Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 1195921 7 л (6f) Дбполнительное н авт. свид-ву (31) М. Кл. (22) Заявлено. 020980 (21) 2980364у24 07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Н 02 К 9/20

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

f33) УДК 621. 313..713(088.8) Опубликовано 1g0982 Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания (72) Авторы изобретения

В.П.Глазков, В.A.Oáóõoâ и Г.Г.

Специальное проектно-конструкторское и технолжн аеczoe 6юpo тяжелого электромашиностроения при Лысьвенском турбогенераторном заводе (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электро технике и может быть использовано в синхронных неявнополюсных элект. рических машинах с испарительным 5 охл ажде н ием.

Известен ротор электрической машины с испарительным охлаждением, в котором процесс испарения происходит в центральном отверстии вала (1).

Недостатком данного ротора является низкая эффективность охлаждения и высокое тепловое сопротивление между участком выделения тепла: обмоткой, и участком отведения тепла: центральным отверстием в валу.

Известен также ротор электрической машины с испарительным охлаждением, содержащий обмотку, полый вал, выполненный в виде тепловой трубы, цилиндр, установленный в валу с образованием в зоне выхода хладагента полости, расположенной между наружной поверхностью цилиндра и внутренней поверхностью вала и сердечника с аксиальными каналами, сообщающимися с упомянутой полостью и полым валом при помощи радиальных каналов. Процесс испарения в таком роторе происходит в аксиальных. каналах, расположенных в непосредственной блиэкости от обмот-30 ки ротора, что повышает эффективность охлаждения (2g.

Недостатком ротора с полым валом является понижение сечения магнитопровода ротора, что приводит к необходимости увеличения габаритов и массы ротора с тем, чтобы обеспечить необходимое сечение для прохождения магнитного потока. Кроме того, центральное отверстие в валу снижает жесткость ротора, возникают также трудности с установкой длинного цилиндра (почти на полную длину ротора) .

Цель изобретения - уменьшение массогабаритных показателей, упрощение конструкции и повышение надежности электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что в роторе электрической машины с испарительным охлаждением, содержащем обмотку, полый вал, выполненный в виде тепловой трубы, цилиндр установленный в валу с образованием в зоне выхода хладагента полости, расположенной между наружной поверхностью цилиндра и внутренней поверхностью вала, и.сердечника с ансиальными каналами, сообщающимися с упомянутой полостью и полым валом при помощи ра959217

Формула изобретения

В

T диальных каналов, сердечник имеет расположенные под обмоткой пазы, в которых размещены упомянутые аксиальные каналы, и сообщающиеся с последними радиальные каналы выполнены с одной стороны бочки ротора, а полость 5 вала расположена в хвостовике.

На фиг.1 изображен ротор электрической машины с испарительным охлаждением, на фиг ° 2 — часть развертки бочки ротора по дну пазов.

В,полом валу 1 ротора с обмоткой

2 установлен цилиндр 3, разделяющий цейтральное отверстие на две полости. Внутренняя полость 4 через радиI .альные каналы 5 соединяется с акси- f5 альными каналами 6 выходные части которого расположены в пазах сердеч-. ника 7 под обмоткой 2. Наружная по-, лость 8 через радиальные каналы 9, также соединяется с аксиальными каналами 6. При сборке ротора часть внутреннего объема ротора заполняется жидким хладагентом, например, водой. При работе электрической машины хладагент через внутреннюю полость цилиндра и радиальные каналы поступает в аксиальные каналы, где происходит его испарение. Далее хладагент в виде пара поступает в теплообменник, где происходит его конденсация. Входные и выходные участки аксиальных ка- 30 налов на дне пазов могут устанавливаться как в одном пазу, (фиг.1) так и в соседних пазах (фиг.2).

Выполнение радиальных каналов 5 и

9 с одной стороны бочки ротора дает З5 возможность в роторе электрической машины с испарительным охлаждением выполнять центральное отверстие лишь в хвостовике 10 ротора, что позволяет повысить сечение магнитопровода рото-40 ра, что, в свою очередь, дает возможность увеличить мощность машины, не Ф г. Ужгород, ул.Проектная,4 изменяя ее габаритов и массы, либо уменьшить габариты и массу при заданной мощности.

Увеличение активного сечения магнитопровода позволяет увеличить жесткость ротора. Кроме того, уменьшение длины цилиндра упрощает конструкцию и обеспечивает более надежную фиксацию его в полом валу.

Ротор электрической машины с испарительным охлаждением, 1содержащий обмотку, полый вал, выполненный в виде тепловой трубы, цилиндр, установленный в валу с образованием полости, расположенной между наружной поверхностью цилиндра и внутренней поверхностью вала, и сердечник с подводящими и отводящими хладагент аксиальными каналами, сообщающимися. с упомянутыми полостью и полым валом при помощи радиальных каналов, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения массогабаритных показателей при упрощении конструкции и повышении надежности, сердечник имеет расположенные под обмоткой пазы, в которых размещены упомянутые аксиальные каналы, и сообщающиеся с последними радиальные каналы расположены с одной стороны бочки ротора, а полость вала расположена в .хвостовике.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сб. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. "Энергия"

ХАИ, Харьков, 1974, вып.4 с 121, рис.2.

2. Авторское свидетельство СССР

9 641593, кл. Н 02 К 9/20, 1978;