Смазка для холодной обработки металлов давлением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советснни
Социалистических
Республнк (64) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.02.81 (21)3247557/23-04 (5 т)М.КЛ.
С 10 М 5/10
С 10 М 5/24 с присоединением заявки !о
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.82.Бюллетень М 34 (53) УДК 621.892!621.
° 7.016.3(088.8) Дата опубликования описания 15 . 09 . 82
Ъ з
П.И. Чуйка, В.Н. Колесников, Л.M Фролова В.f. f46%g -„ :.!
И.Т. Полковничен анов, Л.П. З жафтщ (72) Авторы изобретения
%7 ф, ко, П.Е. Чапл и A.Б. Мамаев (71) Заявитель (54), СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ
МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ
Изобретение относится к техноло= гическим смазкам для холодной обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении (колочением, прокаткой) изделий, например труб иэ углеродистых сталей, в частности в поточных линиях.
Процессы обработки металлов давлением характеризуются высокими скоростями деформации при больших значениях разовых обжатий.
Однако при этом как скорость., так и степень деформации ограничиваются физико-химическими свойствами (вязи кость, термостойкость и др.) применяемых смазок.
Известна смазка для холодной обработки металлов давлением, представля" ющая собой 5-7%-ный водный раствор хозяйственного натриевого мыла (1).
Недостатком указанной смазки является то, что она может быть использована только с подсмаэочным покрытием (медным или фосфатным). В связи с.зтим перед нанесением покрытия тре-. буется химическая обработка (обезжиривание, травление) поверхности изделий. Последнее повышает трудоеМкость процесса и ухудшает санитарно-гигиенические условия труда, эа счет выделе- ЗО ния в окружающую ° среду паров кислот и щелочей. Кроме того, после нанесения смазки требуется специальная сушка.
Известны смазки, применение которых не требует предварительного нанесения подсмазочного покрытия. Так, например, известна смазка, состоящая из8-15% мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С„ змульсола технического (0,5-1%), йатрия иодистого (0,3-0,6Ъ) и гидроокиси лития (0,20,43) 2).
Однако применение указанных смаэок также не исключает операции сушки, что удлиняет технологический
1 цикл.
Наиболее близкой по составу ингредиентов к предлагаемой является смазка, состоящая из минерального масла и полиэтилена высокомолекулярного низкого давления (м.в. более 10000) ! 3).
Недостатками данной смазки являются ее невысокие антифрикционные и про" тивоэадирные свойства. Последнее приводит к налипанию металла на инструмент и обрывам деформируемого изделия.
Это обусловлено тем, что при высоких скоростях деформации в очаге деформации развиваются высокие температусвл
958480
<свыше 250 С), что приводит к потере термостабильности смазки, а следовательно и к ухудшению ее антифрикционных и противозадирных свойств.
Целью изобретения является повышение противозадирных и антифрикционных5 свойств смазки.
Поставленная цель Йзстигается тем, что смазка, содержащая минеральное масло и полиэтилен, в качестве последнего сддержит полиэтилен с мо-,10 лекулярным весом 800-1000 и дополнительно содержит алкилэтоксифосфат при следующем содержании компонентов, вес. Ъг
Полиэтилен с молекулярным икесом
800-1000 15-20
Алкилзтоксифосфат 25-30
Минеральное масло Остальное
Полиэтилен низкомолекулярный представляет собой белый пастообразной консистенции продукт и является отходом при производстве высокомолекулярных полимеров. Как показывают исследования, он обладает высокими про- тивозадирными и антифрикционными свойствами, растворяется в минеральном
Минеральное масло (ИС-20) Полиэтилен высокомолекулярный мол. ве с
10000-20000
Алкилэтоксифосфат
Смазка, Р
Полиэтилен
Низкомоле- кулярный мол. вес
800-1000
15
27,5
17 5
25
55
П р и м е ч а н и е : Для исключения разбалансировки смазки при максимальном количестве полиэтилена в смазку вводится. минимальное количество алкилэтоксифосфата и наоборот, при минимальном, количестве полиэтилена вводится максималье ное количество алкилэтоксифосфата. ния (Р), которые определяют на испытательной машине трения (МТ-,1).
