Тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы взобретения
А. В. Вейченко, О. Н. Аронов и В. А. Иишасрин с
Мурманское еисиее иниенерное морское уч лице - им. Ленинского комсомола (71) Заявятель (54) ТРЕНАЖЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ
И ГРЕБНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ
Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для приобретения навыков по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой.
Известен тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой, содержащей имитатор судовой электростанции, состоящий из генераторных агрегатов и блока управления, выходы которого связаны с соответствующими входами генераторных агрегатов, а входс первым выходом пульта инструкторов, второй выход которого связан. со вторым входом второго генераторного агрегата, выход которого соединен со входом коммутирующего устройства, управляющий вход которого связан. с выходом первого генераторного агрегата и со входом потребителя, а другие выходы генераторных агрегатов подсоединены к первым и вторым входам пульта инструктора соответственно1.1).
Недостатком известного устройства является отсутствие возможности обучения действиям при различных нормальных эксплуатационных режимах судовой электростанции и гребной электрической установки.
Цель изобретения - повышение эффективности обучения.
Указанная цель достигается тем что тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой, содержащий имитатор судовой электростанции, состоящий из генераторных агрегатов и блока управ- . ления. выходы которого связаны с соответствующими входами генераторных агрегетов, а вход - с первым выходом пульта инструктора, второй выход которого связан с вторым входом второго генераторного агрегата, выход которого соединен с входом коммутирующего устройства, управляющий вход которого связан с выходом первого генераторного агрегата и с входом пот9609 ребителя а другие выходы генераторных агрегатов подсоединены к первым и вторым входам пульта инструктора соответственно, имеет установленные на одном валу имитатор гребного. эле.". ктродвигателя, имитатор гребного винта, тахогенератор и блоки управления имитатором гребного синхронного электродвигателя и имитатором гребного винта, причем первый выход бло- 1в ка управления имитатором гребного синхронного. электродвигателя соеди" нен с третьим входом пульта инструктора,. второй - с .третьим входом второго генераторного агрегата, третийс третьим входом имитатора гребного синхронного. электродвигателя, четвертый - с входом тахогенератора, второй вход и выход которого связаны: соответственно с пятым выходом и шестым входом пульта инструктора, пятый вход которого через блок управления гребным винтом соединен с имитатором гребного винта, другой вход которого подключен .к четверто му выходу пульта инструктора, а его третий выход соединен с вторым входом имитатора гребного синхронного электродвигателя при этдм четвертый вход пульта инструктора связан с выходом имитатора гребного синхронного электродвигателя, первый вход которого подключен к выходу коммутирующего устройства.
На фиг. 1 изображена блок-схема тренажера; на:фиг ; 2 - принципиальная электрическая схема тренажера.
Тренажер содержит блок .1 управления имииатором судовой электро- .. станции, электрически связанной с ге- 4В нераторным агрегатом 2 и потребителем 3. Кроме того, блок 1 управления имитатором судовой электростанции связан с генераторным агрегатом 4, который через гребной электродвига тель 5 связан с гребным винтом 6, на.валу которого установлен тахогенератор 7. Последний подключен к блоl ку 8 управления гребным электродвигателем. Гребной винт 6 связан по одному каналу через имитатор гидравлической системы управления гребным винтом 9 с пультом 10 инструктора а по второму каналу имеется прямая связь c тем же блоком,, причем пульт : :55
10 инструктора соединен с тахоГенера тором 7 по двум каналам, с гребным электродвигателем 5- по двум кана03 4 лам, с блоком 8 управления гребным электродвигателем, генераторными агрегатами 2 и 4, блоком 1 управления имитатором судовой электростанциипо одному каналу. Кроме того имеется связь между генетаторным агре-, гатом 4 и блоком 8 управления гребным электродвигателем, а также между .каналом электроснабжения потребителя 3 и каналом электроснабжения гребного электродвигателя 5.
