Электрическая машина с горизонтальным валом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 260281 (21) 3254791/24-07 (j$) М, Кл.З
Н 02 К 5/173 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 3. .043.3{088.8) Опубликовано 230982. Бюллетень ¹35
Дата опубликования описания 230982
Н. Н. Конохов, Л.А. Збарский, Е.В. Останькфвйч - - ---. и Ю.В. Поршнев
I (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель
{ 54 ) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬ HbIM ВАЛОМ
Изобретение относится к электрома|"иностроению, в частности к конструкции цодшипниковых узлов средних и крупных электрических машин.
Известна конструкция подшипник вого узла качения с маслосбрасывающим клапаHQM (l), которая применяется в подшипниковых узлах электрических машин p2). Маслосбрасывающий клапан в таких узлах устанавливается на валу ротора рядом с подшипником и служит автоматическим
:егулятором необходимого количества смазки в подшипниковом узле.
Известна также электрическая манива с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены ! на,роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо иэ антифрикционного материала, установленное свободно с двухсторонним осевым зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшыпникового зла (3).
Наличие колец из антифрикционного материала, свободно установленных между внутренней обоймой подшипника и подшипниковой крышкой, позво..яет повысить надежность подшипниковых узлов при воздействии на них осевых динамических нагрузок, которые имеют место в приводах насосов, углесосов, компрессоров и других производственных механизмов. Однако в этом случае невозможно применение конструкции с маслосбрасывающим клапаном, что ухудшает режим смазки подшипников. Кроме этого, в подшипниковых узлах в результате трения между внутренней обоймой подшипника, плавающим кольцом и подшипниковой крышкой происходит дополнительный нагрев подшипников, что ухудшает его тепловой режим; в результате износа указанных деталей при их трении в подшипниковом узле"образуются мелкие абразивные частицы. A поскольку кольцо расположено рядом с внутренней обоймой подшипника, то вместе со смазкой на поверхности качения попадает и абразива, что также снижает надежность поди.ипниковых узлов и электрической машины в целом.
Цель изобретения — повышение надежности электрической машины.
Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине с горизонтальным валом, подшип чковые узлы которой выполнены Hr роликовых
961051 подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного материала, установленное свободно с двусторонним осевым зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипни- 5 нового узла, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено 10 с указанным двусторонним зазором между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.
На фиг. 1 представлена электрическая машина с горизонтальным валом; на фиг. 2 — подшипниковый узел.
Предлагаемая электрическая машина содержит корпус 1 со статором
2. Внутри статора расположен ротор
3 с горизонтальным валом 4, опорами которого служат подшипниковые узлы 5, расположенные в подшипниковых щитах 6. Каждый. подшипниковый узел 5 содержит роликовый подшипник 7 с внутренней 8 и наружной 9 обоймами. Наружная обойма подшипника запирается в подшипниковом щите подшипниковыми крышками 10 и 11, а внутренняя — маслосбрасывающим клапаном 12, установленным на валу ротора, рядом с подшипником. Наружная часть 13 маслосбрасывающего клапана размещена с возможностью вращения в кольцевой выточке 14 подшипниковой крышки 10. Между торцовыми поверхностями маслосбрасываю- Ç5 щего. клапана и подшипниковой крышки с двусторонним зазором 15 установлено кольцо 16 из антифрикционного материала. Стрелками (фиг. 2) показано движение смазки при заполнении 40 узла свежей смазкой. и удалении старой. Система смазки подшипникового узла включает масленку 17, каналы для подвода смазки 18, маслосбрасывающий клапан 12 и раструб 19 для 45 выхода отработанной смазки.
В пусковых и рабочих режимах работы электрической машины осевые воздействия на ротор со стороны приводного механизма демпфируются в О системе осевой фиксации ротора, которая включает подшипниковую крышку
10, маслосбрасывающий клапан 12 и свободно установленное между ними кольцо 16. При этом происходит трение и нагрев указанных деталей, но поскольку они удалены от подшипника и имеют большую наружную охлаждаемую поверхность, то на темпера туру нагрева подшипников это не влияет.
Преимущество предлагаемой конструкции состоит в том, что трущиеся поверхности элементов системы демпфирования расположены в месте выхода из узла отработанной смазки.
Поэтому все мелкие частицы износа трущихся поверхностей удаляются иэ узлов вместе с отработанной смазкой сбрасывающим клапаном и не могут попасть в подшипник и вывести тем самым его из строя. Благодаря включению маслосбрасывающего клапана в систему демпфирования осевых колебаний повышается ее эффективность и надежность. Это объяснявтся тем, что благодаря способности сбрасывающего клапана выгонять смазку через двухсторонний зазор, в котором находится кольцо из антифрикционного материала, этот зазор всегда заполнен консистентной смазкой, обладающей хорошими демпфирующими свойствами. Таким образом эффективность предложенного технического решения состоит в повышении надежности электрической машины.
Формула изобретения
Электрическая машина с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены на роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного .атериала, установленное свободно с двусторонним осевым зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что с целью повышения надежности, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Бейзельман P.Ä. и др. Подшипники качения. Справочник. М., "Машиностроение", 1975, с. 355.
3. Авторское свипетельство СССР по заявке 9 2725714/24-07, кл. Н 02 К 5/173, 31.08.79..
3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2869469/24-07, кл. Н 02 К 5/173, 03.07.80 (прототип)