Устройство для гашения энергии гидроудара в напорных гидротранспортных системах

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<и>962147 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 060779 (21) 2796331/27-11 (И)М Кл з с присоединением заявки ¹â€”

В 65 G 53/30

F 16 L 55/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (ЗЗ) УДК621. 867 ° 8 (088 8) Опубликовано 3009.82. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 30.09 ° 82 (72) Авторы изобретения

Л.И. Кахарадзе, Т.Ш. Гочиташ

Т.Ш.Цамалашвили и (71) Заявитель,Институт горной. механики (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ЭНЕРГИИ ГИДРОУДАРА

В НАПОРНЫХ ГИДРОТРАНСПОРТНЫХ

СИСТЕМАХ

Изобретение относится к напорному трубопроводному транспорту, а именно — к устройствам для гашения энергии гидроудара в напорных гидротранспортных-системах.

Известно устройство для гашения энергии гидроудара в напорных гидротранспортных системах, содержащее переходной патрубок, цилиндрический корпус с установленными внутри него соосно друг другу упругими кольцевыми элементами, наружный диаметр которых меньше внутреннего диаметра корпуса, причем полость корпуса, образованная внутренней поверхностью кожц, и полость, образованная наружной поверхностью колец и внутренней поверхностью корпуса, сообщены с полостью переходного патрубка и между собой . 1).

Недостатком известного устройства является то, что при быстро протекающих йроцессах (каким является гидравлический удар) не успевает полностью сжиматься упругий элемент, т.е. теряется его полезный объем, что уменьшает эффективность устройства.

Цель изобретения — повышение надежности устройства путем ускорения процесса гашения энергии гидроудара.

Эта цель достигается тем, что в каждом кольцевом элементе выполнены радиальные и осевые отверстия; причем последние в смежных кольцевых элементах смещены относительно друг друга.

На фиг. 1 показано устройство, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на

10 фиг- 1

На магистральном трубопроводе 1 посредством переходного конического патрубка 2 установлен корпус 3, в котором вокруг перфорированно о по лого стержня 4 с отверстиями 5,установленного на жестко закрепленном на днище 6 корпуса диске 7 с центральным осевым 8 и радиальными 9 каналамн, уложены упругие кольцевые элементы 10 — 15, выполненные в виде

20 т1робковса массы. В последних образованы "адиальные 16 и осевые 17 отверстия. Крышка 18 соединена с корпусом посредством фланцев 19 и болтов 20.

25 . Устройство работает следующим образом.

При нормальном режиме транспортирования гидросмеси в трубопроводе

1 жидкость под рабочим давлением за30 полняет полость корпуса 3, полый стер.

962147 жень 4, а также радиальные и осевой каналы в диске 6 и радиальные и осевые отверстия в упругих кольцевых . элементах 10 — 15 °

При повышении в трубопроводе 1 дав.ления выше допустимого последнее 5 через патрубок 2, каналы 8 и 9, отверстия 5 полого стержня 4, радиальные 16 и осевые 17 отверстия передается элементам 10-15. Пробковая масса за счет своих. упругих свойств ц и из-за упругих свойств воздуха, заключенного в ее порах, сжимается, т.е. принимает на себя повышенную волну и происходит снижение давления. 15

На снижение давления положительно влияет наличие радиальных и осевого каналов в диске 7, радиальных . и осевых отверстий в элементах 10

15, а также отверстий 5 в полом стержне 4,.так как во время движения неустановившегося потока через любое сопротивление происходит потеря энергии.

Кроме того, наличие радиальных и осевых каналов в диске 7, радиальных и осевых отверстий в элементах

10 — 15, а также отверстий 5 в полом стержне 4 дает возможность устройству с одинаковой интенсивностью уменьшать давление гидравлического удара, возникшего как с волны повышенного, так и -с волны пониженного давления, так как кроме дросселирования ...движения рабочей смеси, они предотвращают отсечение последней в корпусе под Зз давлением большим,чем в труббпроводе 1.

При образовании разрежения во время гидравлического удара, из укаэанных выше элементов через патрубок 2 в зо-40 ну поййженного давления поступает жидкость, что способствует быстрому затуханию процесса.

Особую роль в увеличении эффективности работы устройства играет нали- 45 чие радиальных 16 и осевых 17 отверстий в упругих кольцевых элементах

10 — 15, так как происходит разделение пробковой массы на микроорганы, что позволяет полностью использовать упругие свойства пробки при быстропротекающих процессах. Эти элементы устройства обеспечивают мгновенную передачу усилия повышенного давления по всей сжимаемой площади.

Смещение осевых каналов 1 7 в отдельных элементах 10 — 15 предотвращает сквозное перемещение по ним рабочем жидкости. Этим достигается передача давления возмажно большой сжимаемой площади и максимальное сжа. тие рабочих органов.

Использование изобретения позволит эффективно гасить повышение давления в системах напорного гидротранспорта при транспортировании абразивных и агрессивных сред. Кроме того, оно с одинаковым эффектом реагирует на повышение давления, возникающее как с волны повышения, так и с волны понижения.

Формула изобретения устройство для гашения энергии гидроудара в напорных гидротранспортных системах, содержащее переходной патрубок, цилиндрический корпус с установленными внутри него соосно друг другу упругими кольцевыми элементами, наружный диаметр которых меньше внутреннего диаметра корпуса, причем полость корпуса, образованная внутренней поверхностью колец, и полость, образованная наружной поверхностью колец и внутренней поверхностью корпуса, сообщены с полостью переходного патрубка и между собой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем ускорения процесса гашения энергии гидроудара, в каждом кольцевом элементе выполнены радиальные и осевые отверстия, причем последние в смежных кольцевых элементах смещены относительно друг друга.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 2701583, кл. 138-26, 1955 (прототип) 962147

Фиг. 1

Фиг. 2

Составитель Г.Жукова

Техред Т.Фанта Корректор Ю.Макаренко

Редактор A.Îãàð

Заказ 7366/29 Тираж 977 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4