Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»>962751 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5! )М. Кл.

G 01 .В 5/20 (22) Заявлено 31. 03. 81. (21) 3269022/2 -28 с присоединением заявки №

5вударстеенаый комитет

СССР (23) П риоритет

Опубликовано 30. 09. 82. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 30.09.82

IIo мелам изобретений и открытий (53) УДК 531. 717. . 2л 621. 833 (088. 8) (72) Автор изобретения

И. П. Нежурин (7.l ) Заявитель (54) СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛ6НОГО КОНТРОЛЯ

ЗУБЧАТЪ|Х КОЛЕС

Изобретение относится к машино= строению, в частности к контролю зубчатых колес.

Ивестен способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, 5 заключающийся в сравнении движения зубчатой пары, включающей контролируемое колесо и измерительное, с движением эталонной пары в виде фрикционных дисков t 1 1.

По разности движений фрикционныхдисков контролируемого и иэмерительного колес определяют кинематическую погрешность контролируемого колеса. Проскальзывание фрикционных дисков при обкате вносит погрешность в результат измерения кинематической погрешности контролируемых зубчатых колес, которая не удовлетворяет требования производства. го

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ комплексного однопрофильного контроля, заключающийся в том, что

2 осуществляют однопрофильную обкатку по профилям контролируемого и измерительного колес с промежуточным колесом и определяют тангенциальную составляющую кинематической погрешности по относительному перемещению контролируемого и измерительного колес, установленных на соосных шпинделях, связанных с круговым первичным преобразователем (21.

Недостаток способа состоит в сложности средств для его осуществления, требующей применения прецизионных составных взаимосвязанных шпийделей, а также высокоточного измерительного кругового первичного преоб" разователя.

Цель изобретения — упрощение спо- . соба комплексного однопрофильного" контроля.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу комплексного однопрофильного контроля зубчатых кс>лес, заключающемуся в том, 3 96275 что осуществляют однопрофильную обкатку по профилям контролируемого и измерительного колес с промежуточным колесом и определяют пара метры кинематической погрешности, контролируемое и измерительное колеса жестко закрепляют между собой в положении, в котором профили из зубьев сдвинуты по дуге делительной окружности один относительно другого 10 не менее, чем на величину суммы их кинематических погрешностей, определяемых предварительным расчетом, вводят эти колеса в беззазорное зацепление с промежуточным колесом, à ts затем их обкатывают, и по изменению межосевого расстояния определяют радиальную составляющую кинематической погрешности.

На фиг. 1 представлена схема 20 устройства для контроля; на фиг.2схема зацепления при контроле.

Устройство, на котором реализуется способ, содержит контролируемое колесо 1, измерительное коле- 25 со 2, промежуточное колесо 3. Контролируемое 1 и измерительное 2 коле.са установлены на неподвижном шпинделе 4 устройства для комплексного двухпрофильного контроля - межцент- щ ромере, а промежуточное 3 - на шпинделе 5,закрепленном на каретке 6. Каретка 6 содержит пружину 7 и может перемещаться в направлении линии, проходящей через оси.шпинделей 4 и

5. Каретка 6 связана с регистриру ющим устройством 8.

Способ осуществляется следующим образом.

Для обеспечения гарантированного однопрофильного контактирования зубьев контролируемого и измерительного колес 1 и 2 по всему зубчатому венцу их перед измерением сдвигают по дуге делительной окружф$ ности один относительно другого не менее, чем на величину суммы их кинематических погрешностей, и жестка скрепляют их между собой., контроля зубчатых колес.

Таким образом, скрепленные контроТакое взаимное смещение связано с тем,что контролируемое и измерительное колеса 1 и 2 имеют свою кинематическую погрешность, включающую и погрешность во взаимном расположении профилей зубьев по венцу., Поэтому, когда контролируемое колесо 1 накладывается на измерительное колесо 2, то сдвиг профилей зубьев

4 неравный на разных зубьях и, если не выдерживать условие о величине сдвига профилей зубьев по дуге делительной окружности, приведенное выше, то на некоторых зубьях за счет сложения кинематических погрешностей контролируемого и измерительного колес 1 и 2 сдвиг может оказаться обратным, т.е. на части зубьев он может быть направлен в противоположную сторону относитель- но других зубьев.

Предлагаемая кинематическая погрешность контролируемого и измерительного колес 1 и 2 ориентировочно рассчитывается с использованием

> исходных данных, полученных другими, например, поэлементными методами лируемое и измерительное колеса 1 и

2 устанавливают на межцентромере на неподвижном шпинделе 4 и вводят в безэазорное зацепление с промежуточным колесом 3, установленном на шпинделе 5. После этого производят обкат колес.

На фиг. 2 показано взаимодействие контролируемого, измерительного и промежуточного зубчатых колес 1-3.

В контакт с зубьями промежуточного колеса 3 вступают профили : у контролируемого колеса 1 - правые, а у измерительного колеса - левые, При такой схеме контролируемое и измерительное колеса 1 и 2 оказываются каждое в однопрофильном зацеплении с промежуточным колесом 3., но по разноименным профилям. Зубья промежуточного колеса 3 оказываются между зубьями контролируемого и измерительного колес 1 и 2, в двухпрофильном зацеплении.

При обкате жестко скрепленных контролируемого и измерительного колес 1 и 2 с промежуточным колесом 3 погрешности контролируемого колеса вызывают изменение межосевого расстояния между ними и перемещение каретки 6.

На отсчитывающем устройстве 7 межцентрометра, которое связано с кареткой 6, регистрируется изменение этого межосевого расстояния, обусловленного радиальной составляющей кинематической погрешности только контролируе" мого колеса. формула изобретения фиг.2

8НИИПИ Заказ 7491/59 . Тираж 614 . Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 96275

Применение изобретения позволит уменьшить капительные затраты при внедрении комплексного однопрофильного контроля за счет возможности использования приборов для комплексно«, 5 го двухпрофильного контроля на 203.

Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что осущестляют однопрофильную обкатку по профилям контролируемого и измерительного колес с промежуточным колесом и определяют параметры кинематической погрешности, отличающийся тем, что, с целью упрощения контроля, контролируемое и измерительное 20 колеса жестко закрепляют между собой

1 6 в положении, в котором профили их зубьев сдвинуты по дуге делительной окружности один относительно другого не менее, чем на величину суммы их кинематических погрешностей, определенных предварительным расчетом, вводят эти колеса в беззазорное зацепление с промежуточным колесом, а затем их обкатывают, и по изменению межосевого расстояния определяют радиальную составляющую ки.нематической погрешности.

Источники. информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Марков А. Л. Измерение эубча тых колес. Л., "Машиностроение", 1968, с. 135.

2. Марков А. Л. Измерение зубчатых колес, Л., "Машиностроение", 1968, с. 137 (прототип).