Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<»>962037 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.07.80 (2! ) 2961606/27-11 с присоединением заявки № — (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
В 60 Н 3/00
Гесудлрстееннмй кемнтет
СССР
Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 30.09.82 ло делам нзебретеннй и еткрытий (53) УДК 629.113. .06:628.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. А. Смирнов, В. И. Грымов, С. Л. Бартенев и Е. А
Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Кр автомобильный завод им. Ленинского комсо (71) Заявитель (54) ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, предназначенным для создания микроклимата в пассажирских помещениях транспортных средств, в частности в салонах легковых автомобилей.
Известно отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства, содержащее вентилятор, сообщенный с каналами холодного и теплого воздуха, радиатор отопителя, установленный в канале теплого воздуха, смесительную камеру, подводящие каналы вентиляционных сопл и сопл для обогрева ног, расположенный между каналами указанных сопл подводящий канал антиобледенительных сопл, первую пару взаимосвязанных поворотных заслонок, регулирующих поток воздуха, проходящий через каналы теплого и холодного воздуха, одна из которых установлена перед радиатором, а другая — за ним, и вторую лару взаимосвязанных поворотных заслонок для распределения воздуха по подводящим каналам, одна из которых установлена рядом с каналом вентиляционных сопл, а другая— между подводящими каналами антиобледе2 нительных сопл и выпускных сопл для обогрева ног (1).
Недостатком указа нного отопительновентиляционного устройства является низкая эффективность, обусловленная невоз5 можностью раздельной подачи горячего воздуха для обогрева ног пассажиров и одновременно холодного на ветровое стекло или в сопла панели приборов, а также значительным увеличением аэродинамического сопротивления, а следовательно, затрудненной подачей воздуха в ноги пассажиров из-за поворота воздушного потока на 180 внутри устройства.
Цель изобретения — повышение эффективности работы отопительно-вентиляцион15 ного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в отопительно-вентиляционном устройстве для транспортного средства, содержащем вентилятор, сообщенный с каналами холодного и теплого воздуха, радиатор отопителя, установленный в канале теплого воздуха, смесительную камеру, подводящие каналы вентиляционных сопл и сопл для обогрева ног, расположенный между каналами указанных сопл подводящий канал анти962037 обледенительных сопл, первую пару взаимосвязанных поворотных заслонок, регулирующих поток воздуха, проходя щий через каналы теплого и холодного воздуха, одна из которых установлена перед радиатором, а другая — за ним, и вторую пару взаимосвязанных поворотных заслонок для распределения воздуха по подводящим каналам, одна из которых установлена рядом с каналом вентиляционных сопл, а другая— между подводящими каналами антиобледенительных сопл и выпускных сопл для обогрева ног, смесительная камера расположена в зоне подводящего канала антиобледенительных сопл, а подводящие каналы вентиляционных сопл и выпускных сопл для обогрева ног соединены за пределами упомянутой камеры, соответственно первый — с каналом холодного воздуха, и второй — с каналом теплового воздуха, при этом оси вторых заслонок указанных первой и второй пар расположены параллельно друг другу в плоскости, проходящей вдоль канала теплового воздуха и разделяющей в нем две полости, сообщающиеся соответственно при совмещенных свободных концах упомянутых вторых заслонок с каналом антиобледенительных..сопл и с каналом сопл для обогрева ног.
На фиг. 1 изображено положение заслонок, соответствующее режиму летней вен иляции; на фиг. 2 — то же, соответ ствующее режиму прогрева салона; на фиг. 3то же, соответствующее режиму полного разделения потоков холодного и теплого воздуха.
Отопительно-вентиляционное устройство содержит корпус 1, в котором выполнены канал 2 холодного воздуха, канал 3 теплого воздуха, подводящий канал 4 вентиляционных сопел, являющийся продолжением канала 2 холодного воздуха, подводящий канал 5 выпускных сопл для обогрева ног пассажиров, разветвляющийся на два канала 6 и 7 для подвода теплого воздуха в переднюю и заднюю зоны салона и являющийся продолжением канала 3 теплого воздуха, а также подводящий канал 8 антиобледенительных сопл, расположенный между каналами 4 и 5. Смесительная камера 9 расположена между каналом 2 холодного и каналом 3 теплого воздуха и примыкает к подводящему каналу 9 антиобледенительных сопл.
В корпусе 1 установлены центробежный вентилятор IO, сооб:ценный с каналом 2 холодного и каналом 3 теплого воздуха, заслонка 11, регулирующая количество поступающего в вентилятор воздуха, радиатор
12 отопителя, размещенный в канале 3 теплого воздуха, и две пары взаимосвязанных заслонок 13, 14 и 15, 16. Заслонка !3, установленная перед радиаторм 12 и заслонка 14, установленная за радиатором 12, обеспечивают регулирование доли проходя55
5 !
0 !
50 щего через него воздуха. Заслонка 15, установленная между подводящим каналом 4 вентиляционных сопл и смесительной камерой 9, и заслонка 16, установленная между подводящим каналом 8 антиобледенительных сопл и подводящим канало.,i 5 выпускных сопл для обогрева ног пассажиров, обеспечивают распределение воздуха по указанным подводящим каналам. В крайних положениях заслонка 15 упирается в стенку 17 корпуса 1, а заслонка 16 в выступ
18 корпуса 1. Оси заслонок 14 и 16 расположены параллельно api г другу в плоскости, проходящей вдоль канала теплого воздуха.
