Автомобильный тренажер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ()963068
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социалистические
Республик
-Ф..
r (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23, 04. 80 (21) 2919137/18-11 (5! )М. Кл.
С 09 В 9/04 с ярисоелинением заявки И аЬеуднрстеанный камнтет
С0СР аа делам нэабретеннй н. втерытнй (23) Приоритет
Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 30.09.82 (53) УДК 681.1 (088. 8) с
П. П. Белов, А. С. Демин, В. П. Сал и 9.И.Щелчков (72) Авторы изобретения
Государственный научно-исслед автомобильного тра (7!) Заявитель (54) АВТОИОБИЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР
Изобретение относится к техничес. ким устройствам обучения водителей транспортных средств, имитирующим реальные инерционные воздействия.
Известен автомобильный тренажер, содержащий имитатор зрительной обстановки и раму, на которой смонтирован макет кабины транспортного средства с органами управления и узел динамических воздействий на обучаемого, имеющий приводы, кинематически связанные с подвижным обьектом и управляемые задающим устройством 1 1 ), Недостатком устрой ст ва я вляется исключительная сложность изготовления за счет высоких требований к конструкции кинематических передач и подвижных узлов, препятствующая
его массовому внедрению в учебный процесс. Кроме того, на тренажере невозможны воспроизведения длительных ускорений по какой"либо координате, например, при имитации продол.2 жительного разгона либо торможения, что снижает степень адекватности имитации условиям дорожного движения автомобиля, особенно при его раз5 гоне и торможении.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что кабина транспортного средства установлена неподвижно, а узел динамических воздействий выполнен в виде системы привязных ремней, расположенных на теле обучаемого, эластичных тяг с системой блоков, каждая из которых закреплена не менее, чем в двух противоположных относительно тела обучаемого точках привязного ремня, и кинематически связанных с выполненными реверсивными
?о приводами барабанов, на каждом из которых навита одна из эластичных тяг.
На чертеже показан предлагаемый тренажер, общий вид.
963068
Формула изобретения
Автомобильный тренажер состоит из рамы 1, на которой неподвижно установлены элементы кабины: кресло 2„рулевое колесо с колонкой 3, педали 4 управления, приборный щи- 5 ток 5. На раме 1 установлен узел динамических воздействий на обучаемого в виде реверсивных сервоприводов
6-8, кинематически связанных с барабанами 9-11, на которые навиты с при- 1о нудительным шагом эластичные тяги
12-14 со свободными концами, шарнирно соединенными системой привяз-,ных ремней 15, фиксирующих туловище обучаемого 16 поверх его одежды.
При этом для создания усилий, действующих на обучаемого 16 в вертикальном направлении, сервопривод 6 с барабаном 9 установлены на трубча-, том кронштейне 17 рамы 1. Один ко- 20 нец эластичной тяги 12, навитой на барабан 9, крепится к ремню на спи-, не обучаемого (между лопаток), другой конец той же тяги, пропущенный через систему блоков 18, раздваива- 5 ется и крепится к ремням системы привязных ремней в верхней части бедер обучаемого 16. Для воспроизведения усилия, дейст вующе го в продол ьном направлении (вперед-назад), эласти ч- 30 ная тяга 14, шарнирно прикрепленная к ремню системы привязных ремней
15 на спине обучаемого 16, пропущена через систему блоков 19 под рамой 1, Далее тяга проходит через полую внутренность колонки рулевого колеса
3, через отверстие в центре ступицы рулевого колеса на месте крепления кнопки звукового сигнала и крепится к ремню системы привязных ремней 15 > 0 на груди обучаемого. Для передачи усилий в поперечном направлении влевовправо эластичная тяга 13, навитая с принудительным шагом на барабан 10, пропущена через систему блоков 20 и крепится кремням системы привязных ремней 15 на левом и правом бедрах обучаемого 16.
Обучаемый 16 с зафиксированными на нем ремнями системы привязных ремней 15 помещается в кресло 2, и, наблюдая за изменением дорожной обстановки на экране 21, воздействует на рулевое колесо 3 и педали 4 управления, имитируя езду по проецируемой местности. При этом на обучаемого воздействуют усилия, создаваемые с помощью соответствующих эластичных тяг, барабанов и сервоприводов, управляемых сигналами с задающего устройства, синхронизированными с изображением дорожной обстановки на экране 21. Эти сигналы формируются известным путем с помощью специальных датчиков, установленных в автомобиле, с которого производится киносъемка, а записываются на специальной дорожке фильма. Сервопривод создает крутящие моменты, пропорциональные этим сигналам, преобразуемые за счет эластичных тя г в продольные усилия, воздействующие с помощью ремней системы привязных ремней 15 непосредственно на обучаемого 16, Автомобильный тренажер с амитатором динамических усилий может работать с имитатором зрительной обстановки любого типа, в том числе в тренажере с обратной связью по управлению, при условии оснащения его стандартным вычислительным устройством для формирования управляющих сигналов на сервоприводы в зависимости от манипуляции обучаемого соответствующими органами управления.
При применении автомобильного тренажера повысится качество обучения за счет обеспечения имитации воздействий на обучаемого по всем направлениям пространства, как в реальном автомобиле.
Сервоприводы 6-8 управляются элек50 трическими сигналами с задающего устрой ст ва. Изображение дорожной обст а" новки проецируется на экране 21, установленном перед тренажером с кинопроектора 22, укрепленного на раме 1.
Автомобильный тренажер работает следующим образом, Автомобильный тренажер, содержащий имитатор зрительной обстановки и раму, на которой смонтированы макет кабины транспортного средства с органами управления и узел динамических воздействий на обучаемого, имеющий. приводы, кинематически связанные с подвижным объектом и управляемые задающим устройст вом, 5 963068 6 отличающийся тем, что, кинематически связанных с выполненс целью упрощения конструкции,ка- ными реверсивными приводами бараба" бина транспортного средства установ- нов, на каждом из которых навита одлена неподвижно, а узел динаиичес- на из эластичных тяг. ких воздействий выполнен в виде сис" б темы привязных ремнеи, расположенных м
Источники информации, на теле обучаемого эластичных тяг принятые во внимание при экспертизе с системой блоков, каждая из которых 1. Книга Иларионова В.А. и др. закреплена не менее,чем в двух про- Технические средства обучения води тивоположных относительно тела обуча- t0 телей. M., ДОСААФ СССР, 1979, емого точках привязного ремня, и с. 55-58.
ВНИИПИ Заказ 7523/75, Тираж 472 Подписное
Фнлиап ППП "Патент", г ° Ужгород, ул. Проектная, 4