Способ приработки зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оll ИСАНИЕ 961877

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 304075 (22) Заявлено 05.03.81 (21) 3292138/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30.09.82 (51) М.К .

В 23 F 19/02

Гееудлретееввл кюмитет

СССР (53) УДК 621.923. .74:621.833.2 (088.8) пв делам кзебретенкй и лтлрмткй (72) Авторы изобретения

М. В. Райко, А. И. Панасюк, В. Г. Грабчак, В. С. Белоус и Н. Ф. Дмитриченко

Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к металлообработке.

По основному авт. св. № 304075 известен способ приработки зубчатых колес, в котором в цепи контроля задают электрический сигнал, соответствующий оптимальной толщине масляной пленки, и по изменению потенциала изменяют нагрузку до устранения рассогласований между этими сигналами, В процессе такой. приработки происходит выглаживание микронеровностей с одновременным формированием на рабочих поверхностях зубьев смазочного слоя адсорбционного происхождения (1) .

Недостаток способа заключается в том, что процесс приработки длительный. Это объясняется тем, что формирующиеся в процессе приработки на поверхностях, зубьев адсорбциониые слои обладают хорошей смазочной способностью. Эти слои задерживают процесс приработки и не обеспечивают длительную контактную выносливость зубчатых колес.

Цель изобретения — сокращение времени приработки и увеличение контактной выносливости зубчатых колес.

Поставленная цель достигается тем, что в масло добавляют диэтиловый эфир малеиновой кислоты в количестве 1 вес. %, оптимальную толщину масляной пленки устанавливают равной 0,2 — 0,4 мкм, затем нагревают масло до 100 — 120 С, а нагрузку удерживают постоянной до достижения установившейся толщины масляной пленки.

На фиг. 1 представлена электрическая схема измерения толщины смазочного слоя между зубчатыми колесами; на фиг. 2— изменение в процессе приработки толщины смазочного слоя и нагрузки.

Способ приработки зубчатых колес 1 и 2 осуществляется с использованием электрической схемы контроля толщины смазочного слоя между зубчатыми колесами 1 и 2, которая состоит из источника 3 постоянного тока, амперметра 4, вольтметра 5, включенного параллельно зубчатым колесам посредством токосъемников 6 и регулируемого сопротивления 7, с зубчатой парой соединено нагружающее устройство 8. Для измерения толщины смазочного слоя одно из колес электроизолировано от корпуса. Измерение толщины смазочного слоя осуществляется при силе тока 1 = 1,5 А.

961877

Способ осуществляется следующим образом.

В масло добавляют диэтиловый эфир малеиновой кислоты в количестве 1 вес. %.

Перемешивают масло с присадкой, затем запускают зубчатую передачу и с помощью загружающего устройства 8 устанавливают толщину смазочного слоя, равную 0,2—

0,4 мкм. Далее с помощью нагружающего устройства в автоматическом режиме поддерживают эту толщину до устранения рассогласования с величиной нагрузки. Происходит выглаживание микронеровностей и частичное формирование адсорбционного смазочного слоя. Полному формированию адсорбционного слоя препятствует введенная в масло присадка. 15

Изменение нагрузки, обеспечивающее постоянство толщины смазочного слоя масла, представлено кривой 1 а — толщина смазочного слоя масла, кривая 2 а — изменение нагрузки.

Как следует из графика 2 а, нагрузка изменяется. Этому интенсивному изменению соответствует интенсивный износ микронеровностей. Затем постепенно процесс стабилизируется, т.е. износ прекращается и нагрузка устанавливается постоянной. Толщина смазочного слоя (кривая 1 а) постоянная.

Затем нагревают масло до температуры разложения диэтилового эфира малеиновой кислоты (100 — 120 С) . Эту операцию выполняют потому, что присадка полностью исключает формирование твердого смазочного слоя, имеющего исключительно большое значение в процессе эксплуатации зубчатых передач. Затем нагрузку устанавливают постоянной. Целесообразно оставить нагрузку, установившуюся в начале приработки. Нагревом масла и постоянством нагрузки обеспечивают формирование на рабочих поверхностях зубьев твердого смазочного слоя, приращение которого контролируют по падению напряжения на нем и в этом режиме работают до достижения установившейся толщины смазочного слоя.

Изменение толщины твердого смазочного слоя при постоянной нагрузке представлено на графике кривой 1 б — толщина слоя; кривая 2 б — величина нагрузки.

Предлагаемый способ позволяет сократить время приработки при гарантированном качестве рабочих поверхностей зубьев, а также обеспечивает длительную контактную выносливость зубчатых колес.

Формула изобретения

Способ приработки зубчатых колес по авт. св. № 304075, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени приработки и увеличения контактной выносливости зубчатых колес, в масло добавляют диэтиловый эфир малеиновой кислоты в количестве

1 вес. %, оптимальную толщину масляной пленки устанавливают равной 0,2 — 0,4 мкм, затем нагревают масло до 100 — 120 С, а нагрузку удерживают постоянной до достижения установившейся толщины масляной пленки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 304075, кл. В 23 F 19/02, 1970.

961877

Рог г

Составитель В. Слиткова

Редактор Н. Гришанова Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 7054/16 Тираж 1153 Подпис иое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4