Способ капсулирования лобовых частей обмоток статора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Сееетскик
Социалистичесиик
Республик .
К АВТОРСКОМУ СВФЩВТИЛЬСТВУ (61) Дополиительмое к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.05. 81 (21) 3289120/24-07
)$g)М Кд 3
Н 02 К 15/12 с присоединением заявки HоГосударственный коинтет
СССР по депаи нзобретеннй
It открытнй (23)ПриоритетФ
Опубликовано 071032. Бюллетень ¹ 37 (531УДК 821. 315 (088 8) Дата опубликования описания 0 7.?О.. 82
В.Н. Клычков, Л. П. Колосов, И П. Котвяяов, Н.Н. Прихода и A.È. Яковлев (72) Авторы изобретения
ВСЕСОЮЗНл Ф (ЕХНИЧН ЧАЯ
Харьковский ордена Ленина авиационный ннсти т им Н.Е Жуковского ВИ1ЛКО ИКЛ (71) Заявитель (54) СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ЛОБОВЫХ . ЧАСТЕЙ OBNOTOK CTAT0PA
Изобретение относится к электромашиностроенив, в частности к техноао« гии капсулирования обмоток электрических машин.
ИзвестеН способ капсулнрования об.моток электродвигателя, заключающий- ся в ведении в расточку статора цилиндрической оправки, заполнении теплопроводным составом пространства в зоне лобовых частей между корпусом электродвигателя и.оправкой и отвер- ждения состава (1)., Известный способ характеризуется небольшой производительностью и недостаточныьв теплофиэическими характе- 15 ристиками капсулирующей массы.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ капсулирования обмоток статора, при котором на лобовые части обмотки ук-репляют изоляционные прокладки, .пространство между ними и корпусом заполняют металлическими гранулами, при этом попеременно поворачивая статор на
180, после чего производят подачу теплопроводного состава (2).
Недостатком данного способа является его трудоемкость при массовом производстве капсулированных электродвигателей.
Цель Изобретения — упрощение технологии изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу капсулирования лобовых частей обмоток статора; при котором в Пространстве между, наружной поверхностью лобовой части и корпусом образуют пропитанный .теплопроводным составом слой нз электроизоляционной подложки и металлических гранул, указанный слой получают нанесением смешанных с теплопроводным составом металлических гранул на электронзоляционную подложку, формированием из полученного материала цилиндра с расположением подложки. внутри последнего, последующим его размещением в указанном пространстве и заполнением пропиточным составом.
Для осуществления способа крупные гранулы смешивают при нормальной теь|" пературе с теплопроводным компаундом, после чего упомянутый компаунд раскладывают на электроизоляционную подложку,например иэ стеклоткани слоями с толщиной, равной среднему раСстоянию от наружной поверхности лобовой части до внутренней поверхности корпуса в радиальном направлении, далее полученные листы разрезают на полосы
964873 с шириной, равной односторонней длине лобовой части обмотки и длиной, равной длине окружности, образовайной наружным диаметром лобовых частей обмотки, затем полосы сворачивают в . цилиндры с расположением электроизоляционной подложки внутри цилиндра и размещают их одновременно с двух сторон в камерах лобовых соединений между обмоткой и корпусом, после чего статор устанавливают в горизон- .10 тальное положение, уплотняют по торцам корпуса, включают в обмотки электрический ток, нагревают их до
70-80оС и, вращая статор с частотой
100-150 об/мин, подают на открытые 15 участки лобовых частей обмотки теплопроводный пропиточный состав до заполнения всех пустот между проводами и в камерах лобовых соединений.
На чертеже изображено устройство, р() поясняющее предлагаемый способ.
На валу 1, приводимом во вращение с помощью клиноременной передачи 2 двигателем 3, расположен несущий уплотнительный фланец 4, на который после укладки цилйндров 5 из теплопроводного компаунда, состоящего, например, из, вес.ч: смола эпоксидная, отвердитель - изометилгидротетрафталиевый ангидрид 8, пластификатор 15, мелкодисперсный наполнитель (тальк, мараалит или окись алюминия)
100-150. Между лобовыми частями и корпусом устанавливается и закрепляется статор 6 с уплотнительной крышкой — спутником 7. Обмотки 8 подключа-3 ют к источнику электропитания через теплосъемные кольца (на чертеже не показаны) и нагревают обмотку до
70-80оС, контролируя при этом температуру термопарой. Затем на внутрен- 40 нюю поверхность лобовых частей 8 подают по специальному трубопроводу 9 теплопроводный пропиточный состав, представляющий .собой например, следующую композицию, вес.ч.: полиэфир 78- 45
80, смола кремннйорганическая 15-17, сиккатив 3-7, отвердитель 3-7 и мелкодисперсного наполнителя (например, тальк, мараалит или окись алюминия) .
При этом композиция удерживается в полостях лобовых соединений центробежными силами прн вращении статора с частотой 100-150 об/мин. После заполнения камер лобовых соединений обмоток пропиточной композицией увеличивают температуру до требуемой для данного класса нагревостойкости, окончательно термоотверждают теплопроводящую композицию.
Предлагаемый способ капсулирования обмоток позволяет JJMBHbIIIHTb трудоемкость данного процесса по сравнению с существующими.
Формула изобретения
Способ капсулирования лобовых частей обмоток статора, при котором в пространстве между наружной поверхностью лобовой части и корпусом статора образуют пропитанный теплопроводным составом слой из электронзоляционной подложки и металлических гранул, .отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления,, указанный слой получают нанесением смешанных с теплопроводным составом металлических гранул на электроизоляционную подложку, формированием из нолученного материала цилиндра с расположением подложки внутри последнего, последующим размещением его в указанном пространстве и заполнением пропиточным составом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 236608, кл. Н 02 К 15/08, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2774553/24-07, кл. Н 02 К 15/08 1974.,964873
Составитель Н. Зеленцова
Техред Ж. Кастелевич Корректор A. Ференц
Редактор М. Келемеш
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
«««
Заказ 7682/4 1 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5