Щеточная траверса электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Социалистических
Республик
«i>964835 (61) Дополнительное к авт. свид-ву
31)М Кп з.
Н 01 и 39/38
Н 02 К 13/12 (22) Заявлено 2805.81 {21 ) 3295301/24-07 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР (to делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 071082. Бюллетень ¹ 37 ($3) УДК 621. 3.
° 047(088.8) Дата опубликования описания 071082
В.М.Миничев, В.В.Плотников, Н.Я.Рыков, Е.М.Симис (72) Авторы изобретения и В.И.Харченко
Ленинградское электромашиностроительное о
"Электросила" им. С.М.Кирова (71) Заявитель (54) ЩЕТОЧНАЯ ТРАВЕРСА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике в части устройств токосъема и может быть использовано ддя электрической машины постоянного тока.
В некоторых электрических машинах например в двигателях постоянного тока для судовых установок, имеется необходимость отворачивания кольца траверсы с закрепленными на нем щеточными бракетами при замене щеток в тех ще ткодержателях, которые располагаются в труднодоступной нижней части машины.
Известна щеточная траверса электрической машины, содержащая кольцо, закладываемое в направляющие, расположенные в подшипниковом щите электрической машины, на котором крепятся детали, несущие щеткодержатели, причем для отворачивания кольца используется червячная передача (1).
Недостатком такой конструкции является ее сложность, наличие червяка, червячного колеса большого диаметра и ряда вспомогательных деталей, а также повышенная трудоемкость изготовления и сборки.
Известно также устройство, содержащее роликовые опоры для обеспече- 30 ния отворота установленной на них цилиндрической детали (2).
Применение роликовых опор для отворота колец щеточных траверс приводит к существенному упрощению механизма и во многих случаях создает возможность свободного проворота траверс от руки, однако обеспечение соосности кольца траверсы с коллектором машины связано с трудностью точной установки роликовых опор, из за чего они не нашли применения в конструкциях поворотных щеточных траверс.
Наиболее близкой к предлагаемой является поворотная щеточная траверса электрической машины, содержащая кольцо с закрепленными на нем.щеточными бракетами,установленное в направляющих торцового щита электрической машины. Направляющие выполнены в виде кольцевой выточки в щите.
Кольцо зафиксировано с помощью крепежных элементов (3).
Основными недостатками описанной конструкции является трудность поворота кольца тяжелой траверсы в кольцевой заточке щита, обусловленная противодействием сил трения скольжения и эаеданиями вследствие неточ964815 ностей обработки кольцевых заточек большого диаметра.
Цель изобретения — снижение трудоемкости установки и обслуживания траверсы.
Указанная цель достигается тем, 5 что в щеточной траверсе электрической машины, содержащей кольцд с закрепленными на нем щеточными бракетами, установленное в направляющих торцового щита и закрепленное посредст вом элементов фиксации, направляющие выполнены в виде роликов, установленных на шипах, выполненных в виде шпилек, ввернутых в щит, причем цилиндрическая поверхность шипа под установку ролика выполнена эксцентричной ! относительно оси резьбового отверстия в щите, выполненного для установки шипа.
Противоположный ввернутому в цит конец шипа может .быть снабжен резьбой и на нем установлены элементы фиксации кольца траверсы.
На фиг. 1 схематически изображен фрагмент щеточной траверсы на Фиг.2- вид A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — фрагмент щеточной траверсы с дополнительными элементами фиксации кольца.
Щеточная траверса содержит кольцо 1 с размещенными на нем щеточными бракетами 2. Кольцо 1 установлено в направляющих, выполненных в виде роликов 3. Ролик 3 установлен на шипе 4, выполненном в виде шпильки, ввернутой в щит 5, и зафиксирован 35 от проворота, например,с помощью контрящей гайки 6. Цилиндрическая поверхность шипа 4 под установку ролика 3 выполнена эксцентричной относительно оси 7 резьбового отвер- 49 стия 8 в щите 5, выполненного для установки шипа (фиг. 3). На противоположном конце шипа может быть также выполнена резьба и на ней установлены элементы фиксации кольца 1: 45 втулка 9, шайба 10, гайка 11, а также ограничительный шплинт 12.
