Якорное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 958209
ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.02.81 (21) 3247332/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 63 В 21 22
Генударетнелнмй кемлтет
СССР ло делам лзнбретеннй и открытий (53) УДК 629.12. .015.64 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 25.09.82 (72) Автор изобретения
Ю. А. Авдеев (71) Заявитель (54) ЯКОРНОЕ УСТРОИ СТВО
Изобретение относится к судостроению, в частности к якорным устройствам.
Известно якорное устройство, содержащее якорь, соединенный якорной цепью с механизмом подъема и отдачи, и клюз (1).
Однако указанное устройство характеризуется недостаточно высокой эффективностью работ по снятию судна с якоря.
Цель изобретения — повышение эффективности работ по снятию судна с якоря путем создания максимального усилия при 1О отрыве якоря от грунта.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено предохранительным механизмом, расположенным между якорем и ходовым концом цепи, и отключающим механизмом, расположенным между клюзом и механизмом подъема и отдачи, причем предохранительный механизм включает шарнирно прикрепленный к якорю корпус, выполненный с упорным буртом и подпружиненным штоком, жестко связанным с якорной цепью 2о и имеющим упорный диск, расположенный вне корпуса, а отключающий механизм выполнен в виде двуплечего рычага, взаимодействующего свободным концом с выключателем механизма подъема и отдачи якоря, а другим концом посредством двух шарнирно связанных с ним дополнительных рычагов— с охватывающим якорную цепь кольцом, в свою очередь, взаимодействующим с упорным диском предохранительного механизма.
На фиг. 1 схематически представлено якорное устройство; на фиг. 2 — узел I (предохранительный механизм); на фнг. 3 — узел
II (отключающий механизм); на фиг. 4— разрез А — A на фиг. 3.
Якорное устройство содержит механизм
1 подъема и отдачи якоря с якорной цепью
2, клюз 3, якорь 4, расположенный между якорной цепью 2 и якорем 4, предохранительный механизм 5 и расположенный между клюзом 3 и механизмом 1 нодъема и отдачи отключающий механизм 6.
Предохранительный механизм 5 содержит корпус 7 с упорным буром 8, расположенный внутри корпуса 7 шток 9, жестко связанный с якорной цепью 2 и подпружиненный предварительно сжатой пружиной 10, н упорный диск 11, расположенный вне корпу958209
3 са 7. Предохранительный механизм 5 посредством шарнира 12 закреплен к якорю 4.
Отключающий механизм 6 содержит двуплечий рычаг 13, подпружиненный пружиной
14 к упору 15. Двуплечий рычаг 13, закрепленный шарниром 16, ось которого параллельна оси барабана лебедки 1, свободным концом взаимодействует с выключателем 17 механизма подъема и отдачи, другой конец двуплечего рычага 13 через рычаги 18 и 19, взаимосвязанные с двуплечим рычагом 13 и между собой шарнирами 20 и 21, оси которых перпендикулярны оси барабана лебедки 1, взаимодействует с кольцом 22. охватывающим якорную цепь 22. Кольцо 22, в свою очередь, взаимодействует с упорным диском 11 предохранительного механизма 5 и за счет шарниров 20 и 21 имеет возможность свободно следовать за якорной цепью
2 при ее укладке на барабан лебедки 1.
Якорное устройство работает следующим образом.
При постановке судна на якорь лебедка 1 стравливает якорную цепь 2, проходящую через кольцо 22 отключающего механизма 6.
Якорь 4 с предохранительным механизмом 5 выходит из клюза 3, опускается на грунт и зарывается в него лапами.
При поднятии якоря 4 лебедка 1 выбирает якорную цепь 2 через кольцо 22 отключающего механизма 6. При этом возникающее усилие в якорной цепи 2 через шток 9 сжимает пружину 10 и через корпус 7 и шарнир 12 передается якорю 4. При повышении нагрузки в якорной цепи 2, в частности при отрыве якоря от грунта, пружина 10 сжимается еще больше, шток 9 упирается в бурт 8, и усилие от упорного бурта 8 через корпус 7 и шарнир 12 передается якорю 4.
После отрыва якоря 4 от грунта усилие в якорной цепи 2 падает до величины суммы весов якоря 4 и якорной цепи 2 в воде, а при подходе якоря 4 к клюзу 3 оно равно весу якоря. При этом пружина 10 разжимается и шток 9 отходит от упорного бурта 8 предохранительного механизма 5.
При входе якоря 4 в клюз 3 усилие в якорной цепи 2 падает до величины, меньшей веса якоря, а пружина 10 разжимается до своего первоначального положения.
После входа якоря 4 и упора его в клюз
2 развиваемое лебедкой 1 усилие возрастает, пружина 10 сжимается, шток 9 переме4 щается в сторону лебедки 1 и упорный диск
11 предохранителЬного механизма 5 нажимает на размещенное на якорной цепи 2 кольцо 22 отключающего механизма 6. Усилие через рычаг 19 шарнир 21, рычаг 18, шарнир 20 и двуплечий рычаг 13, разворачивающийся на подпружиненном пружиной 14 от упора 15 шарнире 16, передается на шток выключателя 17 механизма подъема и отдачи, который выключает цепь питания электропривода лебедки 1. В.результате барабан лебедки 1 затормаживается при усилии в якорной цепи 2, меньшем веса якоря и до любого необходимого значения.
Преимуществом данного якорного устройства является простота его конструкции, а также возможность повышения эффективности работ по снятию судна с якоря.
Формула изобретения
Якорное устройство, содержащее якорь, соединенный якорной цепью с механизмом подъема и отдачи, и ключ, отличающеееся тем, что, с целью повышения эффективности работ по снятию судна с якоря путем создания максимального усилия при отрыве якоря от грунта, устройство снабжено предохранительным механизмом, расположенным между якорем и ходовым концом цепи, и отключающим механизмом, расположенным между клюзом и механизмом подъема и отдачи, причем предохранительный механизм включает шарнирно-прикрепленный к якорю корпус, выполненный с упорным буртом и подпружиненным штоком, жестко связанным с якорной цепью и имеющим упорный диск, расположенный вне корпуса, а отключающий механизм выполнен в виде двуплечего рычага, взаимодействующего свободным концом с выключателем механизма подъема и отдачи якоря, а другим концом посредством двух шарнирно-связанных с HHM ILOIIOJIHHTpJIb40 ных рычагов — с охватывающим якорную цепь кольцом, в свою очередь взаимодействующим с упорным диском предохранительного механизма.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шмаков М. Г. и Климов А. С. Якорные и швартовые устройства. Л., «Судостроение», 1964, с. 131, рис. 71 (прототип).
958209
21
Составитель Е. Арбузова
Редактор М. Недолуженко Техред А. Бойкас Корректор И.Муска
Заказ 6707/22 Тираж 462 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4