Кондуктор для сборки и сварки цилиндрических секций низкобортных корпусов судов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

pi>963782 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 10.04. 81 (21) 3273320/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет—

Опубликовано 071082, Бюллетень М 37 (51)hL Кп з

В 23 К 37/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

153) УДК 6 21. 791, .037(088.8

Дата опубликования описания 07.1082

И.A. Латман, Л.Я. Мачдельблат и М.Я. Стесефь

1.

I т t (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Проектно-конструкторское бюро

«» Ф» (54) КОНДУКТОР ДЛЯ СБОРКИ И СВАРКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ;

СЕКЦИЙ НИЗКОБОРТНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ

Изобретение относится к устрой ствам для сборки и сварки секций. низкобортных корпусов и может быть использовано на судостроительных и судоремонтных предприятиях.

Известен кондуктор для сборки и варки цилиндрических секций низкобортных корпусов судов, содержащий базовую раму с постоянной опорой и съемные бортовые опоры с рабочей поверхностью для взаимодействия с корпусом судна (1). Бортовые опоры посредством скуловых сменных лекал разъемно соединены с опорой. Разовая рама выполнена с направляющими, в которых подвижно установлены указанные бортовые опоры.

Для наладки кондуктора бортовые опоры передвигают по направляющим, устанавливая их на необходимую ширину секций корпуса судна. Опоры фиксируют в рабочем положении.

Для полного прилегания плоскостные секции прижимают к бортовым опорам при.помощи различных средств.

Усилия прижима и усилия, возникаю-. щие вследствие деформаций сварки, достигают значительной величины и вызывают упругие деформации кондуктора, затрудняющие извлечение из него собранного блока. Для извлечения блока кондуктора бортовые опоры раздвигают, после чего проводят переналадку кон5 дукторф.

При изготовлении блоков одного типоразмера многократная переналадка кондуктора затрудняет его обслуживание и приводит к увеличению затрат труда и времени на их сборку.

Наиболее близким к изобретению является кондуктор для сборки и свар ки цилиндрических секций низкобортных корпусов судов, содержащий базовую раму с бортовыми опорами для корпуса судна, соединенными шАрнирно с основанием кондуктора (2g. Базовая рама выполнена с направляющими, в которых подвижно установлены указанные бортовые опоры. Бортовые опоры имеют верхнюю часть с рабочей поверхностью для вэаимодействия с корпусом судна и соединенное с ней при помощи шарнира основание, установленное на раме. Шарнир выполнен в виде горизонтального вала, несущего бортовые опоры и параллельного продольной оси симметрии кондуктора.

:Для фиксации бортовых опор на осноЗО,ванин установлены клинья.

963782. Передвигая основание по направляющим, устанавливают бортовые опоры на необходимую ширину корпуса судна. Опоры фиксируют клиньями в рабочем положении. Для извлечения собранного блока из кондуктора выбивают клинья 5 и эа счет момента силы тяжести верхняя часть опоры поворачивается вокруг

1горизонтального вала.

Недостатками кондуктора являются высокая трудоемкость изготовления, 10 связанная со сложностью конструкции, обусловленной необходимостью обеспечения поворота бортовых опор под действием сил тяжести, и высокая трудоемкость обслуживания, связанная 15 с необходимостью выполнения ручных работ: выбивание клиньев, фиксирующих бортовые опоры при извлечении блоков, и забивание их при наладке кондуктора, 20

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и обслуживания кондуктора.

Поставленная цель достигается тем, что в кондукторе для сборки и сварки 25 цилиндрических секций ниэкобортных корпусов судов, содержащем базовую

;раму с бортовыми опорами для корпуса

I судна соединенными шарнирно .с осно ванием кондуктора, в опоре выполнен 30 ,Т-образный паз с радиусными скруглениями на полке, а шарнир, соединяющий основание с опорами, выполнен в виде стяжки, эакреплейной на полке указанного паза.

На чертеже изображен кондуктор дляз . сборки и сварки цилиндрических секций низкоборотных судов, общий вид.

Кондуктор содержит базовую раму 1

c пnоoс тTоoя нHнHоoй о пnоoр ой 22, разъемно сое диненной со съемными бортовыми опора-40

:ми 3 посредством скуловых сменных ле-! кал 4. На раме 1 выполнены направляющие 5, в которых подвижно установлены опоры 3. Бортовые опоры 3 выполнены в виде одной детали и имеют 45 верхнюю часть 6 с рабочей поверхностью 7 для взаимодействия с корпусом судна и соединенное с ней при помощи шарнира 8 основание 9, установленное на раме 1. 50

Верхняя часть б опоры 3 и основание 9 разделены поперечным надрезом

10, края которого у основания соединены съемной стяжкой 11, обеспечивающей опоре 3 жесткость в требуемых 55 пределах. Шарнир 8 выполнен в виде сужения в опоре 3, образованного надрезом 10.

Наладку кондуктора осуществляют следующим образом. 60

Бортовые опоры 3 передвигают по направляющим 5, устанавливая их на необходимую ширину корпуса судна.

Опоры 3 фиксируют в рабочем положе1 нии.

При сборке секций в блоки стяжками 11 соединяют у основания края надрезов 10, фиксируя положение опор

3 по отношению к теоретическим плоскостям судна °

Для извлечения собранного блока иэ кондуктора опоры 3 освобождают от стяжек- 11. При извлечении блока под действием усилий, равных усилиям прижима бортов корпуса судна к опорам 3, верхняя часть 6 благодаря надрезу 10 и шарниру 8 отклоняется в пределах упругих деформаций на угол 0,5-1 . Это позволяет беспрепятственно вынуть блок из кондуктора, после чего опора 3 возвращается в исходное положение.

Для сборки следующей секции корпуса судна стяжками 11 снова фиксируют положение опор 3 по отношению

-к теоретическим плоскостям судна.

Таким образом, кондуктор без .переналадки готов к сборке следующих сек ций. При переходе на сборку секций иного типоразмера опоры 3 раздвигают на необходимую ширину.

В таком кондукторе упрощена конструкция бортовой опоры за счет того, что верхняя ее часть и основание выполнены в виде, одной детали, разделенной поперечным надрезом, а шарнир выполнен в виде сужения в опоре, образованного надрезом. Это снижает трудоемкость изготовления кондуктора. Кроме того, исключены ручные работы, выбивание клиньев, фиксирующих бортовые опоры, при извлечении блоков и забивание их при наладке кондуктора, что значительно снижает трудоемкость обслуживания кондуктора.

Формула изобретения

Кондуктор для сборки и сварки цилиндрических секций низкобортных корпусов судов, содержащий базовую раму с бортовыми опорами для корпуса судна, соединенными шарнирно с основанием кондуктора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности зажима корпуса судна, в опоре выполнен Т-образный паэ с радиусными скруглениями на полке, а шарнир, соединяющий основание с опорами, выполнен в виде стяжки, закрепленной на поверхности полки указанного паза.

Источники информации, принятые во внимаиие при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 486942, кл. В 63 В 9/00, 21.04.72.

2. Авторское свидетельство СССР

9 616183, кл. В 63 В 9/00, 08.10.76 (прототип).

963782

Составитель В. Холодкова

Редактор Л. Утехина Техред А.Ач Корректор О. Билак

Заказ 319/4 Тираж 1153 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, М-35, Рауыская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4