Блок 1 управления имитатором судовой электростанции, в состав которого входят дистанционно управляемые автотрансформаторы 11 и выпрямительные мосты 12, три реактора 13 и трехполюсный выключатель 14, выключатели 15 и резисторы 16 регулято ров возбуждения генераторов-регулируемых резисторов 17, контактора 18 и кнопки "Стоп" 19, электрически соединен несколькими приводными электродвигателями 20 с синхронными генераторами 21, автоматическими выключателями генераторов 22, сборными шинами 23, разделенными секционными автоматическими выключателями 24 на участки, с которых через автоматические выключатели 25 получают питание общесудовые потребители 3. В состав имитатора судовой электростанции входит также при» водной электродвигатель 26 с синхронным генератором 27, реле минимального тока 28 и автоматический выключатель
29 параллельной работы, .через которые указанный синхронный генератор может быть подключен на сборные шины. Этот же генератор 27 через реле минимального тока 30 и автоматический выключатель 31 может быть подключен к синхронному электродвигателю 32, являющемуся имитатором гребного синхронного электродвигателя 5, на валу которого установлен нагрузочный генератор
33, образующий вместе с нагрузочным резистором 34, электромашинным усилителем 35 и его приводным электродвигателем 36 имитатор гребного винта регулируемого шага. Изменение шага винта 6 в тренажере имитируется изменением возбуждения нагрузочного генератора 33, на обмотку возбуждения 37 которого включен электромашинный усилитель 35, управляемый изменением тока в обмотке управления 38 за счет перемещения движка реостата 39 который приводится электродвигателем
40, управляемым с помощью кнопок 41 управления. Реостат с электродвигателической системы управления гребным винтом 9 регулируемого шага; кнопка
59 инструктора для имитации изменения шага винта 6, установленная в цепи
" 3 реле подачи питания на имитатор гидравлической системы управления гребным винтом 9 регулируемого шага; устс- ройство, сигнализирующее о неправильных действиях обучающегося" в состав которого входит сигнальное реле 60
"Неправильные действия", предназначенное для включения своими замыкающими контактами цепи, защищенной предохранителями 61, в которой установлены сигнальный звонок 62 и сигнальная лампа 63, входящие в устройство.
Кроме того, в устройство входят также кнопка 64 и реле 65 снятия звукового сигнала.
Катушка сигнального реле "Неправильные действия" 60 соединена с па". раллельно соединенными замыкающими контактами аппаратов, также входящих в пульт инструктора: реле 66 максимального напряжения, предназна».. ченного для сигнализации о работе имитатора гребного синхронного электродвигателя в асинхронном режиме при частоте, большей частоты синхронизации, катушка которого связана ,через параллельно соединенные размыкающие контакты выключателя 44 возбуждения синхронного электрозз двигателя и замыкающие контакты выключателя 46 форсировки возбуждения генератора с якорем тахогенератора
67, установленного на валу имитатора гребного синхронного электродвигателя 5„ реле 68 контроля нулевого упора, предназначенного для сигнализации, а также для отключения ка» тушки реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя в случае, если движок реостата 39,находится в положении, отличном от среднего (имита- ция упора гребного винта, отличного от нулевого), при этом катушка реле
68 связана с последовательно соеди50 ненными разомкнутыми в среднем положении движка реостата 39 контактами концевого выключателя 42 нулевого упора, механически связанного с движком, а также с замыкающими конИ тактами выключателя И возбуждения синхронного электродвигателя и раэ" мыкающими контактами реле 56 питания имитатора гидравлической системы управления гребным винтом 9 регулируе
Управление возбуждением имитатора гребного синхронного электродвигателя 5 осуществляется с помощью блока 8 управления имитатором гребного синхронного электродвигателя, в оостав которого входят регулятор 43 возбуждения синхронного электродвигателя 32, выключатель 44 вазбужде» ния синхронного электродвигателя
32, устройство форсировки возбуждения синхронного генератора 27, состоящее из резистора 45 и выключателя 46 форсировки возбуждения генератора, а также выключатель 47 га шения поля синхронного электродвигателя 32. В состав пульта 10 инструктора входят: устройство гашения поля
:синхронного гейератора 27, состоящее из выключателя 48 гашения поля генератора и резистора 49; устройство возбуждения того же генератора, состоящее иэ выключателя 50 возбуждения генератора и реле 51 возбуждения генератора; устройство гашения поля синхронного электродвигателя, состоящее из. резистора 52, соединенного с контактами выключателя
47 гашения поля синхронного электродвигателя 32, входящего в блок 8 управления имитатором гребного синхронного электродвигателя; устройство синхронизации генератора 27 со сборными шинами 23, состоящее из трех реакторов 53, реле 54 синхронизации и включающей кнопки 55, а также реле 56 подачи питания на имитатор гид равлической системы управления гребным винтом 9 регулируемого шага после синхронизации генератора 27 с шинами
23 имитатора судовой электростанции, срабатывающее в результате протекания тока по катушке минимального токового реле 28 в цепи генератор-шины, реле 57 подачи питания на приводной электродвигатель электромашинного усилителя имитатора гребного винта регулируемого шага и реле 58 подачи питания на реостат имитатора гидрав5 9 лем 40 и кнопками 41 управления, а также концввой выключатель 42 нулевого упора, контакты которого разомкнуты в среднем положении движка реостата 39, что в реальной установке соответствует шагу винта 6, при котором его упор равен нулю, входят в состав имитатора гидравлической си темы управления гребным винтом регулируемого шага 9.