55 При этом по каждому из вариантов смазок проведено по 10 испытаний.
Эффективность предлагаемой и известной смазок проверяют по величине коэффициента трения (антифрикционные свойства), по состоянию поверхности продеформированной полосы из ст. 20 после волочення (противоза. дирные свойства) и усилиям волоче". масле и улучшает вязкостные свойства смазки. Алкилэтоксифосфат (это продукт фосфорилирования фосфорным ангидридом первичных жирных спиртов, фракции С, -С, оксиэтилированныц„ на 7 молей окиси этилена) улучшает адгезионные свойства первого мономолекулярного слоя смазки.
Для приготовления смазки используют минеральное масло (ИС-20) ГОСТ
1707-51, полиэтилен низкомолекулярный (м.вес 800-1000),ТУ 6-05-1837-77, алкилэтоксифосфат промежуточный продукт при синтезе окиси этилена.
Предлагаемую смазку готовят следующим образом.
В емкость с минеральным маслом (желательно нагретого до 60 С) добавляют полиэтилен при интенсивном перемешивании, а затем добавляют алкилэтоксифосфат. Приготовленный состав тщательно перемешивают.
Смазку. наносят на деформируемое из. делие окунанием, обливом или по трубо. проводу под давлением перед очагом деформации.
Приготовлены и опробованы предлагаемые (1-3) и известный (4) составы смазок (табл. 1), вес.Ъ:
Таблица 1
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
958480
Т а б л и ц а 2
Смазка, 9
Коэффициент трения
Усилие волочения кг
Качество поверхности
Характеристика волочения .
Налипаний, задиров нет
Ос056
0,056
0,058
0,081
400
Плавное
380
Так же
Так же
420
Дрожание
480
Налипания, задиры
Формула изобретения
Полиэтилен с молекулярным весом
800-1000
Алкилэтоксифосфат
Минеральное масло
15-20
25-30
Остальное
Составитель,,Е,,Пономарева
Редактор Н. Горват Техред A-Aw Корректор Н. Король
Заказ 6980/36 Тираж 524 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам .изобретений и открытий
113035, Москвй, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
« м
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4
Оптимальный состав смазок содер жит 55% минерального масла, 17,5% полиэтилена низкомолекулярного (мол.вес 800-1000), 27,5% алкилэток- 20 аифосфата.
Сравнительные испытания показывают, что предлагаемый состав смазки в отличие от известного (прототйпа) обладает меньшим коэффициентом трения, лучшими противозадирными свойствами (отсутствует налипание) и значительно снижает усилия волочения.
Кроме того, в состав смазки входит ниэкомолекулярный полиэтилен, являющийся отходом производства (в отличие от высокомолекулярного полиэтилена, получаемого путем синтеза).
Предлагаемая смазка опробована при волочении сварных труб из ст. 10 и 08КП по маршруту 18 1 -«14)(1 и
25х2 -е 22)(2. Протянуто 500 м труб.
Качество поверхности труб хорошее, процесс волочения протекает плавно, .4Q стабильно.
Таким образом, предлагаемая смазка обладает более высокими антифрикционными и противозадирными свойствами, значительно сокращает технологический цикл изготовления труб, так как используется без подсмазочного . покрытия, а следовательно исключает химическую обработку, улучшает санитарно-гигиенические условия тру,да, не требует удаления перед термообработкой, так как полностью выго-рает в защитной среде при термообработке.
Смазка для холодной обработки металлов давлением, содержащая минера льное масло и полиэтилен, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения антифрикционных и противо-, задирных свойств, смазка в качестве полиэтилена содержит полиэтилен с ,молекулярным весом 800-1000 и допол- . нительно содержит алкилэтоксифосфат при следующем содержании компонентов, вес.%:
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Липкин Я.Н. и др. Химическая и электрохимическая обработка стальных труб. М., "Металлургия", 1974, с. 104.
2. Авторское свидетельство СССР
9 607839 кл. С 10 М 1/06, 1977.
3. Авторское свидетельство СССР
М 308799, кл. В 21 0 37/18, 1969 (прототип).