Планетарная коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i>962700

Союз Советскик

Социвиистическик

Республик (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 22. 12. 80 (2! ) 3267982/25-28 (5l)M. Кл.

F 16 Н 33/08 с присоединением заявки №

Рвуянратинныб квинтет

СССР ао двлви нэебретеннй и открытий (23) Приоритет (5З) МК 621. 833.

;6(088.8) Опубликовано 30.09. 82. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 30.09. 82 (72) Автор изобретения

А.П.Харченко

Ф

Ленинградский ордена Ленина политехнический ийститут им. М.И.Калинина (7l ) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ео

15 лес (1j

Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и других машин.

Известна планетарная коробка передач, содержащая два управляемых тормоза, две управляемые фрикционные муфты и два планетарных меха.низма. - один однорядный, включающий солнечную шестерню, эпицикл и водило с одновенцовым сателлитом, а другой †. двухрядный, включающий две солнечные шестерни, эпицикл и общее водило со сложным сателлитом, составленным из двух сцепляющихся коК недостаткам этой коробки передач относится сложность конструкции, обусловленная наличием двух- щ рядного планетарного механизма со сдвоенным сателлитом и управляемых фрикционных муфт, расположенных внут-, ри вращающихся звеньев.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является планетарная коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, четыре управляемых тормоза и пять планетарных механизмов, включающих каждый солнечную шестерню, эпицикл и водило с одновенцовыми сателлитами.

Коробка передач содержит также управляемую сцепную муфту и еще один управляемый тормоз. В этой коробке передач ведущий вал связан через сцепную муфту с солнечной шестерней первого ппанетарного механизма, ко" торая соединена с первым управляемым тормозом, а также с солнечными шестернями второго и третьего планетарных механизмов, эпициклы первого и третьего планетарных механизмов соединены с водилом второго планетарного механизма, эпицикл которого соединен с водилом первого планетарного механизма и со вторым упоав3 96270 ляемым тормозом, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных рядов соединены между собой, с эпициклом третьего планетарного механизма и с третьим управляемым тормозом, во- 5 дило четвертого и эпицикл пя эго планетарных механизмов соединены соответственно с четвертым и пятым управляемыми тормозами, водила третьего и пятого, а также эпицикл четвертого планетарных механизмов соединены между собой и с ведомым валом.

Эта коробка передач позволяет получать пять передач прямого хода и одну передачу заднего хода $2), К недостаткам этой коробки относятся невозможность получения более пяти передач прямого хода, а также сложность системы управления, обусловленная наличием пяти управляемых 20 тормозов и фрикционной муфты.

Цель изобретения — увеличение чи спа передач прямого хода до шести и упрощение системы управления короб. кой.

Поставленная цель достигается тем, что один из тормозов - самоуправляемый, ведущий вал соединен с водилом второго и эпициклом четвертого планетарных механизмов, эпицикл второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней первого планетарного механизма и первым управляемым тормозом, водило первого планетарного механизма соединено с водилом четвертого, водилам пятого и эпициклом третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных механизмов соединены соответственно с вторым и третьим управляемыми тормозами, эпицикл первого планетарного механизма соединен с самоуправляемым тормозом, а водило третьего планетарного механизма соединено с эпициклом пятого планетарного механизма и с ведомым валом.

На фиг. l приведена кинематическая схема планетарной коробки передач, на фиг. 2 - вариант кинематической схемы планетарной коробки передач, в которой взаимно переставлены местами четвертый и пятый пла- 53 нетарные механизмы.

Планетарная коробка передач содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый

3 валы, четыре управляемых тормоза

4- 7, из кот орых последний я вля ет ся самоуправляемым и выполнен, например, в виде механизма свободного хода, пять планетарных механизмов, включающих соответственно следующие звенья . солнечные шестерни 8-12, - эпициклы 13-17, водила 18-22 и сателлиты 23-27.