60903 6
7 9609 мого шага; реле 70, предназначенного для сигнализации о выключении автоматического выключателя 3.1 при возбужденном синхронном генераторе 27 (неправильный порядок отключения
S имитатора гребного синхронного электродвигателя 5), катушка которого связана с последовательно соединенными замыкающими контактами выключателя 50 возбуждения генератора и раэ- 1О
MblKBIoùèìè контактами выключателя . гашения поля генератора 48 и реле
30 минимального тока; реле 71 предназначенного для сигнализации о выключении возбуждения синхронного ге- 15 нератора 27 без предварительного включения гашения поля генератора (катушка реле 71 связана с последовательно соединенными раэмыкающими контактами выключателя 50 возбужде го ния генератора, выключателя 48 гашения поля генератора и замыкающими контактами реле 51 возбуждения генератора); реле 72, предназначенного для сигнализации об опасности пробоя 25
-разомкнутой обмотки возбуждения имитатора гребного. синхронного электродвигателя 5, катушка которого включена последовательно с замыкающими ф контактами кнопки 73 пуска привод- зо ного электродвигателя 26 синхронного генератора 27, а также с размыкающи- ми контактами выключателя 47 гашения поля синхронного электродвигателя
32 и реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя 32; вторая пара замыкающих контактов кнопки 73 соединена с катушкой контактора 18.
Параллельно перечисленным замыкаю- щим контактам включена также цепь последовательно соединенных замыкающих контактов кнопки 74, служащей для контроля частоты синхронизации и размыкающих контактов реле 75 напряжения включенного на зажимы тахог генератора 67 -(при установке на за" жимах синхронного генератора 27 частомера с диапазоном измерения 4:1 наличие этой цепи необязательно). В состав пульта инструктора блока входит также реле 76, назначением которого является исключение работы имитатора гребного синхронного двига" теля в асинхронном режиме при часто55 те, превышаюшей частоту синхронизации; катушка реле связана с замыкающими контактами реле 66, пара замыкающих контактов соединена парал03 8 лельно с замыкающими контактами выключателя 48 гашения поля генератора, а пара размыкающих контактов образу" ет последовательную цепь с замыкающими контактами выключателя 50 возбуждения генератора в цепи катушки реле
51 возбуждения генератора.
Дополнительные разрядные сопротивления 77, установленные параллельно обмоткам возбуждения генератора 27, и электродвигатели 32 предохраняют от пробоя обмотки возбуждения при неправильных действиях обучающегося. В состав тренажера входят также контрольно-измерительные приборы (не показаны) - амперметры, вольтметры, ваттметры и тахометр. .Тренажер позволяет производить обучение следующим операциям: пуска гребного синхронного электродвигателя от одного синхронного генератора при пониженной частоте; синхронизации гребного электродвигателя на пониженной частоте; разгона синхронного. генератора, нагруженного гребным синхронным электродвигателем, работающим вхолостую, до номинальной .частоты; включения синхронного генератора, нагруженного синхронным электродвигателем, работающим вхолостую, на параллельную работу с шинами судовой электростанции; загрузки и разгрузки гребного синхронного электродвигателя путем изменения угла разворота лопастей гребного .винта регу- . лируемого шага; вывода синхронного генератора, нагруженного гребным синхронным электродвигателем, работающим вхолостую, из параллельной работы с шинами судовой электростан1 ции; остановки синхронного гребного электродвигателя.
Обучение на тренажере может производиться двумя способами: самостоятельной отработкой навыков по любой из операций по указанию инструктора; обучением навыкам самостоятельного анализа неправильных действий путем предварительного задания последних инструктором.
