Трехмерный посадочный манекен для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (n)962783 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18. 03. 81 (21) 3263821/27-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) ПриоритетОпубликоваио 300982. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 30. 09. 82 ($)) + К 3

G 01 М 17/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629 ° 113 ° .001.4 620. . 1. 05 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A. И. Харламов и В. A. Зубарьков (71) Заявитель (54) ТРЕХМЕРНЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ ИАНЕКЕН

ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к испытаниям транспортных средств, в частности к устройствам для определения параметров обэорности с места водителя с использованием трехмерного посадочного манекена.

Известно устройство для панорамного фотографирования с места водителя, содержащее нагрузочное приспособление, выполненное в виде шарнирно соединенных панелей, связанный с ним посредством рамки штатив, на верхнем конце которого закреплен фотоаппарат, а на нижнем — противовес, и стопор, фиксирующий положение штатива Г11.

Недостатками устройства являются нестандартность нагруэочного приспособления, отсутствие в нем базовой координатной точки, необходимой для обязательной (согласно ГОСТ 2289-77) проверки взаимного положения контрольных точек R и Н. Это вносит опредеI ленную долю субьективности в условия и методику проведения испытаний, снижает точность, достоверность, сопоставимость их результатов. Кроме того, положение фотоаппарата в устройстве зависит в одинаковой степени как от угла наклона спинки, так и от угла наклона подушки сиденья, что, как показывают исследования, неверно (согласно ГОСТ 22734-77 и ГОСТ 2289377 поправки на положение глаз водителя вносится только в зависимости от угла наклона спинки сиденья).

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является трехмерный посадочный манекен, содержа10 щий соединенные тазобедренным шарни/ ром элементы, моделирующие трос и седалище человека, установленный на седалищном элементе с возможностью продольного перемещения Т-образный кронштейн, на поперечине которого

15 шарнирно смонтированы телескопически раздвижные элементы, моделирующие нижние конечности, поворотный шток, закрепленный на кронштейне, установленном на оси тазобедренного шарнира, 2О соединенные с элементами манекена грузы, имитирующие массу частей тела человека, и измерительные приспособления для определения относительных линейных и угловых положений частей

25. манекена С2 3 °

Недостаток трехмерного посадочного манекена - ограниченность реша емых с его помощью задач. В частности при оценке обзорности с места водителя применение манекена сводится

962783 только к определению контрольной точки сиденья Н, являющейся началом си-. стемы координат для установки в кабине устройства для измерения параметров обзорности.

Цель изобретения - расширение фун- 5 кциональных воэможностей манекена путем обеспечения воэможностй автомат тической установки устройства для измерения параметров обзорности.

Указанная цель достигается тем, что манекен снабжен установленным в его верхней части-:штативом, на нижнем конце которого закреплен противовес, а на верхнем - плата для монтажа измерительного устройства; шарнирно установленная на штангах, каждая из которых шарнирно соединена тя. гами с кронштейном, жестко связанным со спинной панелью манекена, и свободным концом установлена в шарнирах опорных консолей, прикрепленных к кронштейну поворотного штока, а штатив снабжен фиксатором его положения.

На фиг. 1 изображен манекен, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид спереди °

Трехмерный посадочный манекен содержит элемент, моделирующий тоР< человека, состоящий из основания 1 тс рса и жестко прикрепленной к нему панели 2 спины, и элемент, моделирующий седалище, состоящий иэ основа-, ния 3 седалища с седалищной панелью

4, которые соединены тазобедренным - шарниром 5, соответствующим оси та- 35 эобедренных суставов человека..

На оси шарнира 5 смонтирован кронштейн 6, на котором закреплен измерительный шток 7 и площадка 8 с установленным на ней уровнем 9. 40

Положение кронштейна фиксируется стопором 10. На основании торса закреплены кронштейны 11 для монтажа торсо.вых грузов 12, воспроизводящих массу торса человека и обеспечивающих соот-45 ветствующее положение его центра тяжести. На основании 3 седалища в плоскости симметрии манекена закреплен Т-образный кронштейн 13, на концах пОперечины которого шарнирно установлены моделирующие голень телескопические элементы 14. Нижние концы голенных элементов 14 посредством голеностопных шарниров 15 соединены с зфементами 16, моделирующими стопу.