Ведущий вал 2 соединен с водилом

19 второго и эпицикла 16 четвертого планетарных механизмов, эпицикл 14 второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней 8 первого планетарного механизма и с первым управляемым тормозом 4, водило 18 первого планетарного механизма соединено с водилом 21 четвертого, водилом 22 пятого и эпициклом 15 третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни 9 и 10 второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, .солнечная шестерня

11 четвертого планетарного механизма соединена с управляемым тормозом 5, солнечная шестерня 12 пятого планетарного механизма соединена с управляемым тормозом 6, эпицикл 13 первого планетарного механизма соединен с самоуправляемым тормозом 7, а водило

20 третьего планетарного механизма соединено с эпициклом 17 пятого планетарного механизма и с ведомым валом 3.

Первый вариант коробки передач (фиг. 1) более прост в конструктивном исполнении и целесообразен при использовании управляемых тормозов с парами трения, работающими в масле.

Второй вариант коробки передач (фиr. 2) позволяет конструктивно выполнить управляемые тормоза вне корпуса и благодаря этому применить фрикционные пары сухого трения, изготовлять которые проще и дешевле.

Планетарная коробка передач работает следующим образом.

При поперечном включении элементов управления, т.е. тормозов, звенья планетарных механизмов соединяются в определенную кинематическую схему, обеспечивающую получение соответствующей передачи. Используются все шесть возможных вариантов включения тормозов. При этом самоуправляемый тормоз 7 включается и выключается автоматически при вклю5 962700 б чении соответствующих управляемых . также упростить систему управления тормозов. за счет уменьшения числа управляемых

Последовательность попарного вклю- элементов, исключения из них фрикцичения тормозов, получаемые при этом онных муфт и использования самоуправпередачи, величины передаточных от- 5 ляемого тормоза. ношений (i I ) и КПД с учетом потерь в зацеплении приведены в таблице. формула изобретения

II Планетарная коробка передач, со" держащая корпус, ведущий и ведоиий валы, четыре управляемых тормоза и пять планетарных механизмов, включающих каждый солнечную шестерню, эпи" цикл и водило с одновенцовыми сателлитами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения числа передач переднего хода и упрощения системы управления коробкой, один из тормо" зов — самоуправляемый ведущий вал соединен с водилом второго и эпицик. лом четвертого планетарных механиз" мов, эпицикл второго планетарного механизма соединен с солнечной шестерней первого планетарного механизма и первым управляемым тормозом, водило первого планетарного механизма соединено с водилом четвертого, водилом пятого и эпициклом третьего планетарных механизмов, солнечные шестерни второго и третьего планетарных механизмов соединены между собой, солнечные шестерни четвертого и пятого планетарных механизмов соединены со" ответственно с вторым и третьим управляемыми тормозами, эпицикл первого .планетарного механизма соединен с самоуправляемым.тормозом, а водило третьего планетарного механизма соединено с эпициклом пятого планетарного меха" . низма и. с;ведомым валом.

5и 7

6и 7

4и 7

5 и 6

4и 5

4и 6

0,911

0,982

0,957

0,982

0,976

0,958 Э

14

VI

1-.К -К +К К +К К К

4 1 3 4 3

2.

1-Кэ

1 К4

К (1-К, ) 4

35

1-К .-К где К. - равно отношению со знаком 40

1 минус чисел зубьев эпицикла к солнечной шестерне, сбответствующего планетарного механизма (1=1,2,. ° .,5) °

Такое выполнение планетарной коробки передач обеспечивает получение шести передач прямого хода (из них четыре замедленных и две ускоренных передачи), как частный случай реализующих геометрическую прогрессию, а

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

: и 283755, кл. F 16 Н 3/44, 1970.

2. Крюков А.Д. Планетарные передачи в транспортных машинах. И.

Свердловск, Машгиз, 1950, с. 27, r, 16 (прототип).

962700

Фи3.2

57 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

133035, Москва, M-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, Составитель О. Косарев

Редактор Е.Луаникова Техред М. Рейвес Корректор Н. Буряк