Скрепероструг

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ю 962613 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 5анвлено 05. 02. 81 (21) 3243468/22-03 (53)М. Кл.

Е 21 С 27/42 с присоединением заявки М

9вударстаепяЮ камктат

СВСР ао двам нзебрвтвкка и открытка (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.82, Бюллетень 1тЪ 36

Дата опубликования описания 30 . 09 .82 (53) УДК 622.232. .75(088.8) (72) Авторы изобретения

Г. В. Дьяченко, Д. И. Гончаренко и В. М,У

1:"

Донецкий научно-исследовательский угольный-иыстйтут (71) Заявитель (54) СКРЕПЕРОСТРУГ

Изобретение относится к горному делу, в частности к средствам механизации очистных работ при безлюдной выемке угля из весьма топких пологих и наклонных пластов и защитных пропластков. 5

Известен скрепероструг, включающий одну и несколько секций, в которых боковая стенка со стороны забоя оснащена режущим инструментом, за- :.1о слонку и укосину, связанную с ползуном, положение которого фиксируется рукоятью (1J.

Недостатки указанного скрепероструга состоят в невозможности использо- 15 вания его для безлюдной выемки угля в связи с осуществлением регулировки хода ползуна вручную и необходимостью выполнения работ по управлению кровлей в очистном забое и значительных потерях угля, снижающих производительность труда и эффективность выемки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является скреперо— струг, включающий жестко связанные : между собой боковые стенки, одна иэ которых расположена со стороны выработанного пространства и с целью обеспечения возведения поперечной бутовой полосы из отбиваемого им угля снабжена лемехом, установленным на ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения и оборудованным форсунками для подачи вяжущего вещества, а другая =о .стороны забоя снабжена резцами, и заслонку, шарнирно прикрепленную к боковым стенкам(2).

Недостаток известного скрепероструга заключается в том, что его конструкция не позволяет возводить бутовые полосы из породы от прохождения и перекрепления выработок, а также из отбиваемого им угля вдоль очистного забоя на полную его длину и достигать высоких технико-экономи3 962613 ческих показателей при применении его для безлюдной выемки весьма топких и тонких пологих и наклонных: угольных пластов и защитных пропласт" ков.

Цель изобретения - повышение эффективности работы за счет выполнения скреперостругом операций по управлению кровлей путем возведения бутовых полос на всю длину лавы или щ полной закладки выработанного пространства лавы и осуществления безлюдной выемки весьма топких и тонких пологих и наклонных пластов и защитных пропластков. $5

Поставленная цель достигается тем, что скрепероструг, включающий корпус, выполненный из жестко связанных между собой боковых стенок, одна иэ которых со стороны забоя оснащена режущим инструментом, а другая со стороны выработанного пространства лемехом, заслонку и гибкий тяговый орган, снабжен направляющей с фиксатором, жестко закрепленной на корпусе со стороны выработанного пространства р и установленный с ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения ползунок, а лемех выполнен в виде двух шарнирно соединенных эле- > ментов, концы которых шарнирно связаны соответственно с корпусом и ползуном, при этом ползун подпружинен и снабжен стопором, установленным с возможностью взаимодействия с Фикса39 тором направляющей.

На Фиг. 1 изображен предлагаемый скрепероструг, вид в плане; на

Фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на

;„.*иг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.

Скрепероструг состоит из шарнирно соединенных между собой, головкой 1, промежуточной 2 и концевой 3 секцией коробчатой формы, каждая из которых включает жестко связанные поперечными планками 4 боковые стенки 5 и

6, к которым в концевой секции 3 шарнирно прикреплена разгрузочная заслонка 7. Боковая стенка, б головной 1 и концевой 3 секций со стороны забоя оснащена резцами 8, а на боковой стен ке 5 головной секции 1 со стороны вы" работанного пространства жестко закреплена направляющая 9, на которой установлен с возможностью перемещения самозагружающийся лемех, состоящий из шарнирно соединенных между собой передней 10 и задней ll частей.

Передняя часть 10 шарнирно авязана

4 с корпусом акрепероструга, а задняя ll - с подвижно установленным в " пазах направляющей 9 ползуном l7.

Ползун 12 подпружинен пружинами 13 и посредством утюгов 14 скользит по полке 15 направляющей 9. Жесткость пружин 13 регулируется винтом 16.

При перемещении полэуна 12 в крайнее нижнее положение стопор 17 взаимодействует с выполненным на корпусе направляющей 9 Фиксатором 18 и фиксирует лемех в нерабочем положении.

При выходе скрепероструга в выработку стопор 17, упираясь в расположенную на корпусе породного бункера 19 упорную планку 20, открывается и позволяет ползуну 12 перемещаться в пазах направляющей 9 до его Фиксации (заклинивания), на имеющей увеличенное поперечное сечение концевой части полки l5, т. е. лемех устанавливаетая в рабочее положение.

Для предотвращения внедрения в уголь резцов 8 при возведении породной бутовой полосы боковая стенка б головной 1 и концевой 3 секций скрепероструга снабжена выдвижными катками 21, а для пропуска угля в выработанное пространство при возведении из него бутовой полосы в расположенной со стороны выработанного пространства боковой стенке 5 промежуточной секции 2 выполнено окно 22, запирающееся заслонкой 23, устанавливаемой наклонно при возведении угольной бутовой полосы и фиксируемой в нерабочем положении защелками 24.

