Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<щ964701

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6t) Дополнительное к авт. свид-ву 9 890427

Р11М. Кл.з. (22) Заявлено 06. 03. 81 (21) 3252993/18-24 с присоединением заявки ¹6 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретейий н открытий (23) Приоритет

f$3f УДК371 ° 67 - "(088. 8) Опубликовано 0210.82. Бюллетень №37

Дата опубликования описания 07. 10.82 (72) Авт оры изобретения. ИгЩЩЩИД .., ;

В.К.Александров, В.И.Зубко и A.. 9,1ИТЫТКОТЕХИЛЧЕ:",.ХАЯ "

БИБЛИОТЕКА (71) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОИСТВО

Изобретение относится к техни4еским.средствам обучения, используемым для индуктивного и коллективного обучения.

По основному авт.св. Р 890427 известно обучающее устройство,используемое для индивидуального и коллективного обучения в учебных заведениях.

Устройство содержит пульты обучае- 0 мых, блок записи адреса тЕкущего положения носителя информации, реверсивный счетчик, схему сравнения, блок управления режимом работы, регистр адреса, пульт дистанционного управления, программный блок, формирователь управляющих сигналов, фотосчитываю-. щий преобразователь, блок предъявления информации, первый и второй блоки совпадения, блок перемещения носителя информации, два элемента ИЛИ, вычитающий счетчик, дешифратор, четыре элемента И, формирователь, триггер, блок контроля знаний, соединенные соответствующим образом.

Устройство позволяет осуществить обучение и проводить контроль знаний обучаемых (1 ).

При групповом контроле знаний с помощью технических средств обучения часто возникает ситуация, согда все обучаемые уже ответили на контрольный вопрос, а очередной контрольный вопрос предъявляется только после окончания установленного при подготовке учебной программы промежутка времени, определяемого работой времяэадающих схем программного блока,что снижает динамичность контроля знаний обучаемых и эффективность использования учебного zpeMeHH.

В устройстве не предусмотрена возможность перехода к следующему контрольному вопросу с учетом времени ответа обучаемых на предшествующий контрольный вопрос. Этот недостаток ограничивает динамические воэможности устройства.

Цель изобретения - повышение быстродействия устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в обучающее устройство введены дополнительные элемент ИЛИ, элемент И, коммутатор, блок триггеров и блок формирователей, входы которого соединены с пультами обучаемых, а выходы-- с первыми входами дополнительного блока триггеров,вторые входы которого подключены к третьему выходу программного блока, а выходы - через дополнительный ком964701 муматор к входам дополнительного элемента И, выход которого соединен с первым входом дополнительного элемента ИЛИ, второй вход которого сбединен с вторым входом устройства, а выход — с третьим входом программно- 5 го блока.

На чертеже представлена фуикцио нальная схема обучающего устройства.

Обучающее устройство содержит блок 1 записи адреса текущего поло- 10 жения носителя информации, регистр

2 адреса требуемого положения носителя информации, реверсивный счетчик 3, пульт 4 дистанционного управления, блок 5 управления режймом работы, схему б сравнения, программный блок 7, формирователь 8 управляющих сигналов, фотосчитывающий преобразователь 9, блок 10 предъявления информации, первый 11 и второй 12 блоки элементов И, блок

13 перемещения носителя информации, пульты 14 и 15 обучаемых, элементы

ИЛИ 16 и 17, вычитающий счетчик 18, дешифратор 19,.элементы И 20-23,форми-.25 рователь 24, триггер 25, блок 26 контроля знаний, дополнительный элементоИЛИ 27, дополнительный элемент И 28, дополнительный коммутатор

29, дополнительный блок 30 триггеров и дополнительный блок 31 формирователей.

Количество триггеров блока 30 и формирователей блока 31 определяется количеством пультов 14 и 15 обуча- 35 емых.

Включение устройства в режим контроля знаний, поиск начала требуемой группы контрольных вопросов и вариантов ответов осуществляются известным 4О способом.

На наборном поле коммутатора 29 преподаватель устанавливает задействованную в режиме контроля знаний совокупность номеров рабочих мест 14 и 15, где есть обучаемые, осуществляя тем самым коммутацию выходов блока 30, соединенных с этими рабочими местами, с соответствующими входами схемы:И 28.

