Учебный автомобиль

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАЙИЕ „,958181

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.02.81 (21) 3253088/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

В 60 Т 7/04

G 09 В 9/04

Государственный комнтет

CCCi (53) УДК 629.113-59 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.82 по делам нзобретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

С. Я. Кудрин, И. Ф. Кадыров, P. 3. Закиров и Ф. И. Мутйн.

1. (71) Заявитель (54) УЧЕБНЫЛ АВТОМОБИЛЬ

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к техническим средствам обучения вождению автомобиля.

Наиболее близким к изобретению является учебный автомобиль, содержащий двойное управление тормозной системой, включающее вал с закрепленными на нем тормозными педалями обучаемого и инструктора, привод штока главного тормозного цилиндра и электромагнитный привод 11).

Однако известный учебный автомобиль характеризуется тем, что при имитации отказа тормозной системы тормозная педаль обучаемого не имеет рабочего хода, обучаемый не испытывает полной психофизиологической информации и ее переработки в I5 процессе обучения и тренировки, так как на практике при отказе тормозной системы преимущественно тормозная педаль имеет свободный ход и легко утапливается.

Причем наличие сигнальной лампы и получение визуальной информации об имитации отказа тормозов не обеспечивает элемент внезапности отказа, что затрудняет приобретение необходимых навыков обучаемым в экстремальных ситуациях.

Кроме того, имитация отказа тормозной системы в известном устройстве достигается тем, что подвижный упор отключает, ликвидируя рабочий ход педали, тормозную педаль как обучаемого, так и инструктора.

При появлении действительной опасной ситуации, особенно при выходе из строя электрической системы управления подвижным упором, включение тормозной системы в работу связано с необходимостью выдергивания подвижного упора вручную, что не обеспечивает торможения и требует от инструктора быстрых действий в критической ситуации. А в случае обрыва страхующего тросика учебный автомобиль вообще остается без тормозов.

Целью изобретения является обеспечение более полной имитации отказа тормозной системы учебного автомобиля в опасных ситуаций в условиях движения при обучении и тренировке водителей.

Поставленная цель достигается тем, что вал выполнен из двух полуосей, которые соединены между собой муфтой сцепления, размещенной между тормозной педалью обучаемого и приводом штока главного тормозного цилиндра, а одна из полумуфт муфты

958181

3 сцепления выполнена подвижной и через вилку связана с электромагнитным приводом.

На фиг. 1 схематично изображено двойное управление тормозной системой учебного автомобиля; на фиг. 2 — то же, в аксонометрии.

Двойное управление состоит из левой полуоси 1, правой полуоси 2 с жестко закрепленными на них тормозными педалями

3 и 4, обучаемого и инструктора соответственно, к каждой из полуосей. Обе полуоси закреплены в опорах скольжения 5 и соединены муфтой сцепления 6, размещенной между тормозной педалью 3 обучаемого и приводом 7. Привод 7 закреплен на правой полуоси 2 и соединен со штоком 8 главного тормозного цилиндра 9. Одна из полумуфт муфты сцепления 6 выполнена подвижной и через вилку 10 соединена с тяговым реле 11.

Двойное управление учебного автомобиля работает следующим образом.

В обычном режиме движения учебного автомобиля муфта сцепления 6 жестко соединяет левую полуось с правой полуосью 2, на которых закреплены тормозные педали

3 и 4 обучаемого и инструктора соответственно. Причем на правой полуоси 2 жестко закреплен привод 7, соединенный со штоком

8 главного тормозного цилиндра 9. В этом случае обучаемый и инструктор имеют возможность воздействовать на шток 8 главного тормозного цилиндра 9 нажатием каждый своей педали.

В случае необходимости имитации отказа система тормозов или предотвращения аварийной ситуации при движении автомобиля по скользкой дороге инструктор с своего рабочего места разъединяет муфту сцепления 6. Разъединение муфты сцепления 6 происходит дистанционно при помощи подвижной полумуфты путем перемещения ее вилкой 10 воздействием тягового реле

11. При этом левая полуось 1 разъединяется с правой полуосью 2. Но поскольку педаль тормоза 4 инструктора всегда находится в постоянном соединении через привод 7 со штоком 8 главного тормозного ци4 линдра 9, то практически инструктор может при необходимости осуществлять торможение учебного автомобиля в любое время, независимо от положения тормозной педали 3 обучаемого. В то же время обучаемый нажатием педали 3 не может воздействовать на тормозную систему учебного автомобиля, и в этом случае «провал» тормозной педали 3 обучаемого создает полную психофизиологическую информацию о

10 внезапном отказе тормозной системы учебного автомобиля в целом.

Поскольку тяговое реле 11 включается дистанционно, незаметно для обучаемого, с места инструктора, то создается элемент неожиданности отказа тормозной системы.

Такая имитация отказа тормозной системы с соблюдением полной безопасности движения учебного автомобиля повышает возможность приобретения практических навыков будущим водителям при возникновении аварийных сиутаций.

Формула изобретения

Учебный автомобиль, содержащий двойное управление тормозной системой, включающее вал с закрепленными на нем тормозными педалями обучаемого и инструктора, привод штока главного тормозного цилиндра и электромагнитный привод, отличающийся тем, что, с целью обеспечения

З0 более полной имитации отказа тормозной системы и опасных ситуаций в условиях движения при обучении и тренировке водителей, вал выполнен из двух полуосей, которые соединены между собой муфтой сцепления, размещенной между тормозной пе35 далью обучаемого и приводом штока главного тормозного цилиндра, а одна из полумуфт муфты сцепления выполнена подвижной и через вилку связана с электромагнитным приводом.

40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Иларионов В. А. и др. Технические средства обучения водителей. М., Изд-во

ДОСААФ, 1979, с. 86 (прототип).

958181

Puz1

Составитель Ю. Гуляев

Редактор М. Бандура Техред А. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 6702 2! Тираж 7Г8 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4