Волновой электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 250281 (21) 3254503/24-07 (31) М. КП з с присоедииеиием заявки ¹â€”

Н 02 К 41/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— ($3) УДК 621. 313..33 (088.8) Опубликовано 150982, Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания 15.09.82 (72) Авторы изобретения

А.В. Аверьянов, П.A. Гуськов, В.И. Дав

Э.Е. Ефименок и В.А. Прозоров (71) Заявитель (54) ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для.привода высокоточных, быстродействующих устройств автоматики и приборостроения.

Известен волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий ротор и волновую зубчатую передачу 1 .

Однако в данном электродвигателе при отключенном питании обмотки возможен случайный поворот вала при воздействии, например, небаланса нагрузки или внешней вибрации. Кроме того, при повторном включении произвольной фазы такого двигателя возможна потеря информации, если в вйршине начальной волны деформации зуб гибкого колеса не попадает . во впадину жесткого колеса.

Наиболее близким па техническойсущности к предлагаемому изобретению является волновой электродвигатель, содержащий статор с многофаэ- ., ной обмоткой, гибкий ротор, волновую зубчатую передачу и электромаг" нит.

- В данном двигателе эа счет подмагничивания исключается случайный поворот вала после отключения пита ния обмотки, т.е. данный двигатель является самотормозящимся (2 .

Однако и в этом двигателе при повторном включении, если питание подается на фазу магнитная ось которой не совпадает с осью отключенной перед остановкой двигателя фазы, возможна потеря информации, вызванная неконтролируемым движением вала двигателя с момента включения питания до установки оси деформации вдоль магнитной оси статора.

Цель изобретения — уменьшение потери информации;при повторном вклю чении любой фазы обмотки статора и сохранение углового положения вала при отключении питания.

Цель достигается тем, что на валу установлено подвижное вдоль продольной оси вала фиксирующее колеса со штифтом, зубчатый венец которого сопряжен с жестким колесом волновой передачи, а торец связан с якорем электромагнита, причем на валу имеется связанный с штифтом скошенный под углом паз, угол наклона которого к оси вала не превышает половины угла, соответствующего зубцавому шагу колеса.

959229

На фиг.1 изображен продольный разрез конструкции двигателя; на фиг.2 — участок вала ротора с направляющим пазом.

Волновой двигатель содержит ста- . тор 1 с многофазной обмоткой 2, закрепленный в корпусе 3, гибкое зубчатое колесо 4 с расположенным внутри его витым магнитопроводом 5, закрепленным на валу б, который вращается в подшипниках 7 и 8, установ- 10 ленщях в щитах 9 и 10.

На валу 6 выполнен направляющий паз 11 и установлены фиксирукнщее ко лесо 12 со штифтом 13, входящим в направляккций паэ 11, ограничитель волны деформации 14, застопоренный кольцом 15 и цилиндрическая пружина 16. На щите 10 расположен венец жесткого" колеса волновой передачи

17, в который входит венец колеса 12 и электромагнит 18 с обмоткой 19.

Якорь 20 электромагнита закреплен на торце колеса 12.

На фиг.2 показан вид на направляющий паз 11, в который входит штифт 13, запрессованный в ступицу фиксирующего колеса. Наклон паза 11 относительно оси вала 6 выполнен по спирали с углом наклона с, не превышающем .половины центрального угла, соответствукщего зубцовому шагу колеса.

Двигатель работает следунищим образом.

При абесточенном статоре 1 венец колеса 12 находится в зацеплении с 35 колесом 17 за счет усилия пружины

16, что исключает случайный поворот вала б при механических воздействиях на него со стороны нагрузки. При включении статора 1-гибкое колесо 4 46 деФормируется магнитопроводом 5, на который действует тяговое усилие ста" тора 1, и входит в зацепление с колесом 17. Одновременно под действием тягового усилия электромагнита 18 45 якорь 20 выводит венец колеса 12 из зацепления с колесом 17. В этом случае, когда при включении статора 1 сигнал поступает в фазу, отключенную перед остановкой, колесо 12 выходит из зацепления несколько закручивая, из- за наличия паза 11 на валу б, гибкое колесо 4. При этом потери информации или нарушения нормального волнового зацепления не пройсходит.

В том случае, когда при включении статора 1 сигнал поступает в любую фазу, кроме отключенной перед остановкой, колесо 12 выходя из за цепления с колесом 17 несколько ; ° <0 развсрачивает гибкое колесо 4, обес-. печивая вход зуба. гибкого колеса, находящегося в веРаине волны деформации, во впадину жесткого колеса 17.

Тем самым обеспечивается нормальное начало раббты волновой передачи без потери информации. При отключении статора 1 электромавнит 18 отпускает якорь 20, который под действи ем пружины 16 вводит колесо 12 в зацепление с колесом 17. При этом зубья жестких .колес иМевт специальную форму, например, бочкообразную, обеспечивакщую вход в зацепление.

Оптимальный режим срабатывания и отпускания электромагнита 18 достигается регулировкой жесткости пружины 16 и выбором его параметров.

Предлагаемая конструкция волново.го электродвигателя позволяет.обеспечить нормальное начало работЫ вол;новой передачи при вклвчеиии любой фазы обмотки статора беэ потери информации. Кроме того, если в известных двигателях с подмагничиванием после, например, многолетнего храдения возможна остаточная деформа"ция гибкого колеса из-за релаксациИ материала и нарушение иэ-за этого нормальной работы, то данная кон- . струкция лишена этого недостатка. формула изобретения

Волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий ротор, волновув зубчатув пе" редачу. и электромагнит, включенный последовательно в цепь питания обмотки статора, о т л и ч а в щ и йс я тем, что, е целью уменьшения потери информации при повторном включении любой фазы обмотки статора и сохранения углового положения вала при отключении питания, на валу установлено подвижное, вдоль продольной оси вала фиксирующее колесо со штифтом, зубчатый венец которого сопряжен с жестким колесом волновой передачи, а торец связан с якорем электромагнита, причем на валу имеется связанный со штифтом скошенный под углом г паз, угол наклона которого к оси вала ие превышает половины угла, соответствующего зубцовому шагу колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 9 3331974, кл. 310-49, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 227032, кл. Н 02 К 41/00, 1966.

959229

Я fs Я 1t Ф

Составитель 3. Горник

Техред A.À÷ Корректор О. Билак

Редактор Н. Воловик

Филиал ППП "Hатент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7022/73 Гираж 721- Подписное

HHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д. 4/5