Устройство для регистрации траектории движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсинн

Социалистически н

Респубпик (1960876 (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву— (5 l ) M. Кл. (22) Заявлено 27. 01. 81 (21) 3244105/18-24 с нфисоеаинением заявки М (23) Приоритет

G 07 С 5/ 12

G 01 0 9/20

3ЬеударстввнныХ квмнтвт

СССР но двлви нзобрвтвннХ и втнрытнХ (53) УД К 681. 178 (088. S) Опубликовано 23. 09. 82. Бюллетень № 35

Дата опубликования описания 23.09.82 (72) Автор изобретения

Н. Л. Егин (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для контроля и регистрации движения транспортного средства с помощью графиков. .Известно устройство для регистрации работы грузового автомобиля, содержащее круговую диаграмму и два пера самописцев, одно из которых кинематически сопряжено с коробкой передач автомобиля, а второе перо сопряжено с первым пером через демпфер и работает от датчика нагрузки, привод узла круговой диаграммы кинематически соединен с коробкой передач автомобиля (1 j.

Однако данное устройство не позволяет регистрировать направления и формы поворотов при движении по дороге, а также регистрировать пройденный путь с высокой степенью точности. На круговой диаграмме записывается так же малый объем информа-. ции и невозможно многократное ис,пользование таких диаграмм Данное устройство не позволяет проводить экстрополяцию особенностей траекторий движения.

Наиболее близким по технической

5 сущности является устройство для регистрации траектории движения транспортного средства, содержащее лентопротяжный механизм, пишущий элемент и редуктор, два протягивающих колеса, лриводимых в движение от ведущих полос (2 3

Однако это устройство не позволяет судить о форме поворотов, об их крутизне и длительности, поскольку вычерчивает план пахотного поля в большом масштабе, а при таком уменьшейии повороты различной формы и крутизны на бумаге будут выглядеть одинаково.

2о Устройство также не позволяет определить пройденный путь с высокой степенью точности из-за погрешностей мерного колеса, повышающих и по-,нижающих редукторов. В силу выбран960876

3 ной кинематики разрешающая спосоЬность прибора по пройденному пути составляет сотни метров.

Кроме того, большая часть листа остается не использованной, посколь- 5 ку при наложении нескольких планов на один лист возникают трудности при их анализе, поэтому невозможно мно" гократное использование диаграмм в названном устройстве. 16

В Силу низкой разрешающей способности диаграммы записи траектории движения невозможно ее использование для экстрополяции режимов движения и особенностей траектории движения, а именно предсказание формы и протяженности поворотов, скорости движения на них, заранее на заданном расстоянии перед ними.

Устройство имеет сложную кинема- щ тику, не защищенную от внешних и внутренних помех, а именно, синхронное вращение колес осуществляется посредством генераторов-датчиков, вра" щающихся от колес через повышающие редукторы и синхронно реактивных электромоторов, которые вращают колеса привода бумаги через понижающие редукторы, а ведущий диск имеет тросовой привод от мерного колеса, которое З6 проходя по неровностям почвы будет давать погрешность в определении пройденного расстояния. Таким образом, известное устройство не обладает достаточной надежностью и

35 точностью.

Целью изобертения является повышение точности и надежности уст" ройства.

46

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для ре гист рации тра" ектории движения транспортного средства, содержащее лентопротяжный механизм, пишущий элемент и редуктор, введены потенциометрический датчик, 45 дифференциальный усилитель и управляющие электромагниты, якори которых кинематически связаны с пишущим элементом, вал механизма рулевого управления транспортного средства соединен с потенциометрическим датчиком, выход которого через дифференциальный усилитель подключен к обмоткам управления электромагнитов, распределительный вал транспортного средства через редуктор соединен с ведущими валами лентопротяжного механизма, На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство содержит лентопротяжный механизм 1, который состоит из левого и правого подкассетников 2 и 3, которые вращаются относительно осей 4 и -., На левый подкассетник 2 устанавливается рулон бумажной ленты 6 для записи или чтения.

