Калибр для контроля смещения исходного контура зубчатых колес внутреннего зацепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ., АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик пп 962752 (6l ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 07. 01. 81 (21) 3272140/25-28 с присоединением заявки,% (23) Приоритет (51)М. Кд. г 01 В 5/20

)аоударстеснный комитет

CCCP

Опубликовано 30. 09. 82. Бюллетень М 36

Дата опубликования описания 30. 09. 82 оо делам изобретеннй н открытнй (53) УДК 531.717..2:621.833 (088.8) Г. А. Анопов, Я. И. Балагула, С. С. Бо

А. С. Волков, В. П. Галкин и Ю. П. Сл ов (72) Авторы изобретения

Московское научно-производственное о по строительному и дорожному машинос (71) Заявитель (54)КАЛИБР ДЛЯ КОНТРОЛЯ СМЕЦЕНИЯ ИСХОДНОГО КОНТУРА

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к контролю зубчатых колес.

Известен калибр для контроля сме.щения исходного контура зубчатых колес внутреннего зацепления путем определения отклонения длины общей нормали, содержащей спаренные жесткие калибры, один из которых, проходной, соответствует минимальному допускаемому размеру на длину обшей нормали, второй — непроходнэй, сост" ветствует максимальному допускаемому размеру (1 .

Недостаток калибра для контроля длины общей нормали состоит в низкой точности контроля за. счет того, что в результате контроля входит погрешность, обусловленная накопленной погрешностью К шагов. зубьев, охватываемых при контроле.

Наиболее близким к предлагае- мому является калибр для контроля смещения исходного контура зубчатых, колес внутреннего зацепления от. расчетного, содержащий базовую опору и измерительный наконечник, выполненные в виде роликов, соединенные связью в виде прямоугольного жесткого стержня. При контроле смещения исходного контура базовая опора и измерительный наконечник закладывают" а ся в диаметрально противоположные впадины колеса 2).

Недостаток укаэанного калибра зак" лючается в том, что на . результат конт15 роля оказывает влияние эллиптич- ность зубчатого венца, которая присуща, например, гибким колесам волновых передач, а также тонкостенным венцам большого диаметра. Вслед" ствие .этого результат контроля имеет низкую точность.

Цель изобретения - повышение точности контроля.

4 разных диаметров. Диаметр одного мерного сферического пояска 6 имеет диаметр, соответствующий проходному размеру калибра на допускаемую величину отклонения исходного контура ПР, диаметр второго пояска 7 непроходному размеру - НЕ.

Радиальные связи 4, выполненные в виде упругой трехконечной звезды, прикреплены к сердечнику 8 и имеют подвижность друг относительно друга благодаря упругим деформациям. Базовые опоры 2 содержат Т-образные пластины 9. Выступы Т-образных пластин 9 контактируют с торцовой поверхностью контролируемого зубчатого колеса 3.

Контроль калибром осуществляется следующим образом.

Базовые опоры 2 аксиально вставляются во впадины между зубьев контролируемого зубчатого колеса 3 до упора выступов пластин 9 в торец колеса 3. Затем базовые опоры 2 вво" дятся в беззазорный контакт с боковыми поверхностями впадин между зубьями радиальным нажимом на измерительный наконечник 1. После этого аксиальным нажимом на измерительный наконечник 1 проверяют проходимость мерных сферических поясков 6 и 7 между боковыми поверхностями зубьев.

Если мерный сферический поясок 6 не проходит между боковыми поверхностями зубьев, то контролируемое зубчатое колесо 3 бракуется, так как смещение исходного контура занижено относительно расчетного. Если мерный сферический поясок 6 проходит а поясок 7 не проходит между боковыми поверхностями зубьев, то контролируемое .зубчатое колесо годное. Если пояски 6 и 7 оба проходят - смещение исходного контура завышено относительно расчетного и колесо бракуется.

Повышению точности контроля при использовании предлагаемого калибра позволяет расширить производственный допуск на смещение исходного контура, что снижает затраты на производство зубчатых колес на 101.

