Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик . Социапистическнк

Респттбпик

Опубликовано 30. 09. 82. Бюллетень ¹36

Дата опубликования описания 30. 09. 82 (5! )М. Кл.

G 09 B 7/07

3евударстилный комитет

СССР

lo делам «зобретеник и открытий (53) УДК681 ° 3 ° . 071(088. 8) (72) Авторы изобретения

В.И. Корнейчук, B.Í. Сороко, О. В.Журавлев, С. М. Рожков и . Н. Д. Федотов

Киевский ордена Ленина политехнический ин им. 50-летия Великой Октябрьской социалис революции (71) Заявитель (54) АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ ОБУЧАЕИЫХ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к области обучающих систем, построенных на базе вычислительных машин, и предназначено для контроля

5 знаний обучаемых в различных учебных заведениях.

Известен автоматизированный класс, содержащий пульты учащихся, подключенные через блок управления к электронной вычислительной машине, блок памяти учебной информации, блок элементов ИЛИ, генератор 1 1.

Недостатком класса является низкое быстродействие и отсутствие пред-15 варительной обработки информации, что снижает эффекти вност ь контроля знаний.

Известен также автоматизированный класс, содержащий пульты учащих" 2о ся, соединенные через коммутатор пультов с блоком памяти и через блок управления прерываниями с электронной вычислительной машиной, блок управления коммутатором, счетчик .введенных символов, шифратор начального адреса (2).

Недостатком данного класса является сложность узлов управления и низкая эффективность контроля знаний.

Наиболее близким к предлагаемому является автоматизированный класс, содержащий пульты учащихся, вычислитель и последоватально включенные генератор, счетчик и дешифратор, а также блоки совпадения, элементы

ИЛИ и группу элементов ИЛИ (3).

Автоматизированный класс выполняет контроль знаний и обладает простой структурой, однако отсутствие предварительной обработки информации, а именно сортировки по вариантам контрольных знаний, а также неуправляемые прерывания вычислителя, снижают эффективность проЦесса контроля знаний.

Цель избретения - повышение точности контроля.

96306

Инверсные выходы маркерных разрядов ячеек блоков 8 .подсоединены че- рез элементы 11 И к соответствующим входам пультов 1, являющихся вторыми входами элементов 5 И, кроме тоПоставленная цель достигается тем, что в автоматизированный класс, содержащий последовательно включенные генератор, счетчик, дешифратор, блок элементов И и пульты обучаемых, а также вычислитель, введены последовательно соединенные блок Ьуферной

: памяти, блок элементов ИЛИ-HE, pac"" пределитель импульсов и регистр onроса, два элемента ИЛИ, счетчик вре- 16 мени и формирователь импульсов, первый вход которого соединен через один из элементов ИЛИ с выходам блока элементов ИЛИ-НЕ, второй вход через счетчик времени - с выходом ге- 1s нератора, один выход непосредственно - со вторым входом распределителя импульсов и с .вторым входом регистра опроса, а другой выход непосредственноно с трет ьи м входом реги ст- 2о ра опроса, выход которого подключен к первому входу блока буферной памяти, второй вход которого соединен с выходом счетчика, третий вход — с выходами пультов обучаемых, первый выход - с вторым входом блока элементов И, а второй выходс входом другого элемента ИЛИ, выход о которого подключен к первому входу вычислителя, второй вход которого сое- О динен с выходом счетчика времени .

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого автоматизированного класса.