Правый подкассетник 3 служит для сбора прочитанной или записанной ленты в рулон 7 и имеет отдельный привод подмотки, состоящий из вала с поводковой муфтой 8. Протяжка ленты осуществляется лентопротяжным обрезиненным валиком 9, приводимыи в действие через поводковую муфту 10. Для прижима ленты к валику 9 имеется прижимной обрезиненный валик II, установленный на подвижной раме 12. Рама 12 имеет ось 13, которая может. вращаться в основании лентопротяжного механизма 1. На верхней стороне оси жестко закреплена ручка 14 выключения протяжки ленты, при нажатии на котОрую рама поворачивается и прижимной валик 11 отводится от ленты. 8 рабочем положении валик прижат к ленте за счет усилия"пружины 15.

Механизм записи состоит из корпуса 16, в котором закреплены верхний и нижний электромагниты 17 и 18 с якорями, между. которыми шарнирно закреплена штанга 19, находящаяся в среднем положении под действием двух пружин 20 и 21. Штанга 19 перемещается на оси 22, закрепленной в кронштейнах. На конце штанги укреплен пишущий элемент 23. Запись ведется на бумажной ленте по двум дорожкам на столике 24 пишущим элементом, например карандашом, и наблюдается через экстрополирующее окно 25 с визирной линией в лицевой, панели 26 устройства. Перевод механизма записи на первую или вторую дорожку производится ручкой 27, которая вертикально перемещает корпус 16 механизма записи по направляющим 28.

Редуктор 29 служит для снижения оборотов распределительного вала транспортного средства.

Шестеренчатый тройник 30 является вспомогательным, промежуточным углом и позволяет подключать к гибкому валу от коробки 31 передач как штатный спидометр 32 на при876

960

5 борном .щитке, так и привод устройства.

Потенциометрические датчики 33 установлены на механизме 34 рулевого управления и подают сигналы запи- S си на электромагниты 17 и 18 через дифференциальный усилитель 35.

Устройство позволяет регистрировать пять основных параметров, совокупность. которых преобразуется в графическую запись.

Первый параметр — скорость движения транспортного средства вводится стандартным тросовым приводом спидометра от коробки 31 передач через шестеренчатый тройник 30, этот параметр через редуктор 29 преобразуется в скорость протяжки бумажной ленты.

Второй параметр - направление поворота рулевых колес — вводится в диф-20 ференциальный усилитель 35 от потенциометрического датчика 33, включенного по мостовой схеме и имеющегожесткую связь с механизмом 34 рулевого управления. Этим достигается измене" 2S ние полярности напряжения, снимаемого с датчика, при переходе рулевых колес через среднеее положение прямолинейного движения. Например, поворот налево - отрицательное напряже- зв ние, поворот направо — положительное напряжение, среднее положение — напряжение равно нулю. Второй параметр преобразуется в дифференциаль- ном усилителе в импульсы положитель3S ной или отрицательной полярности, которые записываются относительно средней линии прямолинейного движения на ленте.

Третий параметр - угол поворота рулевых колес — вводится в дифференциальный усилитель 35 с потенциометрического датчика 33 в виде уровней напряжений. Этот параметр преобразуется графически в импульсы с раз43 личными амплитудными значениями относительно нулевой линии. Чем больше амплитуда импульса, тем больше угол поворота рулевых колес.

Четвертый параметр - скорость поворота - вводится в дифференциальЮ ный усилитель так же с потенцрометрического датчика s форме напряжений с различной скоростью нарастания. Этот параметр преобразуется в приборе в форму графической записи фронтов нарастания и спада импульсов.

Чем больше крутизна фронта, тем больше скорость поворота рулевых колес.

Следует оговориться, что на форму фронтов при данном способе протяжки ленты будет влиять и скорость самого автомобиля, которая на поворотах обычно снижается. Но в данном случае это не будет вносить ошибок при дешифровке записи, так как снижение скорости на крутом повороте снизит скорость протяжки ленты и мы получим импульс с более крутым фронтом, что подчеркнет особо опасный участок.

Пятый параметр — пройденный ки-, лометраж и протяженность поворотоввводится в прибор так же как и в ататный спидометр 32 при помощи тросовОго привода от коробки передач 31. При этом штатный спидометр не отключается, а приводится в действие от второго выхода шестерейчатого тройника

30. Этим дублированием достигается повышение достоверности замеров пройденного километража. В устройстве эти замеры выполняются по меткам расхода ленты.

