Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
958893 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.02.81 (21) 3248394/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
G 01 М 1304
Гоо7Аарстееилый комитет
СССР
h0 делам иэобретеиий и открмтий
Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 15.09.82 (53) УДК 658.562. .012.7 (088.8) (72) Авторы изобретения (Е. М. Родионов и Л. А. Трофим (Московский авиационный технологинеский нгнсстйттгт: им. К. Э. Циолковского (71) Заявитель. ттвн . .«е (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА
СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ ПОДШИПНИКА 1
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения момента сопротивления вра- . щению подшипника.
Известно устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника, содержащее смонтированные в корпусе при-. водной вал для установки внутреннего кольца и испытуемого подшипника, цилиндрическую оправку для фиксации наружного кольца и нагружения подшипника, охватываемую гибкой нитью, связанную с корпусом одним концом посредством упругого элемента, моментомер, подвижная часть которого соединена с оправкой 11).
Однако это устройство характеризуется низкой точностью измерения. !5
Цель изобретения — повышение точности измерения момента сопротивления вращению подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит смонтированные в корпусе приводной вал для установки внутреннего кольца испытуемого подшипника, цилиндрическую оправку для фиксации наружного кольца и нагружения подшипника, 2 охватываемую гибкой нитью, связанную с корпусом одним концом посредством упругого элемента, моментомер, подвижная часть которого соединена с оправкой, гибкая нить другим концом также упруго связана с корпусом, а оправка выполнена эксцентричной относительно оси приводного вала с величиной эксцентриситета, определяемой по формуле а=" —
2R где а — величина эксцентриситета;
К вЂ” жесткость упругих элементов;
D — диаметр наружной поверхности оправки;
R — радиальная нагрузка.
На фиг. 1 дана схема устройства; на фиг. 2 — схема механизма нагружения испытуемого подшипника.
В корпусе 1 смонтирован приводной вал 2. для установки и вращения внутреннего кольца испытуемого подшипника 3. Устройство содержит также оправку 4 для фиксации наружного кольца и нагружения испытуемого подшипника 3, гибкую нерастягивающуюся нить 5, концы которой соединены с корпу958893 г а= R а =
2R сом 1 с помошью упругих элементов b„моментомер, состоящий из вилки 7, закрепленной на оправке 4, поводка 8, датчика угла 9, усилителя 10 и датчика момента 11. Наружная поверхность оправки выполнена э ксце нтрич ной.
Устройство работает следующим образом.
На приводной вал 2 устанавливают испытуемый подшипник 3 с оправкой 4. Оправку 4 охватывают гибкой нерастягивающейся нитью 5, передавая через нее на испытуемый подшипник заданную радиальную нагрузку R, создаваемую с помощью упругих элементов 6. Оправка 4 установлена так, чтобы ее эксцентриситет был расположен по линии действия радиальной нагрузки К и направлен в противоположную сторону по отношению к ней. Величину эксцентриситета определяют из условия, при котором угловая жесткость системы нагружения равна нулю, по формуле где a — величина эксцентриситета;
К вЂ” жесткость упругих элементов;
D — диаметр наружной поверхности оправки;
К вЂ” радиальная нагрузка на подшипник.
При этом условии жесткость упругих элементов не оказывает влияния на точность измерения.
Затем с помощью моментомера компенсационного типа производят регистрацию момента сопротивления вращению подшипника 3.
Положительный эффект от использования предлагаемого устройства состоит в воз4 можности производить более качественную разбраковку шарикоподшипников перед установкой их в прецизионные изделия за счет более высокой точности измерения.
Формула изобретения
Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника, содержащее смонтированный в корпусе приводной
1О вал для установки внутреннего кольца испытуемого подшипника, цилиндрическую оправку для фиксации наружного кольца и нагружения подшипника, охватываемую гибкой нитью, связанную с корпусом одним концом посредством упругого элемента, моментомер, подвижная часть которого соединена с оправкой, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения, гибкая нить другим концом также упруго связана с корпусом, а оправка выполнена эксцентричной относительно оси приводного вала с величиной эксцентриситета, определяемой по формуле
25 где а — величина эксцентриситета;
K — жесткость упругих элементов;
D — диаметр наружной поверхности оправки;
R — радиальная нагрузка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Рагульскис К. М. и др. Вибрация подшипников. Вильнюс, «Минтис», 1974, с. 164 (прототип).
958893
5 7
fur.2
Редактор Н. Киштулинец
Заказ 6763 56
Составитель И. Баранов
Техред А. Бойкас Корректор И. Муска
Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4