Первоначальный запуск устройства в режиме контроля знаний осуществляется командой, поступающей на второй вход устройства. По этой команде включается через элемент ИЛИ 27 программный блок 7, через элемент

И 21 — блок 26 контроля знаний и от блока 26 пульты обучаемых 14 и 15.

Программный блок 7 вырабатывает сигнал на перемещение носителя информации, который с второго или третьего . 60 выхода блока 7 (в зависимости от требуемого направления перемещения,но.сителя) через формирователь 8 поступает на блок 13 перемещения носителя информации. С приходом транспортной метки с первым контрольным вопросом и вариантами ответов фотосчитывающий преобразователь 9 вырабатывает сигнал

"Стоп", поступающий на второй вход программного блока 7, Этот сигнал . запускает времязадающие схемы программного блока 7 и далее поступает на формирователь 8 для формирования сигнала останова перемещения носителя, а также на нулевые установочные входы блока 30 и устанавливают триггеры этого блока в нулевое состояние.

Найденный кадр с контрольной информацией предъявляется обучаемым блоком

10 предъявления информации. В известном устцрйстве время предъявления обучаемым контрольной информации и перехода к следующему вопросу определялось временем срабатывания времязадающих схем программного блока 7, установленным при подготовке обучаю щей программы. Элемент ИЛИ 27, элемент И 28, коммутатор 29, блок триггеров 30 и блок 31 формирователей позволяют осуществить переход к следующЕму контрольному вопросу до срабатывания времязадающих схем программного блока 7, если все обучаемые ответили на вопрос до истечения контрольного времени. По мере ответа обучаемых на контрольный вопрос сигналы с пультов 14 и 15 обучаемых поступают на входы блока 31 формирователей. При этом блок 31 формирователей вырабатывает сигналы, устанавливающие триггеры блока 30 в единичное состояние. Сигналы логической единицы с выходов блока 30 триггеров через коммутатор 29 разрешают соответствующие входы элемента

И 28. Те входы элемента И 28, которые соответствуют незадействованным рабочим местам (где нет обучаемых), постоянно разрешаются коммутатором после установки преподавателя на его наборном поле совокупности номеров контролируемых рабочих мест.

Таким образом, при ответе всех обучаемых все входы элемента И 28 оказываются разрешенными, и на его выходе формируется сигнал "Пуск", который через элемент HJIH 27 поступает на третий вход программного блока 7. Этот сигнал с второго или третьего выхода блока 7 (в зависимости от требуемого направления перемещения носителя информации) поступает в блоки 8 и 13 для перемещения носителя и устанавливает времязадающие схемы программного блока 7 в исходное состояние. С приходом метки оче.редного кадра с контрольным вопросом фотосчитывающий преобразователь

9 вырабатывает сигнал "Стоп". Дальнейшая работа устройства осуществляется аналогично. Если в течение контрольного промежутка времени не ,все обучаемые успели ответить на

964701 "

Формула изобретения контрольный вопрос и ввести в блоки

14 н 15 вариант ответа, переход к следующему вопросу осуществляется после срабатывания времязадающих схем программного блока 7.

Введение в устройство указанных блоков и связей позволяет расширить дидактические возможности устройства путем повышения динамичности процесса контроля знаний обучаемых и более эффективного использования учебного .времени.

Обучающее устройство по авт.св.

Ф 890427, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью повышения его быст родействия, оно содержит дополнитель чые элемент ИЛИ, элемент И, коммутатор, блок триггеров и блок формирователей, входы которого соединены с пультами обучаемых, выходы « с первыми входами дополнительного блока триггеров, вторые входы которого подключены к третьему выходу программного блока, а выходы — через дополнительный коммутатор к входам дополнительного элемента И, выход которого соединен с первым входом

10 дополнительного элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым входом устройства, а выход - с треть-. им входом программного блока.

35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свндетельство СССР 9 890427, кл. G 09 В 7/02, 1980 (прототип1.

964701

СоставитеЛь П. Спирин

Техред А.йч . Корректор Л. Бокшан

Редактор В. Данко филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7638/32 Тираж 472 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, NocKBa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5