3 962752

Поставленная цель достигается тем, что калибр для контроля смещения исходного контура зубчатых колес внутреннего зацепления от расчетного контура, содержащий измерительный нако- .3 нечник и базовую опору, связанные между собой и выполненные в виде роликов, снабжен второй базовой опорой, располагаемой относительно йервой базовой опоры на дуге центрального уг- IO ла, контролируемого зубчатого колеса, о равного или близкого 120, измеритель- ный наконечник располагается на противоположной от базовых опор стороне зубчатого венца в направлении про- 13 должения биссектрисы центрального угла базовых опор, а их связь выполнена

I в виде упругой трехконечной звезды.

Измерительный наконечник и базовые опоры выполнены подвижными друг от- 20 носительно друга.

Кроме того, каждая базовая опора выполнена с одним сферическим пояском, а измерительный наконечник с двумя мерными сферическими поясками раз- 25 ных диаметров, один диаметр которых соответствует проходному размеру калибра на допускаемую величину отклонения исходного контура, второй диаметр - непроходному размеру. 30

На фиг. 1 изображена схема калибра; на фиг. 2 - конструктивное исполнение калибра; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид по стрелке Б на Фиг. 3; на фиг. 5— вид по стрелке В на фиг. 2.

Калибр содержит измерительный наконечник 1 и две базовых опоры 2 (фиг, 1), контактирующие с боковыми поверхностями впадин между зубьями контролируемого колеса 3.

Измерительный наконечник 1 и базовые опоры 2 прикреплены каждый к своей радиальной связи (фиг. 2), выполненной в виде упругой трехконечной звезды, и расположены на дуге центрального угла контролируемого зубчаТого колеса 3. При числе зубьев кратным или некратным трем центральные углы между связями 4 точно или приблизительно равны 120 .

Измерительный наконечник 1 и базовые опоры 2 выполнены в виде роликов со сферическими поясками 5-7 . (Фиг. 3-5). Причем базовые опоры 2 имеют по одному сферическому пояску 5, а измерительный наконечник 1два мерных сферических пояска 6 и 7

Формула изобретения

1. Калибр для контроля смещения исходного контура зубчатых колес внутреннего зацепления от расчетного

5 962752 6 контура, содержащий измерительный на- 3. Калибрпопп. 1и2, отли" конечник и базовую опору, связанные ч а ю шийся тем, что каждая бамежду собой и выполненные в виде зовая опора выполнена с одним сферироликов, отличающийся ческим IloRcKoM а измерительный натем, что, с целью повышения точнос- конечник с двумя мерными сферическити контроля, он снабжен второй ба-,. ми поясками разных диамет1юв, один ди. зовой опорой, располагаемой относи- аметр которых соответствует проходтельно первой базовой опоры на дуге ному размеру калибра на допускаецентрального "угла контролируемого .мую величину отклонения нсходного зубчатого колеса, равного или близкогс >О контура, второй диаметр - непроход120, измерительный наконечник распо- ному размеру. лагается на противоположной от базовых опор стороне зубчатого венца Источники информации, в направлении продолжения биссектри- принятые во внимание при экспертизе сы центрального угла базовых опор, 15 1. Производство зубчатых колес.

I а их связь выполнена в виде упругой Справочник, Под ред. Б. А. Тайца, трехконечной звезды. М., Машгиз, 1963, с. 322, 654.

2. Калибр по и. 1, о т л и ч а ю- 2. Анурьев В. И. Справочник коншийся тем, что измерительный структора машиностроителя. Кн. 2, наконечник и базовые опоры выполнены 20 Изд. 4-е. М., "Машиностроение", 1974. подвижными друг относительно друга. с. 151.

9б2752

Составитель Б. Афонский

Техред А.Бабинец Корректор Г. Решетник

Редактор С. Юско

Тираж 614 Подписное

ВНИИПИ Гоаударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7491/59

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектнав, 4