Адаптивное устройство для обучения работе на клавишных приборах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (щ9647ОО
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22} Заявлено 11.03.81 (21) 3258866/18-24
Р11М К з
G 09 В 7/00 с присоединением заявки ¹â€” (23) ПриоритетГосударственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
Опубликовано 07.1082. Бюллетень ¹ 37
Дата опубликования описания 07. 10 ° 82
1И) УДК 681.3.071 (088. 8) П.В. Пустовалов и Л.Н. Громов (72) Авторы изобретения оД:.! .ОРь Жм к (71) Заявитель
Ь (БЛИОТ Ы (54) АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
РАБОТЕ НА КЛАВИШНЫХ ПРИБОРАХ
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а точнее к техническим средствам обучения„ и может быть использовано при обучении работе на пишущих машинках, клавиатуре перфоратора, дисплеях,.телеграфных аппаратах и т.п. с двумя противоположно,включенными диодами на выходе,. причем генератор импульсов подключен к схеме совпадения, в которой в свою очередь подключен триггер, а выходы диодов дифференцирующей цепи подключены к схеме совпадения, причем вы.ход одного из диодов подключен к ней непосредственно, а другой через триг- 15 гер.
Известно устройство, содержащее блок программы, генератор импульсов, табло индикации, схему сравнения, клавиатурный датчик, счетчики .и схемы ИЛИ, а также блок принятия решений . и схему коммутации (1).
Однако это устройство обладает низ-. кими дидактическими возможностями, так как оно не учитывает состояние обучаемого и его уровень обученности, что является важными факторами при интенсивном обучении двигательным навыкам. 30
Наиболее близким техническим решением к изобретению является адаптивное устройство для обучения, навыкам работы на клавишных приборах, содержащее клавиатурный датчик, блок сравнения, лентопротяжный механизм, блок считывания, табло индикации, схему занесения, блок коммутации, регистр памяти, схему сравнения, счетчик импульсов и генератор импульсов (2) .
Недостатком известного устройства является то, что оно обладает низкими дидактическими воэможностями, не учитывает состояния обучаемого и уровень его обученности и не позволяет опробывать на нем другие методики обучения, кроме классического обучения методом проб и ошибок, так как скорость подачи знаков зависит только от количества допущенных ошибок, т.е. регулирование скорости предъявления информаций осуществляется на основе вероятностного критерия, определяемого соотношением числа допущенных ошибок к общему количеству йредъявленных знаков, и в зависимости от числа допущенных ошибок скорость или увеличивается или уменьшается.
964700
Целью изобретения является повышение дидактических возможностей устройства за счет регулирования скорости выдачи информации в зависимости от скорости и правильности подачи знаков, т.е. на основе объективного оптималь- 5 ного .критерия, зависящего как от числа допущенных ошибок, так и от скорости вводимой информации..
Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее клави- 10 атуру, соедйненную с блоком сравнения,,подключенным к счетчику ошибок и к блоку коммутации, соединенному с блоком фиксации ошибок и.через блок памяти с блоком ввода информации15 и с регистром, который подключен к блоку сравнения, к блоку предъявления информации и через формирователь к генератору импульсов, введены усилитель сигналов ритма, подключенный що к генератору импульсов, и последовательно соединенные времяэадающий блок, подключенный к счетчику ошибок, счетчик импульсов, подключенный к клавиатуре, и блок определения оптимальной скорости предъявления информации, подключенный к счетчику ошибок и к генератору импульсов.
При эЪом блок определения оптимальной скорости предъявления информации содержит дешифратор скорости ввода информации, дешифратор количества ошибок и матрицу элементов И, причем входы дешифраторов являются входами блока, а выходы поразрядно подключены к входам матрицы элементов И, выходы 35 которой являются выходами блока.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит клавиатуру 1 40 блок 2 сравнения, регистр 3, блок 4 памяти, блок 5 ввода информации, счет. чик б импульсов, счетчик 7 ошибок, блок 8 коммутации, блок 9 определения . оптимальной скорости предъявления ин-45 формации, генератор 10 импульсов, усилитель 11 сигналов ритма, формирователь 12, блок 13 предъявления информации, блок 14 фиксации ошибЬк .и времязадающнй блок 15 °
Устройство работает следующим образом.
Предварительно перед работой обучаемого, например на пишущей машинке блоиа 5 ввода информации, в блок 4 памятй вводится учебная информация, например. текст, ссдержащий несколько .тысяч знаковых единиц, которая затем перед началом работы при включении устройства переносится в регистр 3, а из него в блок 13 предъявления ин-. 6О формации.
