Привод каретки графопостроителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i i i958858
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.02.81 (21) 3246401/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.з
G 01 D 15/24
G 01 D 9/40.Гееудерстееиимй кемитет
СССР (53) УДК 53.087..6 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 25.09.82 ло делам иэебретеиий и аткрмтий (72) Авторы изобретения
В. И. Иваненко, Т. И. Иваненко и Г. (71) Заявитель (54) ПРИВОД КАРЕТКИ ГРАФОПОСТРОИТЕЛЯ
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приводах двухкоординатных регистрирующих приборов.
Известна конструкция привода каретки графопостроителя, содержащая двигатель, кинематически связанный с барабаном, соединенным с кареткой посредством троса, установленного на роликах и намотанного на барабан, и пружину, к которой присоединены оба конца троса с разных сторон (1).
Недостатком этого устройства является то, что нри движении каретки натяжение троса изменяется при одновременном изменении деформации пружины. В случаях применения пружины большого усилия увеличится вытягивание троса и будет происходить его интенсивный износ. Увеличение натяжения троса приводит также к увеличению сил трения в системе, что вызывает дополнительное сопротивление движению каретки., При слабом натяжении пружины натяжение троса при движении каретки будет колебаться в значительных пределах и точность работы устройства резко уменьшится, так как появится рассогласованность между углом поворота вала двигателя и перемещением каретки за счет деформации пружины при изменении натяжения троса.
Кроме того, при изменении температуры окружающей среды происходят различные по величине линейные температурные деформации троса и корпуса, что может вызвать колебания натяжения троса и корпуса в значительных пределах.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является привод каретки графопостроителя, содержащий двигатель, кинематически связанный е барабаном; соединенным с кареткой посредством троса, ус15 тановленного на роликах и намотанного на барабан, пружину и регулятор натяжения троса, выполненный в виде корпуса, в котором размещен прикрепленный к концу троса клапан с закрепленной на нем мембраной, защемленной в дне подвижного подпружиненного стакана, прикрепленного к торцу заполненного жидкостью сильфона, другой конец которого прикреплен к корпусу, при этом клапан установлен в дне стакана (2).
958858
Существенным недостатком этого устройства является увеличение натяжения троса с понижением температуры окружающей среды. При понижении температуры длина троса уменьшается, а наличие жидкости в сильфоне обеспечивает уменьшение расстояния между его стенками, что приводит к еще большему натяжению троса и возникновению дополнительного сопротивления движению каретки за счет увеличения сил трения в системе. Увеличится вытягивание троса и будет происходить его интенсивный износ.
Таким образом, при понижении температуры окружающей среды надежность работы устройства снижается.
Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.
Эта цель достигается тем, что регулятор натяжения троса выполнен в виде основания, закрепленного на нем валика, муфты свободного хода со звездочкой и обоймой и поворотного корпуса, соединенного о основанием через пружину и жестко связанного 0 концом троса, при этом звездочка муфты свободного хода закреплена на валике, а ее обойма установлена с натягом в поворотном корпусе.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема привода каретки графопостроителя; на фиг. 2 и 3 — регулятор натяжения троса.
Привод содержит двигатель 1, кинематически связанный с барабаном 2, соединенным с кареткой 3 посредством системы роликов 4 и троса 5, каждый из концов которого присоединен к регулятору натяжения, состоящему из поворотного корпуса 6 с поводком 7, к которому прикреплен конец троса 5 и пружина 8, другим концом закрепленная на основании 9 посредством регулировочного болта 10. Внутри корпуса 6 с натягом установлена обойма муфты свободного хода ll, относительно которой корпус имеет возможность вращения при приложении к нему касательной силы, превышающей заданное усилие натяжения троса. На основании 9 неподвижно закреплен вал 12, жестко связанный со звездочкой муфты свободного хода 13 посредством шпонки 14. В пазах звездочки 13 расположены ролики 15, подпружиненные пружинами 16 и имеющие возможность взаимодействия с внутренней поверхностью обоймы 11 и пазами звездочки 13. Привод каретки графопостроителя размещен на корпусе 17. В исходном положении трос 5 натянут с определенным заданным усилием, которое создает пружина 8.
Привод каретки работает следующим образом.
При удлинении троса 5 в результате его износа или повышения температуры окружающей среды пружина 8 создает необходимое натяжение. Одновременно с перемещением троса пружина 8 приводит в дви5
З0
4 жение корпус б, который связан с ней посредством поводка 7. В .результате этого корпус 6 с обоймой 11 свободно вращается на роликах 15 против часовой стрелки до полного натяжения троса 5. В обратную сторону вращение корпуса 6 с кольцом 11 невозможно, так как подпружиненные ролики 15 заклинивают и жестко связывают кольцо 11 со звездочкой 13, которая вращаться не может.
При уменьшении температуры окружающей среды трос 5 сокращается, что приводит к увеличению силы натяжения. Когда эта сила достигнет величины, превышающей заданное значение, корпус б повернется по часовой стрелке относительно обоймы ll, жестко связанной со звездочкой 13 посредством роликов 15, поэтому трос 5 снова будет натянут с заданным усилием, которое создает пружина 8.
Таким образом, предлагаемый привод каретки позволяет повысить надежность работы устройства, так как натяжение троса осуществляется автоматически при изменении его длины в результате износа и колебаний температуры окружающей среды. При этом натяжение троса поддерживается практически постоянным, независимо от его износа и температурных деформаций корпуса и троса. Корпус и трос могут быть изготовлены из материалов с разным коэффициентом линейного расширения, а температура окружающей среды может колебаться в больших пределах.
Применение этого устройства, позволяет также повысить удобство обслуживания графопостроителя, так как натяжение троса нужно производить только один раз при установке нового троса.
Формула изобретения
Привод каретки графопостроителя, содержащий двигатель, кинематически связанный с барабаном, соединенным с кареткой посредством троса, установленного на роликах и намотанного на барабан, при этом концы троса соединены с регулятором натяжения троса, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы привода, регулятор натяжения троса выполнен в виде основания, закрепленного иа нем валика, муфты свободного хода со звездочкой и обоймой и поворотного корпуса, соединенного с основанием через пружину и жестко связанного с концом троса, при этом звездочка муфты свободного хода закреплена на валике, а ее обойма установлена с натягом в поворотном коупусе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3877035, кл. 346 — 49, опублик. 1975.
2. Авторское свидетельство СССР № 759854, кл. G 01 D 15/24, 29.05.78 (прототип).
958858
72 g
Фиг.2
Ри .5
Составитель Н. Милехин
Редактор Н. Киштулинец Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 6768/55 Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам йзобретений и открытий ! 13035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4