Многорядная осевая опора для вертикального вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Il И С А Н И Е („)9g429()
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ABTOPCKOMV СВИДЕтиЛЬСтВУ
Сеез Севатеки«
Сецивпиетичвекик
Реепубпик ($l ).Ä0ïîëé«òåëüíîå к авт. свнд-ву. (22)Заявлено 04.01.80 (21) 2864143/25-27 (5!)M. Кл. с 16 С 43/04
Е 21 В 4/02 с присоединением заявки №
3Ьеумретеа«кыН кем«тет
CCCP.ю ае«ам «за«рата«кй.
«еткрыт«« (23) П риорнтет
Опубликовано 07,10.82. Бюллетень № 37
Дата опубликования опнсання07.10.82 (53) УДК 621 757 .0.652(088.81 (72) Авторы изобретения
П.Н. Григорьев и В.Ф. Штоль (7l) Заявитель
Сибирский научно-исследовательский инсти промышленности (54 ) МНОГОРЯДНАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО BAJlA
/
Изобретение относится к машиностроенир, в частности к многорядным осевыи опорам.Известна многорядная осевая опо ра для вертикального вала, включающая гребенчатый подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими верхнюю и нижнюю обойта подшипникаии, разделенными пятаи, состоящими из разделительных и опорных втулок и 1о эластичных элеиентов (1 .
Недостаткои известной опоры является небольшой срок службы за счет неравномерности распределения нагрузки по подшипникаи вследствие нестабильности свойств резины ее эластичных элементов, а также вследствие различного качества крепления рвэины к металлическому остову.
Цель изобретения - повышение срока службы опоры.
Поставленная цель достигается тем, что многорядная осевая опора вертикального вала, включающая гребвнчатыи подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими верхнюю и нижнюю обоймы подшипниками, разделенные пятами, состоящими из разделительной и опорной втулок и эластичных элементов, опора снабжена кольцевыми поршняии, при этом разделительные и опорные втулки каждой пяты выполнены самоустанавливающииися и разиещены одна к другой с зазором, в котором установлен эластичный элеиент, а каждый из поршней расположен между нижней обоймой подшипника и эластичным элементом.
На чертеже изображена многорядная осевая опора вертикального вала.
Многорядная осевая опора включает вал 1 и скользящие по оси вала опорные .втулки 2 с эластичныии элементами 3. Сверху каждый эластичный элемент ограничен скользящей разделительной втулкой 4 и кольцевым поршнем 5, над которым находится
3 . 96429 упорный подшипник качения 6, контактирующий с подпятником 7.
Распределение нагрузки по рядам. подшипников происходит с помощью гидромеханического устройства. Причем равномерность распределения нагрузки не нарушается при износе под" шипника в процессе всей работы.
Распределение нагрузки по рядам происходит следующим. образом.. 30 При нагружении вала опоры уси" лие передается вначале на один ряд подшипника (из-за неточности изготовления и сборки), например на нижний. При этом кольцевой .поршень 1з
5 воздействует на эластичный элемент.
3, последний, деформируясь, передает давление на торцовую поверхность . разделительной втулки ч, которая, скользя по валу вверх, передает усилие опорной втулке и эластичному элементу второго ряда. Последний, деформируясь, приведет в движение кольцевой поршень и тем самым создаст на подшипнике второго ряда нагрузку.
Далее нагрузка перемещается на следующий ряд и т,д.
Нагрузка, .передаваемая на вал, суммируется на разделительных втулках и эластичных элементах от верх- О него к нижнему. Поэтому, давление на эластичные элементы будет различным с нарастанием от верхнего к нижнему.
Тогда для равномерного распределения нагрузки по рядам подшипников опор" ные площади кольцевых. поршней долж-: ны определяться соотношением 1F з >
1+1 r. +Р
О 4 где f, - площадь верхнего кольцевого поршня, - площадь следующего кольце"
4 +1 ваго поршня, F - площадь эластичного элемента, В качестве эластичного элемента могут быть использованы материалы, способные сохранять свой обьем перед воздействием нагрузок или баллоны с жидкостью, или жидкость при доста-: точной герметичности сопрягаемых поверхностей.
Зкономическая эффективность предлагаемой опоры определяется увеличением ее долговечности за счет равно" мерности распределения нагрузки на подши пни ки, Формула изобретения
Многорядная осевая опора для вер- тикального вала, включающая гребенчатый подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими. верхнюю и нижнюю обоймы подшипниками, разделенными пятами, состоящими из разделительных и опорных втулок и эластичных элементов, о т л и ч а ю щ а я .с я тем, что, с целью повышения долговечности, опора снабжена кольцевыми поршнями, при этом. разделительная и опорная втулки каждой пяты выпол" нены самоустанавливающимиcR и размещены одна в другой с зазором, в котором установлен эластичный элемент, а каждый из поршней расположен между нижней обоймой подшипника и эластичным элементом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гусман И,Т. и др. Расчет, конструирование и эксплуатация турбо-, буров. И., 1976, с, 264-268.