На осйовании 3 седалища закреплены бедренные грузы 17, на наружных элементах 14 голени — голенййе грузы 18, воспроизводящие массу и положение центра тяжести моделируемых частей тела. 60

На боковых сторонах кронштейна 6 измерительного штока закреплены опорные консоли 19, на которых с возможностью вращения установлены штанги 20.

Каждая из штанг посредством тяг 21 шарнирно соединена с кронштейном 22, .жестко связанным с основанием 1 спин ной панели 2.

В верхней части штанг 20 в подшипниках установлена базовая пластина

23 и плата 24 для монтажа измерительного устройства 25 (фотоаппарата или тросирующего приспособления) .

Пластина 23 жестко связана со штативом 26, на нижнем конце которого закреплен противовес 27, удерживающий плату 24 в строго горизонтальном положении независимо от угла наклона штанг 20 (угла наклона спинки сиденья)

Вертикальное положение штатива 26 и,, следовательно, горизонтальное положение базовой пластины 23 фиксируется стопорным винтом 28.

Устройство работает следующим образом.

Манекен размещают на сиденье и проверяют взаимное положение контрольных точек R и Н согласно ГОСТ

22734-77 (ГОСТ 21015-75). В случае удовлетворительного результата проверки устанавливают измерительный шток 7 по уровню 9 в вертикальное положение и фиксируют его стопором 10.

При этом опорные консоли 19 занимают расчетное положение, в котором ro ризонтальная ось, соединяющая шарниры консолей, совпадает с геометрическим центром траектории перемещения глаз водителя при различных углах наклона его тела (в зависимости от угла наклона спинки сиденья). Затем отпускают стопорный винт 28. Когда штатив 26 занимает вертикальное положение, его фиксируют стопорным винтом и производят определение параметров обзорности.

Кинематика предлагаемой конструкции, выбранная исходя из аналитического расчета и графических построений, обеспечивает автоматическую установку базовой точки измерительного устройства (центра линзы объектива фотоаппарата или точки пересечения горизонтальной и вертикальной осей поворота трассирующего приспособления) в положение глаз водителя в зависимости оТ угла наклона его тела (угла наклона спинки сиденья), а также стабилизацию горизонтальной оси измерительного элемента в строго горизонтальном положении.

Манекен полностью соответствует требованиям к трехмерным посадочным манекенам, предъявляемым ГОСТ 2034-74 и Правилами ООН.

Предлагаемый трехмерный посадочный манекен по сравнению с известными обеспечивает воэможность измерения параметров обэорности с места водителя с автоматической установкой измерительного устройства в точке положения глаз водителя в зависимости от угла наклона спинки сиденья. При

962783 этом значительно сокращается трудоемкость и продолжительность испытаний.

Формула изобретения

Трехмерный посадочный манекен для транспортного средства, содержащий соединенные тазобедренным шарниром элементы, моделирующие трос и седалище человека, установленный на седа- 1О лищном элементе с возможностью про,дольного перемещения Т-образный кронштейн, на поперечине которого шарнир+ но смонтированы телескопические.раз. движные элементы, моделирующие ниж- )5 ние конечности, поворотный шток, за. крепленный на кронштейне, установленном на оси тазобедренного шарнира, соединенные с элементами манекена грузы, имитирующие массу моделируемых частей тела человека, и измерительные приспособления для определения относительных линейных и угловых положений частей манекена, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения возможности автоматической установки устроВства для измерения параметров обзорности, он снабжен установленным в его верхней части штативом, на нижнем конце которого закреплен противовес, а на верхнем - плата для монтажа измерительного устройства, шарнирно установленная на штангах, каждая из которых шарнирно соединена тягами с кронштейном, жестко связанным со спинной панелью манекена, и свободным концом установлена в шарнирах опорных консолей, прикрепленных к кронштейну поворотного штока, а штатив снабжен фиксатором его положения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 234144, кл. G 03 В 37/OQ, 1963.

2. Патент CttIA Р 3147617, кл. 73-172, опубл. 1964 r. — прототип.

962783

Фаа2

Составитель Л. Смольская

Редактор С. Юско Техред М.Надь Корректор 9; Макаренко

Заказ 7497/61 Тираж 887 .. Подписное

BHHKIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 юююавюаеююе филиал ППП "Патент", г. Ужгород, уи, Проектная, 4