Элементы фиксации кольца 1 могут быть размещены и отдельно от шипа например как указано на фиг. 4.
Они состоят из захватов 13, шайб 14 и 15, гайки 16 и ограничительного шплинта 17. При выполнении такой конфтрукции улучшается доступ к гайкам 16, так как они расположены снаружй машины.
Щеточные бракеты 2 соединены с токособирательными шинами 18.
Сборка траверсы осуществляется следующим образом.
В щит 5 вворачиваются шины 4 до 60 упора. Затем при выворачивании шипов в пределах 1-2 оборотов устанавливается максимальное расстояние от цилиндрической поверхности шипа под установку ролика до центральной оси
65 щита (в этом положении указанная на фиг. 3 точка В, находящаяся на поверхности шипа, окажется в положении, соответствующем повороту шипа вокруг осевой линии цилиндрической нарезки на 90О по часовой стрелке).
Устанавливаются ролики 3, кольцо 1 траверсы вместе с установленными на нем щеточными бракетами 2, гайки 6 и элементы фиксации 9, 10 и 11.
Кольцо устанавливается соосно центральной оси щита по контрольным заточкам щита и при заворачивании шипов 4 достигается касание роликов 3 поверхности кольца 1. Положение шипов фиксируется контрящими гайками 6.
Контролируется возможность поворачивания кольца вокруг центральной оси в пределах заданного угла поворота и при необходимости корректируется положение роликов с помощью шипов 4 с последующей контровкой гайками 6.
При окончании регулировок кольцо 1 фиксируется с помощью элементов 9, 10 и 11 и устанавливаются ограничительные шплинты 12. Траверса вместе со щитом устанавливается на корпусе машин.
При необходимости корректировки положения кольца 1 относительно кол- . лектора машины с целью достижения большей соосности (из-за технологических неточностей при изготовлении корпуса машины и щита или в случае, когда ротор машины устанавливается на стояковых подшипниках, не связанных с корпусом, такая необходимость может возникнуть) гайки 11 отворачиваются до упора в ограничительные шплинты 12 и проводится корректировка положения роликов аналогично описанной.
Поворот щеточной траверсы при замене электрощеток, которые располагаются в труднодоступной нижней части машины, осуществляется следующим образом.
От токособирательных шин 18 отсоединяются выводные шины (на чертеже не показаны), отворачиваются гайки 11 до упора в ограничительные шплинты 12, кольцо 1 траверсы поворачивается на роликах от руки на необходимыи угол, заменяются щетки, после
9 чего траверса устанавливается в рабочее положение, кольцо 1 фиксируется при помощи элементов 9, 10 и 11 и к токособирательным шинам 18 присоединяются выводные шипы.
Преимущество данного изобретения состоит в том, что благодаря установке направляющих выполненных в виде роликов, на поверхности шипа, эксцентричной Относительно оси резьбового отверстия в щите, выполненного для установки шипа, возникает возможность использования роликов в качестве направляющих, позволяющих
964815 легко осуществить в случае необходимости поворот тяжелой траверсы с обеспечением максимально возможной соосности кольца траверсы коллектору.
Формула изобоетения
1. клеточная траверса электрической машины,, содержащая кольца с закрепленными на нем щеточными бракета- ми, установленное в направляющих торцового щита и закрепленное посредством элементов фиксации, о т л ич а ю щ а я с я. тем, что, с целью снижения трудоемкости установки и i 15 обслуживания траверсы, направляющие выполнены в виде роликов, которые установлены на шипах в виде шпилек, которые ввернуты в щит, при этом цилиндрическая поверхность шипа под установку ролика выполнена эксцентричной относительно оси резьбового отверстия в щите для установки шипа. .2. Траверса по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что противоположный ввернутому в щит конец шипа снабжен резьбой и на нем установлены элементы фиксации кольца траверсы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Алексеев A.Е. Конструкция электрических машин. М.-Л., "Энергия", 1958, с. 395-397, рис. 12-20.
2. Авторское свидетельство СССР
Р. 440745, кл..Н 02 К 15/00, 1972.
3, Видеман E., Келленбергер В.
Конструкция электрических машин.
Л., "Энергия", 1977, с.248, рис.8-32 (прототип),