Способ контроля качества упругого подвеса гироскопов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
© П Ц Е 960533
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соввтскик
Социапистичвскик
Респубпик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 19. 02.81 (21) 3247339/40-23 (5 I ) M. КЛ. с присоединением заявки J4 (23) Приоритет
С 01 С 25/00/!
G О1 С 19/16
3Ъаудерстеенкык камнтет ссс но делам нэееретенкй и втнрытнй
Опубликовано 23.09.82. Бюллетень Ле 35 (53) УДК 623.488:
: 621-219 5 (088.8) Дата опубликования описания 23. 09. 82 (72) Авторы изобретения
Е. М. Родионов, Л. А. Трофимюк, В. И. Пикунов (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ KA4ECTSA УПРУГОГО ПОДВЕСА
ГИРОСКОПОВ
Изобретение относится к приборостроению, в частности к способам контроля упругих элементов приборов.
Известен способ контроля качества упругого элемента, заключающийся в измерении деформации упругого элемента под действием приложенного мо мента заданной величины f1 3
Однако указанный способ позволяет измерить упругую характеристику подвеса лишь вокруг одной из осей, что недостаточно для характеристики качества упругого подвеса гироскопа. Измерение упругой характеристики вокруг различных осей данным способом резко увеличивает трудоемкость испытаний.
Известен способ контроля качества электромагнитных подвесов гироскопов, заключающийся в том, что фикси" щ руют ротор и статор друг относительно друга в осевом и радиальном направлениях, поворачивают ротор относительно статора вокруг оси враще2 ния, измеряют изменение контролируемого параметра и сопоставляют его с заранее заданным значением (2 .
Однако указанный способ не позволяет произвести оценку качества упругого подвеса гироскопа, так как он не предусматривает деформацию упругих элементов подвеса вокруг их осей.
Цель изобретения - повышение ка" чества контроля упругого подвеса гироскопов.
Поставленная цель достигается тем, что, согласно способу, выставляют гироскоп и измеряют изменение контролируемого параметра гироскопа при повороте его ротора вокруг оси собственного вращения в одну и в дру-. гую сторону, до поворота совмещают оси гироскопа с осями подвеса и отклоняют ось ротора гироскопа от выставленного положения, а при поворотах ротора контролируют изменение наклона оси ротора гироскопа.
960533
Формула изобретения
На чертеже показано устройство, с помощью которого реализуется пред» лагаемый способ.
8 корпусе 1 закреплен статор 2 . со смонтированными в нем ствторами бескойечйых датчиков 3 угла по оси Х,4 по оси У и датчиков 5 момента по оси Х, 6 по оси У. Ротор 7 с помощью упругих элементов 8 и 9 подвеса на осях Х и У смонтирован на при» водном валу 10, который установлен в опорах 11 и связан зубчатой пере дачей с двигателями 12 и датчиком
13 угла поворота вала. Последователь Ьо соединенные датчик 3 угла, усилитель 14 и датчик 5 момента образуют .контур электрической пружины по оси Х:.
Датчик 4 угла подключен к перво" му входу суммирующего устройства 15, второй вход которого соединен с вы " ходом источника 16 смещения. Выход суммирующего устройства через усилитель 17 подключен к датчику 6 момента и первому входу двухкоординатного самописца 18, а второй вход са« мописца соединен .с выходом датчика
13 угла поворота приводного вала.
Осуществляется способ следующим образом.
Ротор 7 с упругим подвесом устанавливают на приводной вал 10, сме- . щают в осевом и радиальном направ" лениях, обеспечивая минимальный остаточный сигнал и заданную крутизну датчиков 3 и 4 угла и фиксируют его в таком положении..Затем совмещают ось ротора с осью приводного вала за счет включения контуров электрических пружин по осям Х и У; rIoaoooтом ротора вокруг.оси устанавливают его в такое положение, чтобы оси упругого подвеса совпадали с осями статоров датчиков угла и момента для осуществления дифференциальной оценки качества упругих элементов
8 и 9 подвеса. Затем наклоняют ротор вокруг одной иэ осей подвеса (нап"ример У) эа счет подачи на .вход суммирующего устройства 15 заданного сигнала с источника I6 смещения.
Этот сигнал после усиления создает ток в датчике 6 момента, последний создает момент, который наклоняет ротор 7 за счет деформации упругих элементов. 9 подвеса до тех пор, пока возрастающий сигнал датчика 4 угла не скомпенсирует сигнал источника
16 смещения с точностью до статичесф кой ошибки электрической пружины. Таким образом, ротор оказываетея наклоненным на заданный угол, фиксированный относительно статора.
Уравнение статического равновесия ротора в этом случае имеет вид
KAfAY 3Y ™Ч гдеК - крутизна датчика момента по
1в "оси у;
3 - ток в датчике момента на этой оси;
М„- момент ynpyroro подвеса вокруг экваториальной оси У, характеризующий качество, в, данном случае, упругих элементов 9 подвеса.
Ток датчика момента 3Ч поступает для регистрации на вход 1 само © писца 18:
Ч К Y
ВМЧ
Ротор приводят во вращение двига-. телем 12 с малой частотой"вращения.
При этом ротор сохраняет неизменное, наклонное положение относительно статора, и при его вращении вокруг с своей оси величины и направления з . деформаций упругих элементов 9 и 8 изменяются.
В процессе испытаний регистрируют изменение тока датчика момента в функции от угла поворота ротора при вращении его в прямом и обратном направлениях.
Разница зарегистрированного значения тока при прямом и обратном вращении и его. отклонение от заданной величины характеризует..гистереэис и нелинейность упругой характеристики подвеса вокруг любой иэ экваториальных осей.
Положительный эффект применения предложенного способа. состоит в возможности непрерывного измерения упругих характеристик подвеса вокруг любой экваториальной оси и, сле" довательно, получения полной информации о качестве подвеса при одном испытании.
Способ контроля качества упругого подвеса гироскопов, включающий выставку гироскопа и измерение изменения контролируемого параметра гирос-.
Составитель Л. Прошина
Техред С.Мигунова Корректор H. Король
Редактор А. Козориз
Заказ 7245/45
Тираж 614 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5
Ю ° т
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
S 960533 6 хопа при повороте его ротора вокруг Источники информации оси собственного вращения в одну и в принятые во внимание при экспертизе другую сторону, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения 1. Асс 6. А. и др. Сборка, рагу", качества контроля, до поворота сов- s лировка и испытание авиационных при мещают.оси гироскопа с осями подве- боров. м., "Машиностроение", 1969
CB H OTKllOHROT b To CHPOCKO. с. 118. па от выставленного положения, а при 2. Авторское свидетельство СССР поворотах ротора контролируют изме- Р 518627; кл. G 01 С 19/24, 1974 нение наклона оси ротора гироскопа. 1в (прототип).