Как только обучаемый начинает работать на клавиатуре 1 (предполагается, что изучение клавиатуры, расположение кистей и пальцев рук до этого65 изучены), происходит сравнение вводимой информации с эталонной, при этом определяется количество ошибок и одновременно количество введенных знаков. Две величины: количество äîïóщенных ошибок и количество введенных знаков за заданный промежуток времени поступают в блок 9 определения оптимальной скорости предъявления информации.
В блоке 9 информация о количестве введенных знаков за данный промежуток времени поступает в дешифратор скорости ввода информации, а информация о количестве ошибок - в дешифратор количества ошибок. Выходы обоих де-: шифраторов поразрядно подключены к схемам И с элементами развязки, образующими матрицу, выходы которой являются выходами элементов И с элементами развязки, объединенными по диагоналям справа налево и сверху вниз.
Причем матрица построена таким обра зом, что реализует функцию таблицы, образованной количеством ошибок и усредненной скоростью ввода информации.
На пересечении строк и столбцов этой таблицы (на основании экспериментальных данных) записана оптимальная скорость предъявления информации обучаемому при определенных требованиях.
Выходы блока 9 для определения оптимальной скорости предъявления информации, т.е. выходы матрицы подключены к генератору 10 импульсов, который представляет собой генератор с перестраиваемой частотой, число входов которого соответствует числу выходов блока 9 определения оптимальной скорости предъявления информации. Генератор 10 импульсов настроен таким образом, что в зависимостн от сигнала, поступаемого с блока 9, он вырабатывает импульсы,.частота которых соответствует оптимальной скорости предьявления информации обучаемому. С выхода генератора 10 импульсов один из сигналов поступает в усилитель 11 сигналов ритма, который служит для задания ритма работы в зависимости от состояния обучаемого, а другойчерез формирователь 12, в регистр 3 с тем, Итобы регулировать скорость предъявления информации, поступающей из регистра 3.
Блок 8 коммутации подключен к блоку 2 сравнения и выполняет две функции. Первая его функция — это выдача команды s блок 4 памяти на перезапись очередной порции .информации из блока 4 Памяти в регистр 3, как только закончится сравнение предыдущей порции информации. Вторая его функция — это выдача на блок 14 фиксации ошибок с блока 2 сравнения сигналов оиибок, т.е. посимвольное указание места ошибки, что является важной функцией контроля.
964700
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 7638/32 Тираж 472 Подписное
Филиал ППП "Патент", г., Ужгород, Ул. Проектная,4
Таким образом, происходит индивидуальное обучение двигательным навы;кам на основании состояния обучаемого и уровня его обученности на данный момент обучения.
Выполнение адаптивного устройства для обучения работе на клавишных приборах по указанной схеме и введение новых связей между блоками позволяет организовать эффективный процесс обучения работе на клавишных приборах за о счет постоянного учета уровня обученности и состояния обучаемого.
Все это позволит сократить время на подготовку и улучшить качество 3 j обучения операторов ЦВМ, телеграфис" тов и. т.п.
1. Адаптивное устройство для обучения работе на клавишных приборах, содержашее клавиатуру, соединенную с блоком сравнения, подключенным к счет 2 чику ошибок и к блоку коммутации, соединенному с блоком Фиксации сиаибок и через блок памяти с блоком ввода информации и с регистром, который подключен к блоку сравнения, к блоку предъявления информации и через фор,мирователь к генератору импульсов, отличаюшеес ятем,что,с целью повышения дидактических воэможностей устройства за счет регулирования скорости выдачи информации в зависимости от скорости и правильности подачи знаков, оно содержит усилитель сигналов ритма, подключенный к гене ратору импульсов, и пОследовательно соединенные времязадающий блок, подключенный к счетчику ошибок, счетчик ,импульсов, подключенный к клавиатуре, ,и блок определения оптимальной скорости предъявления информации, под,ключенный к;счетчику ошибок и к генератору импульсов.
2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю ш е е с я тем, что блок определения оптимальной скорости предъявления информации содержит дешифратор скорости ввода информацйй, дешифратор количества ошибок и матрицу элементов И, причем входы деаифраторов являются входами блока,.а выходы поразрядно подключены к входам матрицы элементов И, выходы которой являются выходами блока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР
385310, кл G 09 В 7/00, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР
У 287425, кл. G 09 В 7/00, 1969, (прототип).