Автоматизированный класс для кон- . троля знаний обучаемых содержит пуль35

- ты 1 обучаемых, состоящие из блока 2 ввода ответов, подключенных к единичному входу триггера 3 и регистру 4 ответа, причем выход триггера 3 под40 ключен к первому входу элемента 5 И, выход которого связан с установочным входом регистра 4, входом счетчика 6 вопросов и блоком 7 элементов

И, к другим входам которого подсоединены выходы регистра 4 и счетчика

6, а выход блока 7, являющийся выход дом пульта 1, подключен через информационную шину к входу соответствующего Ьлока 8 буферной памяти, выходы которых через элемент 9 ИЛИ с вя з а ны с и нформаци анной ши ной вы чи c" лителя 10, 5 4

ro, выходы каждого из блоков 8 подсоединены к соответствующему элементу 12 ИЛИ-НЕ, выходы которых под- кпючены к входам элемента 13 ИЛИ и к соответствующему элементу 14 И, а через инвертор 15 к соответствующему элементу 16 И. Выход каждого из элементов 14 И связан с установочным входом соответствующего разряда регистра 17 опроса, а выход каждого из (m-1) элементов 16 подключен к входам двух последующих элементов l4 и 16 в цепочке, причем первые в этой цепочке элементы 14 и 16, как и вход регистра 17 сброса связаны через элемент 18. И с выходами элемента 13 и счетчика 19 времени. Сдвиговый вход регистра

17 подключен через элемент 20 И к счетчику 19 и через инвертор 21 к выходу элемента 13. Выходы каждого из m разрядов регистра 17 подсоединены к управляющей шине соответствующего блока 8, адресные шины которых подсоединены v, счетчику 22, связанному этим же выходом с дешифратором 23, каждый из выходов которого подключен к входам в соответствующих элементов 1 1. Входы счетчика 22 и счетчика l9 подключены к генератору 24, а выход счетчика 19 свя1 зан с шиной прерывания вычислителя

10. Элементы И 11 объединены в блок

25 элементов И, элементы И 14, инвертор 15 и элементы И 16 - в распределитель 26 импульсов, элементы ИЛИНЕ 12 — в Ьлок 27 элементов ИЛИ-НЕ, блоки 8 - в блок 28 буферной памяти, а элементы 18-21 - в формирователь

29 импульсов. . Учебные контрольные задания состоят из вопросов, предполагающих ответ, кодируемый цифрами. Информация о правильных ответах по всем m вариантам и программа проверки ответов обучаемых вводится в вычислитель 10.

Автоматизированный класс для контроля знаний оЬучаемых работает следующим образом.

По команде с вычислителя l0 запускается генератор 24, импульсы которого поступают на счетчики 19 и 22.

Счетчик 19 начинает отсчитывать время до первого прерывания вычислителя 10, дпя считывания информации из одного из блоков 8. Каждый i-ый блок 8 подключен к выходам пультов

ll предназначенных для выполнения

5 9630

i го варианта контрольного задания.

С чет чи к 22 формирует иа своем выходе адрес очередного i-го пульта 1, который одинаково во всех m вариантах. Таким образом, в каждый такт генератора 24 опрашивается m пультов, что обеспечивается;;дешифратором 24, элементами 11 и 5, которые подключаются к своему блоку 8, в каждом из которых в данный момент 16 скоммутирована ячейка, соответству>ещая номеру пульта 1.

Обучаемый с помощью блока 22 вводит код ответа, записывающийся в регистр 4. После завершения этой one-, 35 рации обучаемый взводит триггер 3, разрешая тем самым опрос данного пульта 1. Сигнал опроса формируется в том случае, если на управляющей шине соответствующего блока 8 20 установлен нулевой потенциал (от регистра 17) и ячейка, номер которой соответствует опрашиваемому пульту, свободна. Последнее означает, что с инверсного выхода маркерного раз- 25 ряда этой ячейки должен быт.ь снят единичный потенциал. Если приведенные выше условия выполнены, то со) ответствующий элемент 11 открывается и опрашивается с помощью элемен- 511 та 5 состояние триггера 3. Если триггер 3 в единичном состоянии, то открывается блок 7, через который содержимое ре ги стра 4 и счет чи ка 6 поступает по информационной шине в з адан ную я чей ку соот вет ст вующе r o блока 8. Кроме того, сигнал с выхо. да элемента 5 устанавливает триггер и регистр 4 в нулевое состояние, а счетчик б переводит в следующее сос- . тояние (первоначально в нем уставливается код единицы), определяющее код номера вопроса, на который будет формироваться ответ.

