Компенсатор линейных деформаций трубопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (itj962146 (63) Дополнительное к авт. свид-ву
f$)) Кд 3
В 65 G 51/18
F 16 L 51/02 (22) Заявлено 04.03.81 (2>) 3254230/27-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) ПриоритетГосударственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 30.09. 82 (53) УДК б 21. 867. . 872 (088. 8) (72) Авторы изобретения и юррв@щ р«g
В.Я.Цернес, A M Александров
ИЛТЕНТНЭ7ЕХНИЧЕт".КАЯ бюрсФФф ййтЦМгрес (71) Заявитель
Специальное конструкторское (543 КОМПЕНСАТОР ЛИНЕЙНЕ4Х ДЕФОРМАЦИЙ ТРУБОПРОВОДА
Изобретение относится к пневматическому транспортированию контейнеров по трубопроводам, а именно — . к компенсаторам линейных деформаций трубопровода.
Известен .компенсатор линейных деформаций трубопровода, преимущественно, контейнерных пневмотранспортных установок, содержащий соосно установленные патрубки и цилиндрическое кольцо, расположенное между ними и сопрягаемое с их торцовыми поверхностями по винтовым линиям, имеющим противоположное направление витков с каждой стороны. Цилиндрическое кольцо компенсатора закреплено на внутренней поверхности втулки, которая охватывает кольцо и патрубки в месте их сопряжения, причем на наружной поверхности втулки укреплен груз(11..
Недостатком известного компенсатора является большая поверхность контакта между его подвижными и неподвижными частями, что может привести, особенно в зимнее время, к их смерзанию и заклиниванию. Кроме того, в летнее время, когда трубопроводы удлиняются и сжимают цилиндрическое кольцо, стремясь повернуть его по часовой стрелке, усилие от веса груза дополнительно нагружает элемен ты компенсатора, а следовательно, и опоры трубопровода, особенно при прокладке последнего на эстакадах, что снижает надежность работы устройства.
Цель изобретения — повышение надежности работы компенсатора.
Поставленная цель достигается тем, что компенсатор снабжен расположенными эквидистантно сопрягаемым поверхностям винтовыми направляющими и взаимодействующими с ними роликами, причем направляющие и ролики закреплены по разные стороны от сопрягаемых поверхностей.
На фиг. 1 изображен компенсатор, продольный разрезт на фиг. 2 - раз. рез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — раэ2 рез Б-Б на фиг. 2.
Компенсатор содержит соосно расположенные и встроенные в трубопровод два патрубка 1 и 2 и установленное между ними цилиндрическое коль25 цо 3.
Торцовые поверхности кольца 3 и примыкающие к ним поверхности патрубков 1 и 2 выполнены в виде витка винтовой линии (спирали), концы которой соединены между собой прямолиI
962146 нейным участком, расположенным по образующей кольца (или патрубков) .
На одном (правом) торце кольца 3 и на торце соответствующего (правого) патрубка 2 нат равление вращения винтовой -; линии противоположно враще- 5 нию винтовой линии на других (левых) торцах кольца 3 и соответствующего патрубка 1.
На одной части компенсатора, например на кольце 3, эквидистантно 10 обеим его торцовым поверхностям(кри- волинейным их участкам) укреплены . винтовые направляющие 4, а на другОЙ например на каждом из патрубков
1 и 2 — двухребордные ролики 5,взаимодействующие,с направляющими 4 кольца 3, Оси вращения роликов 5 расположены по нормали к торцовым поверхнос" тям патрубков 1 и 2.
Герметизация компенсатора обеспе-2() чивается посредством кожуха 6 с сильфонами 7, герметично охватывающими патрубки 1 и 2 и кольцо 3.
Компенсатор работает следующим образом. 25
При охлаждении транспортного трубопровода патрубки 1 и 2, связанные с его участками посредством, например,фланцевого соединения (не показаНо} IñòðåìÿTñÿ отодвинуться друг от друга.В результате возникает усилие,растягивающее компенсатор, и ролики 5 своими ребордами воздействуют на направляющие 4. При этом, поскольку направляющие 4 имеют спиральную форму, приложенное к ним растягивающее компенсатор усилие, направленное вдоль оси трубопровода, вызывает составляющую, стремящуюся повернуть кольцо, 3 вокруг продольной оси. Вращение кольца 3 приводит к тому, что увели- 40
Чение расстояния между патрубками 1 и 2 компенсируется, при этом зазор
Д между прямолинейными участками торцов кольца 3 и соответствующими участками торцов патрубков 1 и 2 увеличивается, а зазоры между спиральными участками этих торцов за счет сцепления ротора роликов с
5 с направляющими 4 остаются постоянными.
При нагревании трубопровода компенсатор работает . аналогично описанному выше с той разницей, что вращение цилиндрического кольца происходит в другом направлении, а зазорИуменьшается.
Таким образом, предлагаемый компенсатор обеспечивает надежную работу, поскольку контакт между его подвижными и неподвижными частями происходит только в некоторык точках, а значит заклинивание и смерзание частей компенсатора практически исключено и работа компенсатора в зимнее и летнее время происходит в одинаковых условиях.
Формула изобретения
Компенсатор линейных деформаций. трубопровода, преимущественно,контейнерных пневмотранспортных установок, содержащий соосно установленные патрубки и цилиндрическое кольцо, расположенное между ними и сопрягаемое с их торцовыми поверхностями по винтовым линиям, имеющим протиповоложное направление витков с каждой стороны, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен располо-. женными эквидистантно сопрягаемым поверхностям винтовыми направляющими и взаимодействующими с ними роликами, причем направляющие и ролики закреплены нпо разные стороны от сопрягаемых поверхностей.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
Р 412097, кл. В 65О 51/18, 1972.
962146
b-8
Составитель В.Гриценко
Редактор A.Îãàð Техред,Т,Фанта Корректор Ю.Макаренко Заказ 7366/29 Тираж 977 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, _#_-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4