Способ соединения деталей с натягом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
И. И. Воячек, Н. E. Курносов, М. М. Свирски
A. A. Кирпичников, Н. М. Москвитин и B A (72) Авторы изобретеиия
Пензенский политехнический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С НАТЯГОМ
Изобретение относится к механосборе чным работам, в частности к способам соединения деталей с натягом.
Известен способ соединения деталей с натягом, заключающийся в нанесении на охватываемую деталь покрытия из легкоплавкого и тугоплавкого материалов, например, в виде композитной смеси мелкьдисперсных порошков легкоплавких и пластичных металлов с глицерином, установки деталей одну в другую и последующего расплавления более легкоплавкого материала f1).
Недостатком известного способа является невозможность существенно повьтсить прочность соеоинения, так как конт ролировать и управлять толщиной слоя данного покрыжя и степенью заполнения пустот зоны контакта затруднительно.
Кроме того, легкоплавкие металлы покрытия обладают, как правило, пониженными механическими характеристиками и, находясь в зоне контакта, ограничивают прочность соединения с натягом. В то же
2 время, мелкодисперсные порошки более твердых металлов, входящих в состав смеси, не оказывают существенного эаклиниваюшего действия и не приводят к до стижению требуемой прочности.
Цель изобретения - повыпюние прочности соединения деталей с. натягом.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу соединения деталей
10 с натягом путем нанесения Ha conpsrae мую поверхность по крайней мере одной из соединяемых деталей покрытия иэ лет коплавкого и тугоплавкого материалов . установки одной детали в другую, последующего расплавления легкоплавкого ма.териала материалы наносят слоями, при этом наружный слой наносят as туголлавкого материала, а внутренний - из легкоплавкого.
На фиг. 1 изображена soma контакта поверхностей соединенных деталей иепо средственно после сборки: на фиг. 2 - эона ксатакта поверхностей деталей после
3 0680 нагрева и последующего охлаждения troayченн ого соединения.
Способ осуществляют следующим образом.
Наносят, например, гальваническим ме-5 тодом на сопрягаемую поверхность вала.1 сначала слой 2 легкоплавкого материалавнутренний, а затем снаружи этого слоя наносят более тонкий слой 3 из тугоплав-. кого материала. Запрессовыьают вал 1 во to втулку 4 продольной запрессоькой или термическим методом. Нагревают полученное соединение до температуры плавления легкоплавкого материала, выдерживают
20-25 мин и охлаждают.
Ф
Пример. Изготавливают ьал 1 с диаметром D =30 мк длиной P. =20 мм и втулку с наружным диаметром D< =50 мм и внутренним диаметром 01=30 мм, длиной 3 =20 мм. Материал вала и втулки2О, сталь 45. Посадочные диаметры обрабатывают шлифованием с Ra=2,5 мкм, натяг ь соединениях выдерживают равным И =40+5 мкм.
На вал 1 наносят покрытие слоями о 25 причем внутренний слой 2 выполняется из легкоплавкого материала, например кадмия, толщиной п=15 мкм, а наружный слой - из тугоплавкого материала 3, например никеля,толщиной и =2 мкм.
В первом случае часть образцов запрессовывается под прессом, пссле чего некоторые втулки разрезаются и измеряется толщина покрытия, которая не изменяется по величине после запрессоьки.
Остальные образцы собираются с наг35 ревом втулки 2 в печи МПУ-2М. После сборки образцы в обоих случаях нагреваются в печи до температуры 593-603 К, 74 4 выдерживаются в течение 20 мин и охлаждаются на воздухе.
Полученные соединения проверяют на усилие выпрессовки на прессе и на герме« тичность с помощью прибора ПКГ-903 °
Испытания показыьают, что усилие распрессоьки увеличивается на 40-50% по сравнению с усилием распрессовки ho известному способу.
Таким образом, изобретение позволяет уменьшить срез покрытия и, следовательно, расход мягкого легкоплавкого материала в процессе продольной запрессоьки, увеличить прочность соединения, обеспечивает высокую герметичность и, следовательно, коррозионную стойкость соединения.
Фиг. f
Фиг.2
ВН И И ПИ Закал 6684/1 5
Тираж l l53 Подписное
Филиал ППП "Патент, r. Ужгороп,ул. Проектная,4
Формула изобретения
Способ соединения деталей с натягом путем нанесения на сопрягаемую поверхность по крайней мере одной из соединяемых деталей покрытия из легкоплавкого и тугоплавкого материалов, устаноьки одной -детали ь другую и последующего расплаьлэния ле коплавкого материала, отличающийсятем, что,сцелью поьышения прочности соединения, материалы наносят слоями, при этом наружный слой наносят из тугоплавкого материала, а внутренний - из легкоплавкого.
Источники информации, принятые ьо внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР
М 474421, кл. В 23 P 11/02, 1973 (прототип).