Гидродинамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОЯСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик, >958735 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.06.80 (21) 2978327/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 16 D 33/04
Гее7ддрстаеииык кемитет (53) УДК 621.825 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень №34 пе делам иэобретеиий и еткрмтий
Дата опубликования описания 25.09.82 (72) Авторы изобретения
ЗСЕС()ВЗИ/1 тт
И. С. Зарх и А. В. Агапова
Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт манометров (71) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в гидродинамических приводах центрифуг и других механизмов.
Известна гидродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса, одно из которых имеет резьбовое соединение с валом, благодаря чему колесо может перемещаться в осевом направлении, изменяя при этом величину рабочей поверхности лопаток (1).
Недостатком данной муфты является нестабильность работы.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является гидродинамическая муфта, содержащая установленные в кожухе на ведущем и ведомом валах соответственно насосное я турбинное колеса, одно из которых имеет лопатки, шарнирно закрепленные на подвижном в осевом направлении поводке и взаимодействующие торцами с упорами, закрепленными на ступице колеса (2).
Недостатком известной муфты является необходимость использовать сложную систе-. му принудительного управления, а также невозможность обеспечения автоматического регулирования передаваемого момента.
Цель изобретения — упрощение конструкции и обеспечение автоматического регулирования передаваемого момента.
5 Указанная цель достигается тем, что насосное колесо установлено на ведущем валу с возможностью поворота, а на последнем выполнена винтовая нарезка, а поводок установлен на ведущем валу в зоне нарезки.
На чертеже представлена гидродинамическая муфта, продольный разрез.
Гидродинамическая муфта содержит установленные в кожухе 1 на ведущем и ведомом валах 2 и 3 соответственно насосное и турбинное колеса 4 и 5, одно из которых имеет лопатки 6, шарнирно закрепленные на подвижном в осевом направлении, поводке 7 и взаимодействующие торцами 8 с упорами 9, закрепленными на ступице 10 колеса, причем насосное колесо 4 установлено на ведущем валу 2 с возможностью поворота, на последнем выполнена винтовая нарезка ll,а поводок 7 установлен на ведущем валу 2 в зоне нарезки 11.
Гидродинамическая муфта работает следующим образом.
958735
Формула изобретения
Составитель С. Анисимов
Редактор К. Волошук Тех ред А. Бойкас Корректор М. Дем чик
Заказ 6750 48 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
В начале пуска при сообщении ведущему валу 2 крутящего момента ступица 10 и поводок 7, имеющие достаточно большую массу, остаются неподвижными. Ведущий вал 2, вращаясь против часовой стрелки, поворачивает и смещает относительно себя по винтовой нарезке 11 поводок 7 до упора влево, после чего поводок 7 вращается с ведущим валом 1 и насосным колесом 4 как одно целое.
При снижении скорости вращения веду10 щего вала 2 и передаче муфтой момента меньше номинального число оборотов поводка 7 и ступицы 10 больше числа оборотов ведущего вала 2, поэтому поводок 7, вращаясь относительно вала 2 в противо- положном направлении, смещается до упора вправо и устанавливается в исходном положении. В данном положении поводок 7, ступица 10 вращаются с ведущим валом 2 как одно целое, но лопатки 6 при этом полностью выведены из круга циркуляции муфты.
Выполнение винтовой нарезки на ведущем валу и установка поводка с шарнирно закрепленными лопатками в зоне нарезки позволяет автоматически регулировать передаваемым моментом, а также упростить конструкцию.
Гидродинамическая муфта, содержащая установленные в кожухе на ведущем и ведомом валах соответственно насосное и турбинное колеса, одно из которых имеет лопатки, шарнирно закрепленные на подвижном в осевом направлении поводке и взаимодействующие торцами с упорами, закрепленными на ступице колеса, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и обеспечения автоматического регулирования передаваемого момента, насосное колесо установлено на ведущем валу с возможностью поворота, на последнем выполнена винтовая нарезка, а поводок установлен на ведущем валу в зоне нарезки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Яременко. Ограничивающие гидродинамические муфты. М., «Машиностроение», 1970, с. 65, рис. 28.
2. Авторское свидетельство СССР
Ма 122001, кл. F 16 Н ЗЗ/24, 1959.