Прерывание вычислителя 10 для 45 считывания с одного из блоков 8, записанной в них информации, может производиться как по сигналу счетчика

19, так и по полному заполнению одного из блоков 8. В первом случае. сигнал с выхода счетчика 19 при отсутствии запрета, снимаемого с инвертора 21 и означающего наличие хотя бы одного заполненного блока 8, через элемент 20 сдвигает записанную в регистре 17 "единицу на один раз11

55 ряд, чем обеспечивается подключение к информационной шине вычислителя

10 очередного блока 8, содержимое ко

65 6 торого считывается в вычислитель 10, при одновременной записи информации из пультов 1 во все остальные,блоки 8.

Если же на выходе элемента 13 единичный потенциал, что свидетельствует о наличии заполненного блока 8, то очередной импульс прерывания с счетчика l9 сбрасывает через элемент

18 регистр 17 и обеспечивает занесение с помощью цепочки элемент И 14, нвертор 15 и элемент,>И 16 единицы в регистр,17. "Единица заносится в, разряд регистра 17, соответствующий номеру элемента 12 ИЛИ-НЕ, с которого снят единичный потенциал. Это оз" начает, что в данном блоке 8 все мар" керные разряды в единичном состоянии.

Работа класса продолжается до момента остановки генератора 24 командой с вычислителя 10, формируемой либо по выполнению всех заданий, либо по истечению времени, отведенного на занятие.

Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых позволяет повысить эффективность контроля знаний за счет предварительной сортировки ответов по вариантам, что позволяет обраЬатывать Ьыстрее информацию вычислителем по прерыванию, соглас" но которого вызывается в данный момент только одна программа контроля (одного варианта), Кроме того, уп" равляемый режим прерываний позволяет использовать эффективнее вычислитель для обраЬотки фоновых программ.

Совмещение операций опроса пультов обучаемых с режимом считывания . информации о готовых ответах расширяет дидактические возможности уст- 1 ройства, снижая время обслуживания готовых пультов.

Кроме того, предлагаемый класс обеспечивает ускорение процесса обслуживания пультов обучаемых в 1,64 раза по сравнению с известным, Формула изобретения

Автоматизированный класс для кон" троля знаний обучаемых, содержащий последовательно включенные генератор, счетчик, дешифратор, блок элементов И и пульты обучаемых, а так>ие вычислитель, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышенен с выходом счетчика, третий входс выходами пультов обучаемых, первый выход - с вторым входом блока элементов И, а второй выход - с входом другого элемента ИЛИ, выход которого подключен к первому входу вычислителя, второй вход которого соединен с выходом счетчика времени.

7 96306 ния точности контроля, в него введены последовательно соединенные блок буферной памяти, блок элементов ИЛИНЕ, распределитель импульсов и регистр опроса, два элемента ИЛИ, счет- з чик времени и формирователь импульсов, первый вход которого соединен через один из элементов ИЛИ с выходом блока элементов ИЛИ-НЕ, второй вход через счетчик времени - с выхо- 1О дом генератора, один выход непосредственно - с вторым .входом распределителя импульсов и с вторым входом регистра опроса, а другой выход непосредственно с третьим входом реги- 15 стра опроса, выход которого подключен к первому входу блока буферной памяти, второй вход которого соедиИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 741310, кл. G 09 В 7/07, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР

N 734794, кл. G 09 В 7/07, 1980.

3. Авторское свидетельство СССР и 771700, кл. G 09 В- 7/00,, 1980 (прототип).

963065

Составитель Т, Ничипорович

Редактор Е.Лушникова Техред А.Бабинец

Корр е кт ор А. ГРи ц ен ко

Подписное

Филиал !1ПП "Патент", г. Ужгород, ул „Проектнщ, Заказ 7523/75 Тираж 72

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская нлб,, д. 4/5