Способ изготовления биметалла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик о>963762 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 13. 01. 81 (21) 3233618/25-27

Р М К з

В 23 К 20/04 с присоединением заявки МГосударственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 071082. Бюллетень М 37 (53) УДК 621.771. .8(088.8) Дата опубликования описания 07.10.82 (72) Авторы изобретения

С. В. Воронов, Д. Г. Девойно, A В. Степанен и Р. В. Стефанович (71) Заявитель

Белорусский ордена Трудового Красного Знамен политехнический институт (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ EHNETAJIJIA.Изобретение относится к области получения биметаллических материалов и может быть использовано в металлургии, машиностроении, приборостроении и других отраслях промышленности.

Известен .способ изготовления биметалла, включающий прокатку пакета, состоящего иэ слоев стали и меди, в валках с рассогласованием угловых скоростей 1 1 ).

Укаэанный способ обеспечивает высокое качество поверхности биметалла, но не устраняет изгиб полосы и неравномерность деформации медного и сталь. ного слоев. !

Цель изобретения — повышение качества соединения путем исключения изгиба полос при прокатке.

Поставленная цель достигается тем, что по предложенному способу получения биметалла сталь-медь, включающему прокатку на стане пакета, состоящего из слоев стали и меди, в вал- . ках с рассогласованием угловых скоростей, пакет перед прокаткой сваривают взрывом, прокатку ведут в валках одинакового диаметра с относитель ным обжатием эа проход 25-30%, при этом отношение угловой скорости валка, контактирующего со слоем стали к угловой скорости валка контактирующего со слоем меди, равно 0,9

0,95.

На чертеже приведены графики зависимости неравномерности деформаций и кривизны полос от степени деформации за проход.

По предложенному способу осуществляли сварку взрывом биметаллической заготовки из стали марки 08 кп и меди N2 толщиной соответственно 1,5 и 0,75 мм, при этом были реализованы следующие параметры: схема усТановки листов - параллельная, высота заряда (аммонит 6ЖВ) — 8 мм, метаемый лист — медь, высота установочного зазора 0,7 мм. Из полученного листа были вырезаны образцы.для последующей прокатки 2,25х50х200 мм, а также были вырезаны темплеты, на которых были проведены измерения толщины слоев до прокатки. После прокатки на инструментальном микроскопе контролировались толщина слоев и кривизна полос.

Подготовленные образцы с целью определения режима прокатки, обеспечивающего получение заданного соотношения толщкн слоев в готовом изделии с исключением изгиба полос, были про963762 каганы на стане с диаметром валков

200 мм по следующим схемам:

1. Беэ рассогласования угловых скоростей валков, К = 1 (по способу описанному Меандровым и др.).

2. С рассогласованием угловых ско- 5 ростей валков К = 0,92, при расположении медного слоя к валку, имеющему как большую, так и меньшую угловую скорость.

3. С рассогласованием угловых 10 скоростей BBJIKoB К = 0,88, при расположении медного слоя к валку, имеющему как большую, так и меньшую угловые скорости.

Результаты испытаний, представлен-15 ные в виде графиков (см. чертеж) и фотографии позволяют сделать следующие выводы:

1, При прокатке в валках одинакового диаметра, имеющих равные угловые скорости во всем исследованном диапазоне обжатий Я = 3-32Ъ полоса изгибалась медным слоем наружу . и деформация медного слоя превышала деформацию стального слоя. 252. Прокатка в валках одинакового диаметра с рассогласованием угловых скоростей валков К = 0,92, при расположении заготовки медным слоем к валку, имеющему меньшую угловую скорость, показала, что во всем исследованном диапазоне обжатий деформация медного слоя была больше деформации стального, при этом все прокатанные полосы имели значительную кривизну (см. фиг. 1).

3. При прокатке в валках одинакового диаметра с рассогласованием угловых скоростей валков К = 0,92.при расположении заготовки медным слоем к валку, имеющему большую угловую скорость, в диапазоне обжатий E 2530% были получены полосы беэ изгиба с равномерной послойной деформацией (см. фиг, 1).

4. При прокатке в валках равного диаметра с рассогласованием угловых скоростей К = 0,88 не был установлен диапазон обжатий, обеспечивающий равенство послойных деформаций и исключающий одновременно изгиб полос.

Описанный способ позволяет повысить качество биметалла за счет исключения изгиба и снижения остаточных,. напряжений.

Формула изобретения

Способ изготовления биметалла, преимущественно сталь-медь, включающий прокатку пакета, состоящего иэ слоев стали и меди, в валках с рассогласованием угловых скоростей, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества соединения слоев за счет устранения изгиба при прокатке, пакет перед прокаткой предварительно сваривают взрывом, прокатку ведут в валках одинакового диаметра с относительным обжатием эа проход 25-30%, при этом отношение угловой скорости валка, контактирующего со слоем стали, к угловой скорости валка, контактирующего со слоем меди, равно 0,9-0,95.

Йсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 508380, кл. В 23 К 20/04, 08.04,74 (прототип).

963762 и оФЮ

Ь

% ож ф

ОЮ

-/Р

10 15 с Р Я1 Д7 дТ

Степень деформации(Е), %Заказ 318/4 Тираж 1153

I3HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 < с

Составитель Н. Чернилевская

Редактор Л. Утехина Техред A.À÷ Корректор A. Ференц