Работа тренажера рассматривается в соответствии с принципиальной электросхемой (см. фиг. 2).
Обучение по первому способу производится следующим образом.
После подачи напряжения на тренажер, запуска приводных двигателей 20 синхронных генераторов 21, доведеключении выключателя 47 гашения поля синхронного электродвигателя.
После втягивания имитатора гребно-. го синхронного электродвигателя 32 в синхронизм рукоятка выключателя
46 форсировки возбуждения генератора устанавливается в положение
:"Выключено", и иммитатор гребного синхронного электродвигателя 32 разгоняется до номинальной частоты вращения воздействием на устройство 11 изменения частоты синхронного генератора 27. При достижении последним частоты, равной частоте остальных генераторов 21, он синхронизируется с ними по методу грубой синхронизации воздействием на кнопку 55 и включается на параллельную работу с ними. воздействием на автоматический выключатель 29 параллельной работы, после чего имитатор гребного синхронного электродвигателя загружается воздействием на одну из кнопок 41 управления имитатотором гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага, в результате чего дви,гатель 40 перемещает движок реоста". та 39, и в обмотку 38 управления электромашинного усилителя
35 поступает сигнал, соответству ющий полярности. Обмотка возбуждения 37 генератора 33 имитатора гребного винта регулируемого шага ° получает питание, и генератор. 33, включенный на нагрузочное сопротивление 34, загружает вал имитатора гребного синхронного электродвига- . теля.
Выключение тренажера производится следующим образом. Нагруженный имитатор гребного синхронного электродвигателя разгружается воздействием на одну из кнопок 41, в результате чего движок реостата 39 устанавливается в среднее положение. Синхронный генератор 27 выводится из параллельной работы с другими генераторами 21 воздействием на рукоятку устройства изменения частоты генератора и выключением автоматического выключателя 29 параллельной работы. Затем включается выключатель 48 гашения поля генератора и выключаетоя выключатель 50 возбуждения генератора, и имитатор гребного синхронного электродвигателя постепенно останавливается. Затем замыкается выключатель
47 гашения поля синхронного электро9 960903 10 ния их частоты до номинальной и их синхронизации осуществляется запуск приводного электродвигателя 26 синхронного генератора 27 (см. фиг. 2).
Рукоятка устройства изменения часто- $ ты синхронного генератора доводится до положения "Частота пуска".,Рукоятка выключателя гашения поля генератора 48 становится в положение
"Включено", в результате чего обмотка возбуждения синхронного генерато» ра 27 шунтируется резистором 49. Рукоятка выключателя М7 гашения поля синхронного электродвигателя устанавливается в положение "Включено", а рукоятка выключателя 44 возбуждения -синхронного электродвигателя ставится в положение "Выключено", в результате чего обмотка возбуждения двигателя шунтируется резистором 52, а реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя не получает питания и не подает напряжения в обмотку возбуждения двигателя. Автоматический выключатель 31 замыкается, и статоры синхронного генератора 27 и имитатора гребного синхронного электродвигателя 32 оказываются электрически соединенными. Рукоятка выключателя 46 форсировки возбуждения 30 генератора ставится в положение
"Включено", в результате чего резистор 45 оказывается зашунтированным
f контактами этого выключателя. Выключатель 50 возбуждения генератора в контрольнозадающем блоке ставится в положение "Включено"., в результате чего .получает питание реле 5l возбуждения генератора, подающее напряжение в обмотку возбуж- аф дения синхронного генератрра 27.
Рукоятка выключателя 48 гашения по-: ля генератора ставится в положение
"Выключено", и обмотка возбуждения генератора получает питание с фон" 4$ сировкой, необходимой для последующей надежной синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя 32 после разгона его в синхронном режиме до частоты синхрониза". $0 ции и, если движок реостата 39- имитатора гидравлической системы управле-, ния гребным винтом регулируемого шага находится в среднем положении, втягивается в синхронизм при
$$ подаче выключателем 44. возбуждения синхронного электродвигателя питания в его обмотку возбуждения и вы- .
11 9609 двигателя, отключается его возбуждение выключателем 44 и выключается автоматический выключатель 31.
