 17. Если груз отсутствует, то в цифровом коде массы груза все двоичные разряды равны нулю и сигнал на выходе элемента ИЛИ 17 отсутствует. При этом первый ключ 18 закрыт, сигналы с датчи- . ка 3 пути через него не проходят, триггер 22 управления находится в состоянии, при котором .второй ключ 20 заперт и импульсы генератора 19 импульсов через него не проходят. В результате при движении транспортного средства без груза счетчики 11 грузооборота и счетчик 12 пути с грузом, не изменяют своих показаниЙ.
Ю
Если транспортное средство движется с грузом, то после запуска сиг" налом датчика 3 пути аналого-цифрового преобразователя 6 на выходе последнего возникает код массы груза, у которого хотя бы один двоичный разряд отличен от нуля, на выходе элемента ИЛИ 17 формируется сигнал разрешения и"импульс датчика 3 пути проходит через первый ключ 18. Этот импульс, поступая на счетчик 12 пути с грузом, увеличивает его показания на единицу пути и одновременно
5 9572 перекидывает триггер 22 управления в состояние, при котором второй ключ
20 открывается. Импульсы генератора.
19 импульсов через открытый второй ключ 2g начинают поступать одновре- S менно на счетчик 21 импульсов и счетчик 11 грузооборота. B момент, когда двоичный код на выходе счетчика 21 импульсов станет равным двоичному коду массы груза, блок 16. сравнения ко- 1© дов выдает сигнал равенства кодов.
Этим сигналом счетчик 21 импульсов сбросится в исходное нулевое состоя.ние, а триггер 22 управления установйтся в состояние, при котором 15 второй ключ 20 закрывается, и поступление сигналов с генератора 19 импульсов на счетчик 21 импульсов и счетчик 11 грузооборота прекращается. При проходе с датчика 3 пути сле- З1 дующего импульса описанный выше про" цесс повторяется.
Таким образом, при наличии груза на каждую единицу пути, пройденную транспортным средством, состояние счетчика 12 пути с грузом увеличится . на единицу, а счетчика 11 грузооборота - на число, равное массе груза.
Предлагаемое устройство обладает высокой точностью ввиду отсутствия каких-либо погрешностей, обусловлен»
:ных люфтами механических систем.
Использование устройства по сравнению с известными устройствами аналогичного назначения создает положи" тельный эффект, заключающийся в повышении точности контроля и учета работы транспортных средств,,что достигается новым схемным решением интегратора, соединением его узлов, использованием электронных блоков. второго клача, выходы ключей интегра. тора соответственно подключены к входам счетчика грузооборота и счетчика пути с грузом, выход согласующего элеЗ© мента соединен с информационным входом аналого-цифрового преобразователя, управляющий вход которого подключен к выходу датчика пути, который соеди- нен с первым .входом первого ключа интегратора, выходы аналого-цифрового преобразователя подключены через элемент ИЛИ интегратора к второму входу первого ключа интегратора и непосредственно к входам второй группы блока
41> сравнения кодов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
И 52936, л. 0 07 С 5/10, 1937.
2. Авторское свидетельство СССР
И 769581> кл. 6 07 C 5/10, 1977 (прототип).
Формула изобретения
Устройство для контроля и учета работы транспортного средства, со<3 6 держащее дат чи ки усилий, выходы которых через согласующий элемент соединены с входом счетчика загруженной массы, датчик пути, выход которого подключен к входу .счетчика общего пути, интегратор, счетчик грузооборота и счетчик пути с грузом, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введен аналого-цифровой преобразователь, при этом интегратор выполнен из счетчика импульсов, элемента ИЛИ, ключей, триггеров управления, генератора импульсов и блока сравнения кодов, выход которого соединен с первыми входами триггера управления и счетчика импульсов, выходы которого подключены к входам первой группы блока сравнения кодов, выход первого ключа соединен с вторым входом триггера управления, выход которого соединен с первым входом второго ключа, выход которого подключен.к второму входу счетчика импульсов, выход генератора импульсов соединен с вторым входом
957243, 39 ираж 592 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5
Заказ илиал П Патент, r. жгород, ул. Проектная, Составитель Г.Усачев
Редактор И.Янович Техред И,Рейвес Корректор И.Демчик