В качестве потенциометрического датчика применен сдвоенный проволочный потенциометр с линейной характеристикой .

Устройство работает следующим обра зом.

Перед началом рейса по незна,комой и сложной местности водитель открывает верхнюю крышку прибора с лицевой панелью 26 и устанавливает на левый подкассетник 2 бумажную ленту с нанесенной сеткой километража, нажимает на ручку 14 и вводит ленту между валиками 9 и 11 лентопротяжного механизма и между столикам 24 и пишущим элементом 23. Затем зак ! репляет конец ленты в прорези оси g правого подкассетника, закрывает верхнюю крышку прибора с лицевой панелью 26, в которой напротив столика 24 имеется экстрополирующее окно

25 из органического стекла с красной визирной линией посередине.

Перед началом движения включают

S электропитание и проверяют действие механизма записи. Для этого надо повернуть рулевое колесо налево,затем направо, при этом наблюдать запись вертикальной линии на ленте, которая служит меткой начала записи.

После этого начинают движение по трассе, при этом прибор автоматически записывает траекторию движения, затем перестанавливают рулон бумаги с правого подкассетника на левый

960876 и продолжают запись по второй дорожке. Затем снова перестанавливают на подкассетниках и продолжают запись по второй дорожке на обратной стороне ленты. Перевод механизма записи на первую или вторую дорожку производится ручкой 27.

После прибытия в точку финиша устройство выключают, рулон ленты вынимают из прибора, пишут название - 1Е трассы и убирают. В случае обратного следования к месту старта автомашину устанавливают в место окончания записи, заправляют ленту, совмещают точку финиша на ленте с визирной ли" 1S нией окна и. включают прибор. При обратном дцижении независимо от выбора скорости движения прибор гарантирует строгую привязку к местности.

Для точного следования по записан- щ ной траектории водитель может вклю" чить устройство на повторную запись и вести автомашину так, чтобы ранее записанный график совпадал с настоящей записью. Это целесообразно в д условиях ограниченной видимости, бездорожья или отсутствия визуальных ориентиров, например движение по степным и пустынным районам. Если трасса" проходит по видимым дорогам, то повторная запись не требуется. Водитель лишь следит за особенностями трассы по записи и по реальной останоке.

При этом водитель может заранее предвидеть опасный участок трассы по гра3S фической записи на ленте, относитель" но визирной линии. Зная условный метраж ленты водитель воспринимает инфор" мацию в экстраполяционной форме, что особенно важно .на проселочных и дру40 гих дорогах, где отсутствуют предупреждающие знаки, а опасных участков гораздо больше, чем на дорогах с покрытием.

Изобретение позволяет проводить графическую запись траектории движения транспортного средства с более высокой точностью по основным параметрам: таким как пройденное расстояние, направление, форма и . протяженность поворотов, скорость движения, кроме того, эти данные могут восприниматься водителем в экстраполяционной форме, что позволяет заранее выбрать оптимальный режим движения, а это значительно повышает безопасность движения.

Формула изобретения

Устройство для регистрации траектории движения транспортного средства, содержащее лентопротяжный механизм, пишущий элемент и редуктор, о т fl и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности устройства, в него введены потенциометрический датчик, усилитель и управляющие электромагниты, якори которых кинематически связаны с пишущим элементом, вал механизма рулевого управления транспортного средства соединен с потенциометрическим датчиком, выход которого через усилитель подключен к обмоткам управпения электромагнитов, распределительный вал транспортного средства через редуктор соединен с ведущими валами лентопротяжного механизма.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1., Авторское свидетельство СССР

11 637838, кл. G 07 С 5/06, 1978.

2, Авторское свидетельство СССР

М 146101, кл. G 07 С 5/10, 1961 (прототип).

960876

8 12.tf л ЮХ 7 ю 88!7

Составитель Г, Усачев

Редактор Т. Киселева Техред Е.Харитончик Корректор Г, Решетник .Заказ 7288/62 Тираж 592 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4