При выполнении перечисленных операций пульт инструктора обеспечивает срабатывание сигнализации о непра- вильных действиях при пуске имитатора гребного синхронного электродвигателя с разомкнутой обмоткой возбуждения; исключение режима разгона имитатора - >O гребного синхронного электродвигателя, работающего в асинхронном режиме, до номинальной частоты вращения без его синхронизации на пониженной частоте, так как в противном 1з случае возможен перегрев двигателя и генератора; исключение режима синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя при положении движка реостата 39, отлич- 20 ном от среднего (что соответствует упору гребного винта регулируемого шага, отличному от нулевого), чем обеспечивается уменьшение провала напряжения синхронного генератора 27 2$ при пуске имитатора гребного синхронного электродвигателя; исключение изменения положения движка реостата 39 {что соответствует увеличению упора гребного винта) без предва- зф рительного ввода синхронного генератора 27 в параллель с остальными генераторами 21 имитатора судовой электростанции, чем обеспечивается отсутствие перегрузок генератора; срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении возбуждения синхронного генератора 27 без предварительного включения устройства гашения поля генератора, так как в противном случае возможен пробой изоляции обмотки возбуждения генератора; срабатывание сиг.нализации о неправильных действиях при отключении автоматического вык- 4 лючателя 31 имитатора гребного синхронного электродвигателя при невыключенном возбуждении синхронного генератора 27, так как в противном случае возможно обгорание контактов автоматического выключателя; срабатывание сигнализации о неправильных действиях, если после синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя форсировка возбуждения генератора 27 не выключена а имитатор гребного синхронного
,электродвигателя разгоняется -до номинальной частоты.
03 12
При попытке обучающегося запус" тить имитатор гребного синхронного электродвигателя с разомкнутой обмоткой возбуждения получает питание катушка реле 72, связанная через размыкающие контакты выключателя 47 гашения поля синхронного электродвигателя и реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя с. пусковой кнопкой 73 приводного электродвигателя 26 генератора (см. фиг. 2) и своими замыкающими контактами включает реле 60 сигнализации "Неправильные действия". После срабатывания сигнализации обучающийся переводит рукоятку выключателя
47 гашения поля синхронного электродвигателя в положение "Включено", и действие сигнализации прекращается.
В процессе разгона имитатора гребного синхронного электродвигателя возникает необходимость проверки значения частоты синхронного генератора, при которой может производиться синхронизация имитатора гребного синхронного электродвигателя. С этой целью обучающийся нажимает на кнопку 74 контроля частоты синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя . Если частота недостаточна, реле напряжения 75 не срабатывает и катушка сигнального реле 60 получает питание через замыкающие контакты кнопки 74 и размыкающие контакты реле напряжения 75 до тех пор, пока частота не достигнет значения,.при котором контакты реле 75 разомкнутся, и имитатор 32 может быть синхрон низирован.
Исключение режима разгона имитатора гребного синхронного электродвигателя без его синхронизации на пониженной частоте обеспечивается следующим образом. Если обучающийся, не синхронизировав имитатор гребного синхронного электродвигателя, увеличивает частоту до значения, превосходящего частоту синхронизацци, срабатывает реле 66 максимального напряжения и одной парой контактов подает питание на катушку реле 76 гашения поля генератора, а второй парой - на катушку сигнального реле
60.Реле 76 замыкающими контактами гасит поле генератора и прерывает питание катушки реле 51 возбуждения генератора размыкающими контактами.Синхронный генератор 27 возбуждается, 13 9609 имитатор гребного синхронного электродвигателя 32 останавливается, срабатывает сигнализация, в связи с чем обучающийся должен снова возбудить синхронный генератор 27 и повторить операцию пуска имитатора гребного синхронного электродвигателя, Исключение режима синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя при положении движка реостата.39, отличном от среднего (имитация упора гребного винта, отличного от нулевого) обеспечивается сле. дующим образом. Если движок реостата 39 сдвинут со среднего положения, разомкнутые контакты концевого выключателя 42 нулевого упора замыкаются и вместе с замкнутыми контак тами выключателя 44 возбуждения синхронного электродвигателя и контактами N реле 56 подачи питания на имитатор гидравлической системы управления гребным вийтом регулируемого шага образуют цепь питания катушки реле
68 контроля нулевого упора, которое своими размыкающими контактами отключает катушку реле 69 возбужде- ния, синхронного электродвигателя, а замыкающими контактами включает сигнальное реле 60. Установить дви- зф жок реостата 39 в среднее положение можно s этом случае с помощью кнопки
59 инструктора, подающей питание на катушку реле 56 лишь в течение того времени, пока кнопка нажата. Одновременно нажимается одна из кндцок
41 управления электродвигателем НО реостата 39. Если при подаче питания в обмотку возбуждения имитатора гребного синхронного электродвигате- в ля последний не синхронизируетая; что можно установить по показаниям амперметра главной цепи, обучающийся проверяет, включена ли форсировка возбуждения синхронного генератора 27 или не превышает ли она зна чения частоты. синхронизации, а затем либо включает форсировку, либо снижает частоту и повторяет операцию ввода имитатора гребного синхронного электродвигателя в синхронизм.
