Колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ЬП ИСАНИЕ
ИЗЬВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 962691 (6! ) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 12.06.78 (21) 2627720 25-27 (53)M. Кл. с присоелинением заявки М
F 16 D 51/00
3Ъоударствкииый комитет
СССР ао делам иаобретеиий и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30. 09.82. Бюллетень М 36
Дата опубликования описания 02.10.82 (53) УДК 62- 92 (088.8) мСЕСдВЗИ.й и
) - ) и " тЕ. 1 ч °
il 1
" ТЕХЛИ1ЕСЕЛЯ
Б1тБЛИ0ТЖ А (72) Автор изобретения
М. П. Гори н (7I) Заявитель (д ) колодочнью тормоз
Изобретение относится к машин строению и может быть использовано на транспортном средстве.
Известен колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, установленный в нем опорный диск с направляющи5 ми штырями, смонтированные на нем тормозные колодки с цилиндрическими фрикционными поверхностями и направляющими пазами под штыри, а также привод в виде эксцентрикового кулачка, расположенный на оси тормоза между тормозными колодками 1 ).
Однако в колодочном тормозе на сопрягаемых поверхностях колодок и барабана реализуется ограниченный ко" эффициент трения скольжения, который в зависимости от условий работы (наличия воды, попадания смазки) значиго тельно меняет свою величину, что снижает величину тормозного момента и ухудшает эффективность работы тормоза.
Кроме того, недостатком колодочного тормоза является несимметричное распределение давлений по рабочим поверхностям колодок, так как при повороте эксцентрикового кулачка сегментные колодки перемещаются вдоль паза в радиальном направлении на пальце, поворачиваются и смещаются больше одной стороной колодки к барабану, что приводит к неравномерному износу колодок и снижает его долговечность. йель изобретения — повышение эффективности торможения, путем увеличения тормозного момента.
Поставленная цель достигается тем, что в колодочном тормозе, содержащем тормозной барабан, установленный в нем опорный диск с направляющими штырями, смонтированные на нем тормозные колодки с цилиндрическими фрикционными поверхностями и направляющими пазами под штыри, а также привод
3 96269 в виде эксцентрикового кулачка, рас= поломенный на оси тормоза между тормозными колодками, каждая из тормозных колодок выполнена в виде сегмен. та со срезанной симметрично центральной частью, при этом касательные к крайним точкам цилиндрической фрикционной поверхности на каждой из тормозных колодок составляет угол не более 45, а длина дуги, образующей фрикционной поверхности каждой из тор- мозных колодок, определяется из сле" дующей зависимости; — (0,2-0,7), где L - длина дуги направляющей цилиндрической фрикционной поверхности;
R - -радиус барабана.
На чертеже представлен поперечный разрез колодочного тормоза.
Колодочный тормоз состоит из тормозного барабана 1, соединенного со ступицей колеса (не показано), опорного диска 2 с закрепленной втулкой 3,д на которой установлен свободно двусторонний эксцентриковый кулачок 4, на поверхностях кулачка установлены тормозные колодки 5, выполненные с цилиндрическими фрикционными участками, расположенными под углом не более 45о друг к другу и зафиксированные концентрично относительно барабана 1 штырями 7, закрепленными в опорном диске 2. Штыри 7 расположе35 ны в криволинейном пазу тормозной колодки 5, выполненной по радиусу 1, равному эксцентриситету кулачка 4.
Для регулировки зазора между барабаном 1 и поверхностью колодок 5, по мере износа фрикционного материала, предусмотрен эксцентриковый палец 8> при повороте которого происходит поворот эксцентрикового кулачка 4 и соответственно, одновременное сме" щение колодок 5 в радиальном направлении. Управление тормозом осуществляется с помощью пальца 9 гидравлическим или пневматическим цилиндром (не показано) и стяжными пружинами 10.
Тормоз работает следующим образом.
При воздействии на тормозную педаль тормозная жидкость создает уси.лие на поршне гидроцилиндра, кОторый поворачивает через палец 9 эксцентри55 ковый кулачок 4 на втулке 3, а тот
1.. 4 воздействует своей поверхностью на тормозные колодки 5, смещая и прижимая их цилиндрическими фрикционными участками 6 к барабану 1 ° Происходит торможение, при этом фиксаторы 7 воспринимают частично реактивный момент и удерживают колодки 5 концентрично поверхности барабана 1. При снятии усилия с тормозной педали пружины 10 возвращают колодки 5 и эксцентриковый кулачок 4 в исходное положение, прижимая его к пальцу 8.
Расположение фрикционных цилиндри" ческих поверхностей тормозных колодок под углом P - 45 позволяет получить повышенный приведенный коэффициент трения, при этом тормозной момент увеличивается при твх же габаритах тормоза в 1,5-3 раза.
Формула изобретения
Колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, установленный в нем опорный диск с направляющими штырями, смонтированные на нем тор" моэные колодки с цилиндрическими фрик. ционными поверхностями, соответствую" щими внутренней поверхности барабана, и направляющими пазами под штыри, а также привод колодок в виде эксцент" рикового кулачка, расположенный на оси тормоза между тормозныии колодками, о т .л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения путем увеличения тормозно" го момента, каждая из тормозных колодок выполнена в виде сегмента со срезанной симметрично центральной частью
У при этом касательная к крайним точкам цилиндрической фрикционной поверхности на каждой иэ тормозных колодок составляет угол не более 45, в длина дуги цилиндрической фрикционной поверхности каждой из тормозных колодок связана следующим соотношением: (0,2-0Л, (; где L - -длина дуги направляющей цилиндрической фрикционной поверхности;
В - радиус барабана.
Источники информации, принятые во внимание.при эксгертизе
1. Патент Германии М 260432, кл. 35 C 3/10, 1903 (прототип).
962691
Составитель Е. Ахматова
Редактор Е. Лушникова Техреду А.бабинец Корректор Н. Король
Заказ 7483/Я Тираж 990 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11)ОЦ Москва Ж-Я Раушская наб. ц. 4/$ фил ал ППП "Патейт, г. Ужгород, ул. Проектная, Г