Способ отслаивания записи на темперной живописи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е >962031

M3OSPETE Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.02.81 (21) 3252162/28-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 44 D 7/00

Гвс дарстееллмй KoMNT9T

СССР (53) УДК 7.025.4 (088.8) Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30.09.82 лв делам лзабретеннй и аткрмтий (72) Авторы изобретения

4г. %СОЮЗР т я

А. В. Иванова, О. В.,Лелекова и А. P. Марготьева (71) Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт р таврйлЫ40 1 В(д (54) СПОСОБ ОТС,ЛАИВАНИЯ ЗАПИСИ НА ТЕМПЕРНОЙ

ЖИВОПИСИ

1

Изобретение относится к области реставрации древней живописи, в частности, к области раскрытия темперной живописи, древние слои которой почти всегда покрыты многими слоями более поздней живописи.

Известен способ отслоения записей на темперной живописи путем размягчения записей, обработкой поверхности органическими растворителями или композициями на их основе, после чего поверхность записи заклеивают бумагой на рыбьем, мездровом, кроличьем или другом животном клее.

Когда клей подсохнет, запись, зафиксированную на бумаге или ткани, отделяют скальпелем от нижнего слоя живописи и перено-, сят на новое основание с помощью отбеленного воска с добавлением фисташковой смо- 15 лы (1) .

Однако в известном способе запись, заклеения бумагой или тканью, не видна, и отслоение приходится делать почти вслепую.

Животные клеи во время отслоения записи остаются студенистыми из-за присутствия растворителей, что ослабляет их адгезионные свойства. После отслонения записи такие клеи быстро становятся хрупкими и дают усадку, вызывающую деформацию отсло2 енной живописи. Из-за указанных недостатков отслоение записей приходится делать отдельными фрагментами, при монтировке которых на новую основу остаются заметные швы, искажающие художественный вид произведения.

Известен также способ отслаивания записи на темперной живописи, включающий размягчение записи путем ее обработки органическим растворителем, нанесение на размягченную запись защитного слоя из поливинилбутираля и отделение записи 12) .

Однако в указанном способе заклеивание записи папиросной бумагой с помощью

ПВА клея создает на ее поверхности непрозрачный, жесткий слой, что позволяет отслаивать живопись небольшими участками.

При этом остаются заметными линии сгиба, образуется волнистая поверхность, и после отслоения полной записи приходится делать распрямление такой поверхности обработкой парами токсичного растворителяметанола с лицевой стороны записи. При таком способе возможно повреждение отслоенной живописи, процесс отслоения очень трудоемок и не технологичен. Кроме того, на процесс затрачивается много времени.

962031

10 !

35

55

Цель изобретения — сокращение времени процесса и повышение качества записи.

Поставленная цель достигается тем, что в способе отслаивания записи на темперной живописи, включающий размягчение записи путем ее обработки органическим растворителем, нанесение на размягченную запись защитного слоя из поливинилбутираля и отделение записи, запись после отделения дополнительно обрабатывают 25 — 300/р-ной водной дисперсией сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом, размягчение записи осуществляют парами растворителя, а в качестве защитного слоя используют пленку из поливинилбутираля, пластифицированного 28 — 33% бутилбензилфталата или триэтиленгиколь-ди-2-этилгексаата.

В способе отслоения записи на темперной живописи на подготовленную к отслоению поверхность наносят 1 — 2 раза органический растворитель, например этилцеллозольв или диметилсульфоксид, и этот участок закрывают прозрачными крышками, высотой 1 — 2 см с тем, чтобы размягчение записи, пропитанной растворителем, проходило в парах растворителя. Наблюдение за этим процессом осуществляют через прозрачные крышки. В среднем процесс размягчения записи длится от 1 до 3 ч в зависимости от вида отслаиваемой живописи и ее состояния. После этого на размягченную аморфную запись наносят защитное покрытие, представляющее собой клеевую высокоэластичную прозрачную пленку поливинилбутираля (ПВБ), пластифицированную бутилбензилфталатом (ББФ) или триэтиленгиколь-ди-2-этилгексаатом (ТЭГ-28) — выcoKoKHIIHILIHi>IH пластификаторами, обеспечивающими длительную эластичность пленки ПВБ. Пластификатор берут в количестве

28 -33% от веса сухого ПВБ, причем, если пленки заготавливают впрок, то целесообразнее использовать пластификатор ББФ, так как он дольше обеспечивает эластичность пленок, которые сохраняют между прокладками из целлофана или полиэтилена.

Приготовленные пленки пластифицированного ПВБ разрезают на кусочки, соответствующие участку размягченной записи и накладывают на нее. Пленка ПВБ моментально размягчается и приклеивается, соприкоснувшись с пропитанной растворителем записью, при этом растворяется лишь прилегающая к записи сторона, сама пленка не меняет своих линейных размеров. Кроме того, сухая защитная пленка задерживает испарение растворителя из глубины размягченной записи надежнее, чем пленка, сформированная из раствора, что увеличивает время, в течение которого можно проводить отслаивание. примерно в 5 — 6 раз.

Отслаивание проводят скальпелем, нри этом произведение живописи находится в вертикальном положении, что существенно облегчает труд реставратора, позволяя отгибать отслаиваемую живопись и видеть авторскую живопись, и исключает ее повреждение.

Для облегчения процесса расслоения в качестве разделительного слоя используют водную дисперсию сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом 25 — 30%-ной концентрации, которая одновременно проклеивает тыльную сторону записи, укрепляя ее, и является ее прочной эластичной основой. Таким образом, отслоенная живопись защищена с двух сторон полимерными пленками и может сохраняться длительное время без повреждений до нанесения ее на новое основание.