Срабатывание сигнализации о неправильных действиях, если после синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя форсиров,$$ ка возбуждения синхронного генератора не включена, а имитатор разгоняется до номинальной частоты, обеспечи03 14 вается следующим образом. При разгоне имитатора 32 цепь катушки реле
66 максимального напряжения, несмотря на разомкнутые контакты выключателя
44 возбуждения синхронного электродвигателя, остается разомкнутой через замкнутые контакты выключателя
46 форсировки возбуждения генератора. При частоте, превышающей частоту синхронизации имитатора гребного
1синхронного электродвигателя, реле
66 срабатывает, замыкая контакты в цепи сигнального реле 60, после чего обучающийся должен поставить ,рукоятку выключателя 46 форсировки возбуждения генератора в положение "Выключено" и разорвать цепь питания реле напряжения 66.
Невозможность изменения положе- ния движка реостата .39 без предварительного ввода синхронного генератора 27, нагруженного имитатором гребного синхронного электродвигателя, работающим вхолостую, в параллель с остальными генераторами обеспечивается следующим образом. Если синхронный генератор 27 не синхро" низирован с шинами имитатора судо,вой электростанции,.ток по катушке
Ipene минимального тока 28 не проте кает, контакты реле остаются разомк.нутыми, и реле 56 не подает пита ние на имитатор гидравлической систе:мы управления гребным винтом регулируемого шага, в результате чего ,электродвигатель 40 реостата 39 не получает питания и имитатор гребного синхронного электродвигателя 32 не загружается. Так -как: при воздействии на кнопку 41 управления имитатора гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага обучающиися не наблюдает по показаниям амперметра изменения нагрузки имитатора гребного синхронного электродвигателя, он вынужден, проанализировав свои действия, синхронизиро1 вать генератор 27 с остальными гене- раторами 21.
Срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении возбуждения синхронного генератора
27 без предварительного включения устройства гашения поля генератора обеспечивается следующим образом. Если обучающимся предпринята попытка сначала выключить возбуждение генератора и только потом включить его гашение поля, замыкаются
15 9609 размыкающие контакты выключателя 50 возбуждения генератора, включенные
- последовательно с замкнутыми размыкающими контактами аыключате- ля 48 гашения поля генератора и с s замкнутыми замыкающими контактами реле 51 возбуждения генератора в це.пи катушки реле 71. Последнее, сработав, подает своими замыкающими контактами питание на сигнальное реле 1
60 "Неправильные действия". При этом возбуждение синхронйого генератора
27 не отключается, так как реле
51 возбуждения генератора уже блокировало своими замыкающими контактами разомкнутые замыкающие контакты выключателя 50 возбуждения генератора, После анализа ошибки обучающийся переводит рукоятку выключателя 50 возбуждения генератора в положение "Включено",Я размыкающие контакты выключателя прерывают питание катушки реле 71 и действие сигнализации прекращается. При включении выключателя 48 гашения поля генератора его контакты в цепи катуш- ки реле 77 размыкаются и последующее замыкание контактов выключателя
50 возбуждения генератора в этой цепи не приводит к срабатыванию сигнализации. ЗО
Срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении автоматического выключателя 31 имитатора гребного синхронного электродвигате ля при яевыключенном возбуждении синхронного генератора 27 обеспечивается следующим образом. Если выключатель 50 возбуждения генератора включен, выключатель 48 гашения поля генератора выключен и .возбуждение на синх" ронный генератор подано, а обучающийся ошибочно выключает автоматический выключатель 31, то катушка реле 30 . минимального тока теряет питание и замыкает свои размыкающие контакты, соединенные последовательно с замкнутыми контактами выключателя 50 возбуждения генератора, выключателя 48 гашения поля генератора и с катушкой реле 70. Последнее, сработав, замыкает своими контактами цепь питания сигнального реле 60. Включая выключатель
48 гашения поля генератора и выключая выключатель 50 возбуждения гене35 ратора, обучающийся прерывает питание катушки реле 70 и действие сигнализации прекращается. Затем обучающийся вновь включает автоматический
03 16 выключатель 31, возбуждает синхрон ный генератор 27 и повторяет операцию выключения генератора в правильной последовательности.
