Упруго-центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
Ю. В. Петров, П. Т. Новиков и А. Я. Коган (71) Заявитель
Специальное конструкторское бюро дизелестроения
Производственного объединения "Звезда (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов в условиях повышенных смешений и перекосов осей соединяемых валов, а также повышенных динамических нагрузок.
Извес тна упруго-центробежная муфта, содержашая две концентрично установленные полумуфты с радиальным зазором между ними, связанные посредством подпружиненных грузов, закрепленных на внутренней полумуфте, и установленных с возможностью перемешения в выполненных в наружной попумуфте радиальных пазах (1j .
Недостатком такой конструкции являет ся невысокая демпфируюшая способность муфты при малой частоте врашения и при. динамических нагрузках в условиях повы-. шенных смешений и перекосов осей соециняемых валов. 2g
11ель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем повышения демпфируюшей способности муфты.
Поставленная цель достигается тем, что в упруго-центробежной муфте, содержащей две концентрично установленные полумуфты с радиальным зазором между ними, связанные посредством подпружиненных грузов, и закрепленных на внутренней полумуфте и установленных с возможностью перемещения в выполненных на наружной попумуфте радиальных пазах, каждый груз выполнен в виде двух поршней и связываюшего их штока, причем межпоршневая полость заполнена рабочей жидкостью, На фиг. 1 изображена упруго-центробежная муфта, обшй вид; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.
Упруго-центробежная муфта содержит наружную попумуфту 1, соединенную болтами 2 с ведушим валом 3. В радиальных пазах 4 попумуфты 1 расположены грузы, состоящие из двух поршней 5 и 6, соеди- ненных штоком 7. Между грузами и полумуфтой 1 установлены пружины 8. поступает жидкость, просочившаяся через зазоры между поршнями 6 и полумуфтой 1.
Далее эта жидкость по центральным сверлениям в болтах 2 стекает внутрь корпуса 13. Каждый груз независимо связан с внутренней полумуфтой 12, что позволяет обеспечить работоспособность муфты в условиях повышенных смешений и перекосов соединяемых осей (при этом каждый груз занимает свое индивидуальное положение в пазах 4 наружной полумуфты 1). При изменении направления вращения меняется направление,. наклона тяг
9 и муфта продолжает работать аналогично описанному.
Предлагаемая конструкция обеспечивает демпфирование крутильных колебаний в силовых установках, имеющих большую неравномерность крутящего момента, развиваемого двигателем.
Упруго-центробежная муфта, содержащая две концентрично установленные полумуфты с радиальным зазором между нимй, связанные посредством подпружиненных грузов, закрепленных на внутренней полумуфте, установленных с возмонжостью перемещения в выполненных в наружной полумуфте;.: радиальных пазах, о т л ич а ю ш а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей путем повышении демпфируюшей способности, каждый груз выполнен в виде двух поршней и связывающего их штоки, причем межпоршневая полость заполнена рабочей жидкостью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
% 318749, кл. г16 )) 3/58, 1970 (прототип);
3 964303
Грузы при помощи тяг 9, осей 10 и 11 соединены с внутренней полумуфтой 12.
Ведущий вал уплотняе-гся в корпусе 13 при помощи манжеты 14. Внутренняя полумуфта 12 уплотняется относительно 5 наружной полумуфты 1 при помощи манжеты 15.
Муфта работает следующим образом.
Грузы пружинами 8 отжимаются в ра-. диальном направлении, а при вращении наружной полумуфты 1 на грузы в этом же направлении дополнительно действуют центробежные силы. Под действием момента сопротивления, приложенного к внутренней полумуфте 12, последняя от стает от наружной полумуфты 1 на некоторый угол, вследствие чего тяги 9 принимают отличное от радиального (наклонное) положение. Степень отставания полу-. муфты 12 от полумуфты 1 и величина 20 наклона тяг зависит от величины момента сопротивления. При наличии крутильных колебаний в системе двигатель —. потребитель энергии, величина момента сопротивления начинает изменяться, что в свою 25 очередь, вызывает периодическое изменение угла между полумуфтами и колебательное движение грузов в радиальных пазах
4 наружной полумуфты 1. По центральному сверлению в ведущем валу 3 и радиально ным сверлениям в наружной полумуфте 1 в полость между .поршнями 5 и 6 подает ся демпфирующая рабочая жидкость, например масло.
При колебательном движении грузов через кольцевые щели между наружной муфтой 1 и штоками 7 начинает перетекать рабочая жидкость, дросселирование которой вызывает снижение уровня крутильных колебаний системы. Демпфирую» щая рабочая жидкость, просочившаяся через зазоры между поршнями 5 и наружной полумуфтой 1, по центральным сверлениям в штоках 7 поступает во внутреннюю полость полумуфты 1. Сюда же
Формула изобретения
964303
Рие 1
Составитель Г. Абрамова
Редактор Н. Гришанова Техред А.Бабинеи Корректор Л. Бокшан
Заказ 7592/12 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4