Динамический маятниковый прибор для измерения трения в подшипниках
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 18.12.80 (21) 3222622/25-27 (31) М. Кл.
С 01 М 13/02 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 658.562. ,.012.7(088.8) Опубликовано 071082..Бюллетень ¹37
Дата опубликования описания 071082 (72) Авторы изобретения
С Н Алексашкин P И Зукакишвили В П и A. В. Тертерашвили (71) Заявитель (54 ) ДИНАМИЧЕСКИЙ МАЯТН ИКОВЫЙ ПРИБОР
ДЛЯ .ИЗМЕРЕНИЯ ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для изучения трения в подшипниках.
Известен динамический маятниковый прибор, который позволяет измерять трение в подшипнике, содержащий корпус, вал с исследуемым подшипником, измерительный маятник, установленный на подшипнике, а также измерительно-регистрирующую аппаратуру (1).
Недостатком .данного прибора является то, что нагружение подшипника осуществляется силой, неизменной по направлению. В то время как в технике, в частности в экспериментальной аэродинамике, при колебании одной из обойм подшипника, действующая на него нагрузка также совершает колебательные движения. Поэтому данный прибор обладает низкой точностью измерения силы трения вследствие несоответствия условий испытаний с реальными условиями нагружения подшипников.
Целью изобретения является ловышение точности измерений путем моделирования реальных условий нагружения. указанная цель достигается тем, что динамический маятниковый прибор снабжен дополнительным маятником, установленным в корпусе и жестко связанным своим свободным концом с узлом крепления испытуемых подшипников и механизмом нагружения, установленным на одном из маятников н шарнирно связанным с валом. .На фиг. 1 изображен прибор, общий вид; на фиг. 2 — узел крепления испытуемых подшипников и механизм нагружения, на фиг. 3 - разрез A-A на фиг. 2; на фиг. 4 - схема нагружения испытуемых подшипников в процессе работы.
Динамический маятниковый прибор для измерения .трения в подшипниках состоит из корпуса 1, узла крепления испытуемых подшипников 2 с валом 3, на котором закреплен измерительный маятник 4. Вал 3 установлен на испытуемых подшипниках 5. Между валом
3 и узлом крепления подшипников 2 размещена измерительно-регистрирующая аппаратура 6 в виде датчиков из. мерения углового положения.
С узлом крепления потваипников 2 связан дополнительный маятник 7, ЗО -установленный в корпусе 1. Во внут964514 ренней полости дополнительного маятника 7 смонтирован механизм нагружения 8, который связан с валом 3 . посредством шарнира 9.
На измерительном маятнике 4 и маятнике 7 установлены сменные грузы
10 и 11.
Механизм нагружения 8 содержит регулировочный винт 12, вдоль кото.рого перемещается полэун 13, связанный через пружину 14 и жесткую тягу 10
15 с шарниром 9 °
Шарнир может быть выполнен -или в виде упругого шарнира, или в виде ножевой опоры. В данной конструк» ции использован упругий шарнир 15 (см. фиг.. 2 и 3).
В начальный момент измерения трения отклоняют маятники 4 и 7 от положения равновесия (фиг. 1), после чего маятники совершают затухающие колебания. Характер колебаний маятников регистрируется датчиком
-измерения углового положения измерительно-регистрирующей аппаратуры 6. По характеру затухающих колебаний судят о величине трения в подшипниках.
Сменные грузы 10 и 11 обеспечивают нужные характеристики колебаний измерительного маятника 4 и маятника .7 (т. е. двузвенного маятника ).
С помощью сменного груза 10 и механизма нагружения 8 устанавливают максимальную нагрузку на подшипники и характер изменения нагрузки.
Результирующая нагрузка на под- З5 шипник при колебании одной из обойм
1 подшипника не только меняет свое направление на противоположное, но и принимает промежуточные значения, т, е. вектор результирующей силы совершает вращательное и колебательное движение относительно оси подшипника (фиг. 4) .
В результате использования динамического маятникового прибора возможно моделирование реальных условий нагружения, обеспечивающих повышение точности измерения трения в подшипниках.
Формула изобретения
Динамический маятниковый прибор для измерения трения в подшипниках, содержащий корпус, смонтированные в нем узел крепления испытуемых подшипников с валом, соединенным с измерительным маятником, и измерительнбрегистрирующую аппаратуру, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности измерейий путем моделирования реальных условий нагружения, он снабжен дополнительным маятником, установленным в корпусе и жестко связанным своим свободным концом с узлом крепления испытуемых подшипников и механизмом нагружения, установленным на одном из маятников и шарнирно связанным с валом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Опоры осей и валов машин и приборов. Справочник под ред. Н.А. Спицына и M.М. Машкова, Л., "Машиностроение", 1970, с. 226-227 (прототип).
964514
Составитель И. Ефременко
Техред М.Коштура Корректор М, Демчик.
Редактор Н. Гунько
Филиал ППП -"Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 7618/23 Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5