Обучение по второму способу производится следующим образом.
При помощи тех или иных органов, управления инструктором может быть заложена в схему тренажера одна или несколько команд,:имитирующих неисправность или неправильные действия в реальной установке, Например, инструктором может быть включен выключатель 47 гашения поля синхронного электродвигателя перед его пуском, что приводит к опасности пробоя обмотки возбуждения имитатора гребного синхронного электродвигателя; выключен выключатель 46 форсировки возбуждения генератора, в результате чего имитатор 32 не будет синхронизирован; переведен движок реостата
39 имитатора гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага из среднего положения (нулевой упор) в одно из рабочих положений, в результате чего имитатор гребного синхронного электродвигателя не будет загружен, не будет также выключена форсировка возбуждения синхронного генератора 27 после синхронизации имитатора - гребного синхронного электродвигателя, что приведет к
его перегреву; включен выключатель
48 гашения поля генератора перед выключением автоматического выключателя 31 имитатора гребного синхронного электродвигателя или выключателя 50 возбуждения генератора, что приведет к обгоранию контактов выключателей. Указанные действия инструктора приводят к срабатыванию сигнализации или неправильной работе тренажера. При этом обучающийся анализирует ситуацию как самостоятельно, так и в результате вопросов инструктора и повторяет операцию в правильной последовательности. Результатом является отключение сигнализации и получение разрешения от контрольно-задающего блока продолжать работу (например, разрешение на нагрузку имитатора гребного синхронного электродвигателя после установки движка реостата 39 в сред":. нее положение или то же после синхронизации генератора 27, нагруженного работающим вхолостую
9609
17 имитатором гребного синхронного электродвигателя, с остальными генераторами 21.
Эксплуатация тренажера позволяет уменьшить сумму ущерба за счет - S снижения аварийности в результате повышения квалификации судовых электромехаников.
1О
Формула изобретения
Тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой, содержащий имитатор судовой электростанции,состоящий из генераторных агрегатов и блока управления, выходы которого связаны с соответствующими входами пенераторных агрегатов, а вход - с 20 первым выходом пульта инструктора, второй выход которого связан с вторым входом второго генераторного агрегата, выход которого соединен о ,входом коммутирующего устройства, управляющий вход которого связан с выходом первого генераторного агрегата и с входом потребителя, а дру. гие выходы генераторных агрегатов подсоединены к первым и вторым 30 входами пульта инструктора соответственно, о т л и ч а а шийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет установленные на одном валу имитатор гребного электродвигателя, имитатор гребного винта, тахогенератор и блоки
03 18 управления имитатором гребного синхронного электродвигателя и имитатором гребного винта, причем первый выход блока управления имитатором гребного синхронного электродвигателя соединен с третьим входом пульта инструктора, второй - с третьим входом второго генераторного агрегата, третий - с третьим входом имитатора гребного синхронного электродвигателя, четвертый - с входом тахогенератора, второй вход и выход которого связаны соответственно с пятын выходом и шестым входом пульта инструктора, пятый вход которого через блок управления гребным винтом соединен с имитатором гребного винта, другой вход которого подключен к четвертому выходу пульта инструктора, а его тре4 тий выход соединен с вторым входом имитатора гребного синхронного элек- тродвигателя, при этом четвертый вход пульта инструктора связан с выходом имитатора гребного синхрон- .ного электродвигателя, первый вход которого подключен .к выходу коммутирующего устройства.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ефимов А. Ф., Конради Л.Г.
Имитационная установка для обучения электриков управлению автоматизированной электростанциейт В кн.: Судовая электротехника и связь, вып. 54, 1972, с,29-32..