Однофазный шаговый двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii)957363 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06. 01. 81 (21) 3231280/24" 07 с присоединением заявки М (51)M. Кл.
Н 02 К 37/00
9вударственный квинтет
ФСьР но днлзи нзебретеннй н открытка (23)flриоритет (53) УДК621. 313. .133. 3(088.8) Опубликовано 07.09.82. бюллетень М 33
Дата опубликования описания 09.09.82 (72) Автор изобретения
А. С. Важенин
t .;:..:
Челябинский политехнический институт им. Ленинского"- комсомола (7l ) Заявитель (54) ОДНОФАЗОВЦЙ НАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к шаговым элект" рическим двигателям, которые находят широкое применение в дискретном элект. роприводе, и, в первую очередь, в
S приборах времени.
Известны однофазовые шаговые двига. тели, содержащие ротор с постоянным магнитом и статор с обмоткой и магнитопроводом, имеющим ярмо, стержни и полюса, установленные с неравномерным зазором по отношению к ротору flj .
Однако двигатель сложен в изготовлении из-за неравномерности воздушного зазора между ротором и обоими полюса- 15 ми.
Наиболее близким к предлагаемому является однофазовый шаговый двигатель, содержащий цилиндри чески и рото с двухполюсным постоянным магнитом и 20 статор с обмоткой управления и магнитопроводом, имеющим ярмо и стержни с полюсными наконечниками, имеющими цилиндрические поверхности, обращенные
2 к ротору, один из которых установлен с неравномерным зазором относительно последнего (2) .
Однако в известном двигателе неравномерный зазор создает реактивный момент, снижающий КПД двигателя.
Цель изобретения - повышение КПД двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что стержень магнитопровода, несущий полюс с неравномерным зазором, выполнен из магнитострикционного материала, например из никеля.
На чертеже схематично представлен предлагаемый двигатель.
Двиrатель состоит из ротора 1 и статора, содержащего полосные наконечники 2 и 3, установленные на стерж" нях 4 и 5, один из которых снабжен обмоткой 6. Стержень 5 выполнен из магнитострикционного материала, а установленный на нем наконечник 2 образует с ротором неравномерный воздушный зазор.
3 95736
Двигатель работает следующим образом.
В исходном положении flpH отсутствии тока в обмотке 6 благодаря неравномерности воздушного зазора между % ротором и статором, ротор займет по" ложение, указанное на чертеже, т.е. ось намагничивания ротора не будет совпадать с осью полюсов наконечни" ков 2 и 3, что обеспечит пусковой мо"1в мент и заданное направление вращения ротору при подаче импульса тока в обмотку 6, Одновременно с подачей тока в стержне 5 изменится величина магнит. ной индукции. Это изменение магнитной индукции благодаря тому, что сте . жень 5 выполнен из магнитостоикционного материала, приведет к его деформации, в рассматриваемом случае к удлинению, которая, воздействуя на 20 полюсный наконечник 2, переместит
его и изменит воздушный зазор между ротором и статором, в идеальном случае сделав его равномерным.
При равномерном воздушном зазоре 2б исчезнет реактивный момент и тем самым будет увеличен движущий момент, что и обеспечит повышение КПД двига" теля. После прохождения импульса тока неравномерность воздушного зазора Зв восстановится, появится реактивный ммоент, который и зафиксирует ротор после поворота его на 180 . Подача следующего импульса тока в обмотку 6, но с противоположной полярностью, приведет к повторению описанных выше физических процессов, в результате чего ротор совершит полный оборот, и дальше цикл начнет повторяться.
Таким образом, благодаря выполнению стержня 5 из магнитострикционного материала у предлагаемого однофазного двигателя повышается КПД, что выгодно отличает его от известных двигателей.
Формула изобретения
Однофаэный шаговый двигатель, содержащий цилиндрический ротор с двух полюсным постоянным магнитом и статор с обмоткой управления и магнитоприводом, состоящим из ярма и стержней с полюсными.наконечниками, имеющими цилиндрические поверхности, обращенные к ротору, один из которых установ. лен с, неравномерным зазором относи" тельно последнего, о т л и ч à ешийся тем, что, с целью повышения коэффициента полезного действия двигателя, стержень магнитопровода, несущий полюс с неравномерным зазором, выполнен из магнитострикционного материала, например из никеля.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. ФРГ по заявке И 2642417, кл. Й 02 K 37Л0, 1977.
2. Франция. Патент Р 2225869, кл. Н 02 К 37/00, 1974.
957363
Составитель В. Калишкин
Редактор H. Ковалева Техреду И, Тепер 5ЮР РЛ ЛО2. ,Закаэ 6615/55 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Раушская наб. й. 4)5 сьй а аВе ° ъ Ьеа юе и ею
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, й