При совмещенных свободных концах заслонок 14 и 16 канал 3 теплого воздуха разделяется на две полости, сообщающиеся соответственно с каналом 8 антиобледенительных сопл и с каналом 5 сопл для обогрева ног.
Устройство работает следующим образом.
В режиме летней вентиляции (фиг. 1) при перекрытии радиатора 12 отопителя взаимосвязанными заслонками 13 и 14, отопительно-вентиляционное устройство осуществляет. подачу наружного воздуха в салон автомобиля по каналам 2 и 4 к вентиляционным соплам. В положении, когда заслонка 15 упирается в стенку 17 корпуса 1, а заслонка 16 упирается в выступ 18, наружный воздух поступает в канал 8 антиобледенительных сопл.
В холодный период в режиме прогрева салона (фиг. 2) радиатор 12 отопителя полностью открыт, и весь поток наружного воздуха, проходя через него, подогревается и направляется по каналу 5 и далее по каналам 6 и 7 в переднюю и заднюю зоны салона, а через смесительную камеру 9 и канал 8 к антиобледенительным соплам, и, обогнув заслонку 15, по каналу 4 к вентиляционным соплам. Оптимальные условия прогрева салона обеспечиваются при совмещенных свободных концах заслонок 14 и 16. Когда заслонка 15 перекрывает канал 2, а заслонка 16 каналы 6 и 7, весь поток подогретого воздуха направляется по каналу 8 к антиобледенительным соплам. В другом режиме заслонка 16, касаясь выступа 18, перекрывает доступ теплого воздуха в смесительную камеру 9,и весь подогретый в радиаторе 12 воздух направляется только по каналам 5—
7 в переднюю и заднюю зоны салона.
В режиме полного разделения потоков холодного и теплого воздуха (фиг. 3), заслонка 13 открывает доступ наружному воздуху в каналы 2 и 3 холодного и теплого воздуха, заслонка 15 перекрывает канал 4, а заслонка !6 упирается в выступ 18. Подогретый воздух направляется по каналам
5 — 7 в переднюю и заднюю зоны салона, а холодный воздух через смесительную камеру 9 по каналу 8 поступает к антиобледе962037 нительным соплам. Подача теплого воздуха к ногам водителя и пассажиров и одновременно создание «завесы» прохладного воздуха в верхней части автомобиля устраняет возможность появления сонливости у водителя, а также повышает комфортабельность поездки при неблагоприятных климатических условиях, например в мороз, сочетаюшийся со снегом вперемежку с дождем, или в солнечный морозный день, когда на водителей и пассажиров воздействует избь>точная солнечная радиация. При приоткрытых заслонках 15 и 16 (обозначено пунктиром), происходит смешение наружного и подогре>отI> воздуха в смесительной камере 9. Часть гк>догретого воздуха проходит под заслонкой 14 по каналам 5 — 7. Другая часть подогретого воздуха, проходя поверх заслонки 14, поступает в смесительную камеру
9, и, смешиваясь с холодным воздухом, проходяшим по каналу 2, поступает по каналу 8 к антиобледенительным соплам. Некоторая часть холодного воздуха поступает по каналу 4 к вентиляционным соплам.
Таким образом, эффективность работы устройства повышается за счет увеличения частоты сменяемости воздуха внутри автомобиля и обеспечения подачи воздуха требуемой температуры в достаточном количестве на соответствующий уровень — в ногч "- уровень груди и головы. В положекогда свободный конец заслонки, рас.:::й:а радиатором, устанавливаетс;: . а гр гив свободного конца заслонки, гт...:.. кчгпой между подводяшими кана.>: мь антиобледенительных сопел и выпускIII>Ix соил для обогрева ног, обеспечиваются оптих:а гьиые условия прогрева салона в зимний период за счет количественного раздел ния теплого воздуха, проходящего через
, IIIа II>p
11спользование предлагаемого изобретения позволит улучшить микроклимат и условия труда в кабине.
Формула изобретения
Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства, содержащее вентилятор, сообщенный с каналами холодного и теплого воздуха, радиатор отопителя, 5 установленный в канале теплого воздуха, смесительную камеру, подводящие каналы вентиляционных сопл и сопл для обогрева ног, расположенный межу каналами указанных сопл подводяший канал антиобледенительных сопл, первую пару взаимосвязанных поворотных заслонок, регулирующих поток воздуха, проходящий через каналы теплого и холодного воздуха, одна из которых установлена перед радиатором, а другая — за ним, и вторую пару взаимосвязанных поворотных заслонок для распределения воздуха по подводящим каналам, одна из которых установлена рядом с каналом вентиляционных сопл, а другая между подводяшими каналами антиобледенительных сопл и выпускных сопл для
20 обогрева ног, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства, смесительная камера расположена в зоне подводящего канала антиобледенительных сопл, а подводящие каналы вентиляционных сопл и выпускных сопл для обогрева ног соединены за пределами упомянутой камеры, соответственно первый — с каналом холодного воздуха, и второй — с каналом теплого воздуха, при этом оси вторых заслонок указанных первой и второй
30 пар расположены параллельно друг к другу в плоскости, проходящей вдоль канала теплого воздуха и разделяющей в нем две полости, сообщающиеся соответственно при совмещенных свободных концах упомянутых вторых заслонок с каналом антиобледенительных сопл и с каналом сопл для обогрева ног.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 2655554, кл. В 60 Н 1/00, 1960 (прототип).
962037
Составитель В. Михайлов
Редактор E. Папп Техред И. Верес Корректор Ю. Макаренко
Заказ 7073/24 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4