Опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
„,Я58731
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.01.81 (21) 3233776/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F 16 С 25/02
Гееударетвеииый кемитет (53) УДК 621.822..5 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень №34
Дата опубликования описания 25.09.82 ло делам изобретений и еткрытий (72) Авторы изобретения
А. Х. Корман и В. И. Стаценко
1
°,с (Ф
1 . Ма .
1 й
Рудненский индустриальный институт (71) Заявитель (54) ОПОРА СКО,ЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению.
Известна опора скольжения, содержащая размещенный в корпусе вкладыш и цапфу вала с установленной на ней антифрикционной втулкой, взаимодействующие по конусным поверхностям (1) и (2) .
Недостатком такой опоры является отсутствие компенсации износа.
Цель изобретения — повышение долговечности путем компенсации износа.
Указанная цель достигается тем, что опора скольжения, содержащая размещенный в корпусе антифрикционный вкладыш, имеющий встречно-направленные конусные рабочие поверхности, а также цапфу вала по меньшей мере с. одним конусным участком рабочей поверхности, сопрягающимся с одной из конусных поверхностей вкладыша, снабжена размещенной на цапфе вала конической втулкой-компенсатором с поджимным устройством, сопряженной с другой из конусных поверхностей вкладыша.
Поджимное устройство выполнено в виде шайбы с регулировочным винтом, установленным на торце цапфы вала и поджимающим шайбу к втулке-компенсатору.
На чертеже показана предлагаемая опора, разрез.
Опора состоит из корпуса 1, конического вкладыша 2, втулки-компенсатора 3, прижимной шайбы 4 и винта 5.
5 Опора работает следующим образом.
При вращении вала усилия воспринимаются конической частью вкладыша 2, сопряженной с цапфой вала. Втулка-компенсатор 3, поджатая в осевом направлении винтом 5 через поджимную шайбу 4, вращается вместе с цапфой вала внутри вкладыша 2.
Осевые усилия, возникающие между соприкасающимися коническими поверхностями, направлены в разные стороны, а их равнодействующая воспринимается винтом 5. От
ts проворачивания в корпусе 1 вкладыш 2 зафиксирован шпонкой 6. Компенсация износа вкладыша 2 осуществляется перемещением конической втулки 3 в осевом направлении вращением винта 5.
Выполнением вкладыша с двумя коническими поверхностями достигнуто разгружение опоры от осевого усилия, возникающего от конических поверхностей, а благодаря возможности осевого перемещения конической втулки компенсируется износ вкла958731
Формула изобретения
1 2 б
Составитель Б. Моисеева
Редактор К. Волощук Техред А. Бойкас Корректор О. Билак
Заказ 6749 48 Тираж 803 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дыша, что ведет и повышению срока службы опоры и получению существенного экономического эффекта.
1. Опора скольжения, содержащая размещенный в корпусе антифрикционный вкладыш, имеющий встречно-направленные конусные рабочие поверхности, а также цапфу вала по меньшей мере с одним конусным участком рабочей поверхности, сопрягающимся с одной из конусных поверхностей вкладыша, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, она снабжена
4 размещенной на1 цапфе вала конической втулкой-компенсатором с поджимным устройством, сопряженной с другой из конусных поверхностей вкладыша.
2. Опора скольжения по п. 1, отличающаясятем, что поджимное устройство выполнено в виде шайбы с регулировочным винтом, установленным на торце цапфы вала и поджимающим ее к втулке-компенсатору.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 345301, кл. F 16 С 17/10, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 411241, кл. F 16 С 25/04, 1971 (прототип) .