Планетарная коробка передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i>962700
Союз Советскик
Социвиистическик
Республик (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 22. 12. 80 (2! ) 3267982/25-28 (5l)M. Кл.
F 16 Н 33/08 с присоединением заявки №
Рвуянратинныб квинтет
СССР ао двлви нэебретеннй и открытий (23) Приоритет (5З) МК 621. 833.
;6(088.8) Опубликовано 30.09. 82. Бюллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 30.09. 82 (72) Автор изобретения
А.П.Харченко
Ф
Ленинградский ордена Ленина политехнический ийститут им. М.И.Калинина (7l ) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ео
15 лес (1j
Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и других машин.
Известна планетарная коробка передач, содержащая два управляемых тормоза, две управляемые фрикционные муфты и два планетарных меха.низма. - один однорядный, включающий солнечную шестерню, эпицикл и водило с одновенцовым сателлитом, а другой †. двухрядный, включающий две солнечные шестерни, эпицикл и общее водило со сложным сателлитом, составленным из двух сцепляющихся коК недостаткам этой коробки передач относится сложность конструкции, обусловленная наличием двух- щ рядного планетарного механизма со сдвоенным сателлитом и управляемых фрикционных муфт, расположенных внут-, ри вращающихся звеньев.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является планетарная коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, четыре управляемых тормоза и пять планетарных механизмов, включающих каждый солнечную шестерню, эпицикл и водило с одновенцовыми сателлитами.
Коробка передач содержит также управляемую сцепную муфту и еще один управляемый тормоз. В этой коробке передач ведущий вал связан через сцепную муфту с солнечной шестерней первого ппанетарного механизма, ко" торая соединена с первым управляемым тормозом, а также с солнечными шестернями второго и третьего планетарных механизмов, эпициклы первого и третьего планетарных механизмов соединены с водилом второго планетарного механизма, эпицикл которого соединен с водилом первого планетарного механизма и со вторым упоав3 96270 ляемым тормозом, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных рядов соединены между собой, с эпициклом третьего планетарного механизма и с третьим управляемым тормозом, во- 5 дило четвертого и эпицикл пя эго планетарных механизмов соединены соответственно с четвертым и пятым управляемыми тормозами, водила третьего и пятого, а также эпицикл четвертого планетарных механизмов соединены между собой и с ведомым валом.
Эта коробка передач позволяет получать пять передач прямого хода и одну передачу заднего хода $2), К недостаткам этой коробки относятся невозможность получения более пяти передач прямого хода, а также сложность системы управления, обусловленная наличием пяти управляемых 20 тормозов и фрикционной муфты.
Цель изобретения — увеличение чи спа передач прямого хода до шести и упрощение системы управления короб. кой.
Поставленная цель достигается тем, что один из тормозов - самоуправляемый, ведущий вал соединен с водилом второго и эпициклом четвертого планетарных механизмов, эпицикл второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней первого планетарного механизма и первым управляемым тормозом, водило первого планетарного механизма соединено с водилом четвертого, водилам пятого и эпициклом третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных механизмов соединены соответственно с вторым и третьим управляемыми тормозами, эпицикл первого планетарного механизма соединен с самоуправляемым тормозом, а водило третьего планетарного механизма соединено с эпициклом пятого планетарного механизма и с ведомым валом.
На фиг. l приведена кинематическая схема планетарной коробки передач, на фиг. 2 - вариант кинематической схемы планетарной коробки передач, в которой взаимно переставлены местами четвертый и пятый пла- 53 нетарные механизмы.
Планетарная коробка передач содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый
3 валы, четыре управляемых тормоза
4- 7, из кот орых последний я вля ет ся самоуправляемым и выполнен, например, в виде механизма свободного хода, пять планетарных механизмов, включающих соответственно следующие звенья . солнечные шестерни 8-12, - эпициклы 13-17, водила 18-22 и сателлиты 23-27.
Ведущий вал 2 соединен с водилом
19 второго и эпицикла 16 четвертого планетарных механизмов, эпицикл 14 второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней 8 первого планетарного механизма и с первым управляемым тормозом 4, водило 18 первого планетарного механизма соединено с водилом 21 четвертого, водилом 22 пятого и эпициклом 15 третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни 9 и 10 второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, .солнечная шестерня
11 четвертого планетарного механизма соединена с управляемым тормозом 5, солнечная шестерня 12 пятого планетарного механизма соединена с управляемым тормозом 6, эпицикл 13 первого планетарного механизма соединен с самоуправляемым тормозом 7, а водило
20 третьего планетарного механизма соединено с эпициклом 17 пятого планетарного механизма и с ведомым валом 3.
Первый вариант коробки передач (фиг. 1) более прост в конструктивном исполнении и целесообразен при использовании управляемых тормозов с парами трения, работающими в масле.
Второй вариант коробки передач (фиr. 2) позволяет конструктивно выполнить управляемые тормоза вне корпуса и благодаря этому применить фрикционные пары сухого трения, изготовлять которые проще и дешевле.
Планетарная коробка передач работает следующим образом.
При поперечном включении элементов управления, т.е. тормозов, звенья планетарных механизмов соединяются в определенную кинематическую схему, обеспечивающую получение соответствующей передачи. Используются все шесть возможных вариантов включения тормозов. При этом самоуправляемый тормоз 7 включается и выключается автоматически при вклю5 962700 б чении соответствующих управляемых . также упростить систему управления тормозов. за счет уменьшения числа управляемых
Последовательность попарного вклю- элементов, исключения из них фрикцичения тормозов, получаемые при этом онных муфт и использования самоуправпередачи, величины передаточных от- 5 ляемого тормоза. ношений (i I ) и КПД с учетом потерь в зацеплении приведены в таблице. формула изобретения
II Планетарная коробка передач, со" держащая корпус, ведущий и ведоиий валы, четыре управляемых тормоза и пять планетарных механизмов, включающих каждый солнечную шестерню, эпи" цикл и водило с одновенцовыми сателлитами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения числа передач переднего хода и упрощения системы управления коробкой, один из тормо" зов — самоуправляемый ведущий вал соединен с водилом второго и эпицик. лом четвертого планетарных механиз" мов, эпицикл второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней первого планетарного механизма и первым управляемым тормозом, водило первого планетарного механизма соединено с водилом четвертого, водилом пятого и эпициклом третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных механизмов соединены со" ответственно с вторым и третьим управляемыми тормозами, эпицикл первого .планетарного механизма соединен с самоуправляемым.тормозом, а водило третьего планетарного механизма соединено с эпициклом пятого планетарного меха" . низма и. с;ведомым валом.
5и 7
6и 7
4и 7
5 и 6
4и 5
4и 6
0,911
0,982
0,957
0,982
0,976
0,958 Э
14
VI
1-.К -К +К К +К К К
4 1 3 4 3
2.
1-Кэ
1 К4
К (1-К, ) 4
35
1-К .-К где К. - равно отношению со знаком 40
1 минус чисел зубьев эпицикла к солнечной шестерне, сбответствующего планетарного механизма (1=1,2,. ° .,5) °
Такое выполнение планетарной коробки передач обеспечивает получение шести передач прямого хода (из них четыре замедленных и две ускоренных передачи), как частный случай реализующих геометрическую прогрессию, а
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
: и 283755, кл. F 16 Н 3/44, 1970.
2. Крюков А.Д. Планетарные передачи в транспортных машинах. И.
Свердловск, Машгиз, 1950, с. 27, r, 16 (прототип).
962700
Фи3.2
57 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
133035, Москва, M-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, Составитель О. Косарев
Редактор Е.Луаникова Техред М. Рейвес Корректор Н. Буряк