Многоступенчатый центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

М. С, Черненко

1" (71) Заявитель ц> мНогостьпенчдтый цкнтроькжный НАСОС

Изобретение относится к насосостроению, а именно к многоступенчатым центробежным насосам и касается усовершенствования разгрузки от осевых сил, Известен многоступенчатый центробежный насос, содержащий корпус и установленные в нем на валу. рабочие колеса, по меньшей мере одно иэ которых имеет основную разгрузочную камеру с торцовым дросселем со стороны нагнетания колеса, сообщенную с по-,. лостью высокого давления flj.

Недостаток данного насоса заключается в том, что в нем имеют место большие утечки жидкости.

По основному авт. св. 754113 известен многоступенчатый насос, корпус и установленные в нем на валу рабочие колеса, по меньшей мере одно иэ которых имеет основную разгрузочную камеру с торцовым дросселем со стороны нагнетания колеса, образованную его ведущим диском и корпу"

2 сом и сообщенную каналом с полостью низкого давления, которой является дополнительная разгрузочная камера, снабженная торцовым дросселем, расположенным на диаметре, превышающем

5 диаметр расположения дросселя основной разгрузочной камеры (2 1.

Однако данный насос имеет низкую надежность работы во время переходных процессов при использовании в качестве- привода насоса турбины.

Цель изобретения - повышение надежности работы во время переходных процессов при использовании в качестве привода насоса турбины.

Поставленная цель достигается

1с тем, что в корпусе со стороны ведущего диска рабочего колеса, имеющего основную разгрузочную камеру, выполнена вспомогательная кольцевая камера, а ведущий диск этого колеса. снабжен цилиндрическим выступом, разделяющим вспомогательную камеру на сообщенные между собой внутрен9642 нюю и наружную полости, первая из которых сообщена с основной разгрузочной камерой через ее торцовый дроссель, à во второй установлено с вазможностью осевого перемещения кольцо, расположенное концентрично цилиндрическому выступу и образую" щее с ведущим диском. колеса торцовой дроссель, причем к внутренней полости посредством трубопровода с обрат- 10 ным клапаном подключен источник вы,сокого давления.

На Фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемого многоступенча1того насоса; на фиг. 2 - узел А и на фиг. 1; на фиг. 3 - то же, вари ант выполнения.

Многоступенчатый центробежный насос содержит корпус 1 и установленные в нем на валу 2 рабочие колеса 2О

3 и 4, по меньшей мере одно из которых, например, колесо 4, имеет основную разгрузочную камеру . с торцовым дросселем 6 со стороны нагнетания колеса, образованную его ведущим дис-,у3 ком 7 и корпусом 1 и сообщенную каналом 8, выполненном в последнем, с полостью низкого давления. Причем по меньшей мере одно рабочее колесо, например, колесо 3, расположенное по ходу потока перед рабочим %олесом 4, имеющим основную разгрузочную камеру 5, обращено ведущим диском 9 к ведущему диску 7 последнего и имеет дополнительную разгрузоч. ную камеру 10 с торцовым дросселем

11, расположенным на диаметре 02, превышающем диаметр 0.1 расположения дросселя 6 основной разгрузочной камеры 5, и полостью низкого давления служит дополнительная разрузочная ,камера 10.

В корпусе 1 со стороны ведущего диска -7 рабочего колеса 4 выполнена вспомогательная кольцевая камера

12, а ведущий диск 7 этого колеса

4 снабжен цилиндрическим выступом

13, разделяющим вспомогательную камеру 12 на сообщенные между собой внутреннюю и наружную полости 14 и

15, первая из которых .сообщена с основной разгрузочной камерой 5 через . ее торцовый дроссель 6, à во вт" рой установлено с возможностью осевого перемещения кольцо 16, распо.оженное концентрично цилиндрическому выступу 13 и образующее с ведущим диском 7 колеса 4 торцовой дрос< ель

17, причем к внутренней полос и 14

46 ф посредством трубопровода 18 с обратным клапаном 19 подключен источник

20 высокого давления. В качестве привода насоса используется турбина (нв показана). Вариант выполнения кольца 16 предусматривает образование между его буртом и выступом корпуса

1 дополнительного торцового дросселя 21.

Насос работает следующим образом.

В момент запуска в турбине вследствие неуравновешенности со стороны еще неработающего насоса возникают значительные осевые нагрузки, уравновешивание которых происходит посте" пенно по иере выхода насоса на рабочий режим. Одновременно с запуском турбины или непосредственно перед ним среда от источника 20 высокого давления подается по трубопроводу

18 во вспомо-ательную кольцевую камеру 12 и далее через торцовый дроссель 6 и канал 8 в дополнительную разгрузочную камеру 10, обеспечивая осевую разгрузку. При этом под действием текущей среды кольцо 16 перемещается в осевом направлении (влево), и торцовый дроссель 17, а также торцовый дроссель 21 (фиг. 3) в случае выполнения кольца 16 с бур том закрываются, что предотвращает утечки из камеры 12.

При выходе насоса на рабочий режим давление жидкости со стороны нагнетания рабочего колеса 4 возрастает, вследствие чего кольцо 16 смещается (вправо) и жидкость через дроссель

17 и кольцевой зазор между выступом

13 и кольцом 16 поступает во внутреннюю полость 14 камеры 12. При этом обратный клапан 19 прекращает доступ среды от источника 20 высокого давления.

Предлагаемая конструкция существенно повышает надежность работы насоса во время переходных процессов при использовании в качестве привода насоса турбины.

Формула изобретения

Многоступенчатый центробежный насос по авт. св. Р 754113, о тл и ч а ю щ и и с. я тем, что, с целью повышения надежности работы во время переходных процессов при использовании в качестве привода насоса турбины, в корпусе со стороны ве.5 дущего диска рабочего колеса, имеющего основную разгрузочную камеру, выполнена вспомогательная кольцевая камера, а ведущий диск этого колеса снабжен цилиндрическим выступом, разделяющим вспомогательную камеру на сообщенные между собой внутрен" нюю и наружную полости, первая из которых сообщена с основной разпру- зочной камерой через ее торцовой дроссель, а во второй установлено с возможностью осевого перемещения кольцо, расположенное концентрично

964246 6 цилиндрическому выступу и образующее с ведущим диском колеса торцовой дроссель, причем к внутренней полос" ти посредством трубопровода с обрат, ным клапаном подключен источник высокого давления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

te 1. Патент Германии М 240860; кл. 59 B 3, опублик. 1911.

2. Авторское свидетельство СССР 754113,. кл. F 04 0 1/06, 1978.

964246

Подписное

7559 Тираж 7

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. роектная, Составитель И. Капралев ич Техред Ж.Кастелевич Корректор Г. Решетник