Газоструйная машина для очистки аэродромных покрытий от льда и снега

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

OIl HCAHHE „„962421

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06. О1. 81 (21) 3263480/29-11 (51 ) щ g(>

Е 01 Н 5/10 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

3Ъеударстеекнык кемнтвт

СССР во д лам изобретение к открытнй

Опубликовано 30. 09. 82 ° Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30.09.82 (53) УДК 625. 768. .5(088.8) А.Н. Доброхотов, Н.М. Разживин и Е.П. Яковлев

1 - :.

Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники- рщданской-. авиации (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель (54) ГАЗОСТРУЙНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОЧИСТКИ

АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ ОТ ЛЬДА

И СНЕГА

Изобретение относится к обслуживанию взлетно-посадочных полос аэродрома, а именно к гаэоструйным средствам удаления льда и снега с аэродромных покрытий.

Известна газоструиная машина для очистки аэродромных покрытий от льда и снега, содержащая базовое шасси, на котором установлены два турбогереактивных двигателя, сопла которых смонтированы с возможностью изменения их положения относительно покрытия в вертикальной плоскости, причем один из указанных двигателей двухконтурный (1).

Известная газотурбинная машина имеет ряд недостатков. При отсутст.вии на машине независимых генераторов потока различной температуры исключается возможность существенно 20 изменить среднемассовую температуру генерируемого потока.

По этой же причине не удается генерировать рабочую струю с градиентом температуры по вертикали, переменным в зависимости от условий проведения процесса очистки.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что в газоструйной машине для очистки аэродромных покрытий от льда и снега, содержащей самоходное базовое. шасси, на котором установлены два турбореактивных двигателя, сопла которых смонтированы с возможностью изменения их положения относительно покрытия в вертикальной плоскости, причем один иэ указанных двигателей двухконтурный, второй из двигателей выполнен одноконтурным, оси сопл ориентированы в одну сторону относительно продольной оси машины, а вертикальные плоскости, проходящие через оси сопл, расположены под углом 10-20

962421

t5

На фиг. 1 изображена предлагаемая машина, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сзади.

Гаэоструйная машина для очистки аэродромных покрытий от льда и снега ,содержит транспортное шасси 1, на котором смонтирована группа иэ двух независимых в работе генераторов газовоздушного потока - высокотемпературного в виде одноконтурного турбореактивного авиадвигателя 2 и ниэкотемпературного в виде двухконтурного авиадвигателя 3, каждый, с прямоточным (серийным) соплом, соответственно 4 и 5.

Двигатели 2 и 3 закреплены на шасси выхлопом в одну сторону, каждый из них снабжен собственным механизмом поворота в вертикальной плоскости, соответственно 6 4 7.

При рабочем положении двигателей

2 и 3 имеет место перекрещивание осей

f этих двигателей, так что проекции осей на горизонтальной плоскости пересекаются под углом 10-20 . Линия о пересечения плоскостей, в которых производится поворот двигателей 2 и

3, смещена относительно места крепления этих двигателей в сторону подачи струй.

Указанные пределы угла между плоскостями поворота двигателей 2 и 3 определены исходя из минимального технологического зазора между двигателями и с учетом известной геометрии распространения турбулентных струй.

При значениях угла меньше установленных пределов не обеспечивается требуемое наложение двух потоков, а при превышений этих пределов на40 блюдается независимое распространение струй без образования объединенного потока.

Машина работает следующим образом.

Суммарная реактивная тяга группы авиадвигателей 2 и 3 равна или меньше допустимой нагрузки на шасси 1 в движении. При перемещении машины по покрытию взлетно-посадочной полосы формируемые соплами 4 и 5 газовоз- 50 душные струи направляются на очищаемую поверхность, производя захват и отбрасывание частиц загрязнителя. . При предусмотренном перекрещивании осей двигателей 2 и 3 достига- 55 ется наложение двух генерируемых струй, в результате которого образуется единая струя с определенным градиентом температурного;поля по вертикали. Для получения заданного температурного поля в поперечном сечении струи при подготовке машины к операции очистки поворотом одноконтурного 2 и двухконтурного двигателей 3 устанавливают сопла 4 и

5 в соответствующие рабочие положения, Углы наклона двигателей 2 и а следовательно, и осей сопел 4 и

5 определяются рекомендуемыми значениями углов подачи низко- и высокотемпературной струй относительно обрабатываемой поверхности.

При высокотемпературном.(противогололедном) воздействии, которое в предлагаемой схеме осуществляется в основном струей одноконтурного двигателя 2, угол наклона оси сопла

4 должен составлять 20-25 . Таким образом, формируется высокотемпературный слой струи. непосредственно над очищаемой поверхностью покрытия.

При этом для образования верхней ниэкотемпературной зоны двухслойного потока в виде струи двухконтурного двигателя 3 ось сопла 5 устанавлио вают под углом 10-15 . Низкотемпературный слой используется как для экранирования высокотемпературной зоны струи от еще более холодного атмосферного воздуха, так и для увелиf. чения массы потока, транспортирующего взметаемые с поверхности частицы загрязнителя за пределы очищаемого участка покрытия.

При снегоочистке рекомендуется производить отвод высокотемпературной струи от поверхности под углом от 0 до 10- 12 в зависимости от высоты расположения сопла 4 над плоскостью покрытия.

Для образования нижнего низкотемпературного слоя объединенной струи ось сопла 5 двухконтурного двигателя

3 устанавливают под углом 10-15О.

Таким образом, непосредственно над очищаемым покрытием движется масса газа более низкой температуры, а в верхнем ярусе располагается высокотемпературный слой струи, который используется для транспортирования взметаемой с поверхности снежной пыли эа пределы очищаемого участка покры-. тия, Для проведения процесса снегоочистки предусматриваются два режима работы предлагаемой машины.

962421

Наиболее экономичный процесс обеспечивается путем осуществления снегоочистки только низкотемпературным потоком, генерируемым двигателем

3, с выключением из работы однокон- 5 турного двигателя 2. Изолированную струю двухконтурного двигателя 3 в данном случае подают под углом 1015

В отличие от этого наиболее высокая производительность машины достигается путем использования суммарного массового расхода газовоздушного потока двигателей 2 и 3.

С учетом предусматриваемых режимов применения предлагаемой машины наилучшие показатели экономичности рабочего процесса будут достигнуты при включении в схему машины двухконтурного турбореактивного двигателя достаточно высокой степени двухконтурности (2-3 и более).

Формула и зобрет ен ия

Газоструйная машина для очистки аэродромных покрытий от льда и снега, содержащая самоходное базовое шасси, на котором установлены два турбореактивных двигателя, сопла которых смонтированы с возможностью изменения их йоложения относительно. покрытия в вертикальной плоскости, причем один из указанных двигателей двухконтурный, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, второй из двигателей выполнен одноконтурным, оси сопл ориентированы в одну сторону относительно продольной оси машины, а вертикальные плоскости, проходящие через оси сопл, расположены под углом 10-20

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 629278, кл. Е 01 Н 5110, 02.07.76.

tp Шиг.2

ВНИИПИ Заказ 7449143 Тираж 559 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4