При необходимости перенесения отслоенной записи на новое основание достаточно оживить спирто-ацетоновой смесью (1:1) проклеенную ВА 2 ЭГА тыльную сторону без использования других клеевых материалов.

17ример 1. Проводят сплошное отслоение масляной записи 18 века с темперной живописи 16 века (икона «У спение», размер 100 Х 110 см). Размягчение слоя верхней масляной живописи проводят нанесением на него с кисти диметилсульфоксида

1 — 2 раза. Затем на размягченный красочный слой для защиты наносят предварительно отлитую пленку из 10% -ного спиртоацетонового раствора поливинилбутираля, пластифицированного 28 ro-ным ББФ. Эти операции осуществляют при горизонтальном положении художественного произведения.

Для отделения слоя записи икону с помощью специального приспособления закрепляют в вертикальном положении для удобства работы и улучшения видимости самого процесса, что исключает возможность повреждения авторского слоя. Отслаивание проводят скальпелем, начиная с края и продолжая в направлении к центру произведения. На тыльную сторону частично отделенного слоя наносят 2 — 3 раза 25%-ную водную дисперсию ВА 2 ЭГА, которая после высыхания укрепляет отслоенную живопись. Запись легко отслаивается на единой монолитной пленке без повреждений красочного слоя.

Пример 2. Проводят сплошное отслоение темперной записи 18 века с темперной живописи 16 века, между которыми находится слой олифы (икона «Спас»). Отслоение осуществляют по примеру 1, но для размягчепия записи в зависимости от ее состояния наносят 1 — 2 раза с пипетки этилцеллозольв, а для защиты на отслаиваемую живопись наносят пленки ПВБ, пластифицированного 330/o-ным ББФ. Тыльную сторону записи проклеивают 1 — 2 раза 28%-ной водной дисперсией BA 2 ЭГА. Запись легко отслаивают на единой монолитной пленке без по зреждений.

962031

Формула изобретения

Пример 3. Проводят сплошное отслоение темперной записи 18 века с темперной живописи 16 века, отделенной от записи слоем олифы на своде Успенского собора московского Кремля. Отслоение проводят по примеру 1, но для размягчения слоя темперной записи используют диметилсульфоксид, который наносят флейцем на поверхность записи. Размягченную запись заклеивают пленками ПВБ, пластифицированного 30о/о-ным

ТЭà — 28, а тыльную сторону отслаиваемой живописи проклеивают 30%-ной водной дис- 10 персией ВА 2 ЭГА. Все операции проводят на стене в вертикальном положении.

Темперную запись легко отслаивают в виде единой монолитной пленки без разрывов и повреждений красочного слоя.

Пример 4 (контрольный). Проводят отl5 слоение масляной записи 19 века с темперной живописи 17 века (икона «Преображение» размер 66,5 X 46 см) . На поверхность записи, размягченную компрессами с растворителем (диметилформамид) нано- 20 сят спирто-ацетоновый раствор клеевого

ПВБ марки КВ, далее все операции проводят как в примере 1, но с использованием в качестве защитного слоя раствора ПВБ марки КВ и без последующего проклеивания тыльной стороны отслоенной записи.

При этом клеевая гленка с отслоенным красочным слоем при высыхании сильно деформируется, становится жесткой и хрупкой.

В результате запись отслаивают многочисленными фрагментами (примерно 18 фрагментов), при монтировке которых на новое основание остаются заметными стыки швов, ухудшающие вид живописи.

Как следует из приведенных примеров, отслоение записей на темперной живописи путем смачивания поверхности записи ор- 35 ганическим растворителем (для ее размягчения) и использование в качестве защитного слоя пленок, изготовленных из пластифицированного ПВБ, а в качестве разделительного слоя водной дисперсии ВА 2 ЭГА, дает возможность отслаивать полную запись

40 любого размера без деформаций и повреждений красочного "слоя. При этом вид отслоенной записи улучшается за счет отсутствия швов, неизбежных при фрагментарном расслоении, а использование защитных пле- 45

6 нок ПВБ увеличивает время для расслоения в 5 — 6 раз.

Отслоенная запись, зафиксированная с двух сторон полимерными пленками, сохраняется длительное время без изменений до нанесения ее на новое основание. При необходимости достаточно оживить тыльную сторону записи, проклеенную ВА =2 ЭГА, спирто-ацетоновой смесью без применения других клеевых материалов и приклеить на подготовленное основание.

Эффект, получаемый от использования предлагаемого изобретения, заключается в сохранении записей, представляющих произведения древнерусской живописи, которые прежде уничтожались при. раскрытии авторской живописи, как самостоятельных художественных произведений в их первоначальном виде.

Способ отслаивания записи на темперной живописи, включающий размягчение записи путем ее обработки органическим растворителем, нанесение на размягченную запись защитного слоя из поливинилбутираля и отделение записи, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени процесса и повышения качества записи, запись после отделения дополнительно обрабатывают 25 — 30о/0-ной водной дисперсией сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом, размягчение записи осуществляют парами растворителя, а в качестве защитного, слоя используют пленку из поливинилбутираля, пластифицированного 2833о/о бутилбензилфталата или триэтиленгликоль-ди-2-этилгексаата.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. «Техника и реставрация», с. 103 — 104, 1961.

2. Филатов С. В., Иванова А. В. Метод отслаивания записей с применением поливинилбутираля. В сб.: Художественное наследие, вып. 5(39), М., с. 124, 1979 (прототип) .

Составитель Ю. Смоляков

Редактор Е. Папп Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Заказ 70Я/23 Тираж 437 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4