Загрузка лемеха акрепероструга породой производится из бункера 19, снабженного дозатором "(заслонкой) породы 25 и проушинами 26 для фиксации левой ветви тяговой цепи 27 скрепероструга.

Скрепероструг работает следующим образом.

Вдоль очистного забоя может быть расположен один или несколько скреперостругов.

При наличии в очистном забое одного скрепероструга после подвигания забоя на определенную величину (10-20 м), не превышающую шага обрушения кровли, работы по выемке угля прекращают и начинают вести работы по возведению продольной бутовой полосы из породы на всю длину лавы, для чего опорные катки 21 выдвигают в сторону забоя на величину, превышающую вылет резцов 8, а породный бун, 23 стопорят защелками 24, устанавлиформула изобретения

9626 кер 19 с дозатором 25 породы устанавливают на бровке выработки так, чтобы левая ветвь тяговой цепи 27 проходила .через проушины 26 корпуса бункера 19. После этого включают при- 5 вод скрепероструга и ведут работы по возведению породной бутовой полосы.

При выходе скрепероструга в транспортную выработку лемех, упираясь 10 стопором .17 ползуна 12 в упорную планку 20 породного бункера 19; возводится в рабочее положение и после реверса, при движении скрепероструга вверх, захватив порцию породы, достаm5 ляет ее к конечной точке траектории движения, где оставляет ее на почве пласта. После нескольких таких возвратно-поступательных перемещений скрепероструга и доставок порций по- 2О роды к конечной точке траектории движения лемех, упираясь передней частью

10 в оставленную на почве породу и не преодолев ее сопротивления, складывается и фиксируется в нерабочем поло- .Z5 жении стопором 17, позволяя при этом скреперостругу выходить к конечной точке траектории своего движения. При этом при возвратно-поступательных перемещениях вдоль всей по- зо лосы в таком положении лемех передней

10 и задней 11 частями подбучивает под кровлю и уплотняет всю породу возводимой им бутовой полосы.

При последующих достам

Операции по доставке в бутовую полосу породы, ее подбутовка под кровлю 4а и уплотнение продолжаются до тех пор, пока бутовая полоса не подойдет вплотную к установленному на бровке транспортной выработки породному бункеру

19 и не достигает необходимой плотности и несущуй способности. После возведения породной бутовой полосы скрепероструг останавливают, опорные катЭ ки 21 вдвигают в корпус скрепероструга, лемех фиксируют в нерабочем положении, освобождают ветвь тяговой цепи

27 из проушин 26, отодвигают загрузочный бункер 19 и, включив привод установки, продолжают работы по выемке угля. При очередном подвигании :, 55 очистного забоя на установленную величину, не превышающую шага обрушения кровли, операции по возведению flO родной бутовой полосы на всю длину

13 6 лавы повторяют и т. д. до полной отработки всего выемочного участка.

При наличии в очистном забое нескольких (не более двух), скрепероструговых поездов операции по забору породы производят поочередно при выходе скреперостругов на оконтуривающие выработки (верхнюю и нижнюю выработки), ° для чего в вентиляционной выработке устанавливают такой же загрузочный бункер с дозатором породы как и в транспортной выработке. При этом в момент загрузки нижнего скрепероструга породой верхний скрепероструг, доставив порцию породы, находится s конечной точке своей траектории движения (посредине лавы) и наоборот.

При возведении скреперостругом продольных бутовых полос из угля разгрузочную заслонку 7 снимают или стопорят в нерабочем положении, направляющую заслонку 23 снимают с защелок

24 и устанавливают в рабочее положение. При движении скрепероструга вниз отбитый резцами 8 уголь останавливается на почве пласта, а при движении его вверх направляющей заслонкой

23, перекрывающей. под углом промежуточную секцию 2, сгребается и перебуо чивается через окно 22 в боковой стенке 5 в выработанное пространство, где (в нерабочем положении по доставке породы), лемех перегружает и. уплотняет уголь в продольную бутовую полосу по всей длине лавы. После возведения достаточной несущей способности бутовой угольной полосы на всю длину лавы, направляющую заслонку вают погрузочную заслонку 7 и производят дальнейшие работы по выемке угля.

Предлагаемое конструктивное .выполнение скрепероструга позволяет рас-. ширить его технологические возможности повысить эффективность скреперо

f струговой выемки и осуществлять безлюдную выемку весьма топких и тонких пологих и наклонных у;ольных пластов и защитных пропластков с оставлением породы в шахте.

Скрепероструг, включающий корпус, выполненный из жестко связанных между собой боковых стенок, одна из ко7 9626 торых со стороны забоя оснащена режущим.инструментом. а другая со стороны выработанного пространства - лемехом, заслонку и гибкий тяговый орган, отличающийся тем, s что, с целью повышения эффективности работы, он снабжен направляющей с фиксатором, жестко закрепленной на корпусе со стороны выработанного пространства, и установленным в, ней с воз- о можностью возвратно-поступательного с перемещения ползуном, а лемех выполнен в виде двух шарнирно соединенных элементов, концы которых шарнирно связаны соответственно с корпусом и ползуном, при этом ползун подпружинен и снабжен стопором, установленным с возможностью взаимодействия с фиксатором направляющей. .Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

11 173684, кл. E 21 С 27/42, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР

N 672343, кл. E 21 C 27/42, 1977 (прототип).

962613

Составитель Н. Ястребинская

Редактор А. Лежнина Техред С.Мигунова Корректор Н, Король

Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам .изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7471/53

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4