Электродвигатель-маховик с электромагнитным подвесом ротора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских (ii>964883
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 16 ° 03. 81 (2! )3260472/24-07 с присоединением заявки ¹ (Я1) М К 3
Н 02 К 29/02
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет ($3) УДК 621 .. 13. 13. .014. 2:621. . 382 (088. 8.) Опубликовано 07.10.82. Бюллетень №37
Дата опубликования описания 07.10.82 (72) Автор изобретения
Е.Н.,Баранов
ЗСКОЮЗИ4%
ИА ГГЙ "Ы,ЯХЬЕ,ИЬ;!Г "
1 и Pea люций технфяЬЙИбЖЫд
Московское ордена Ленина, ордена Октябрьск и ордена Трудового Красного Знамени высшее училище им. Н.Э. Баумана (7) ) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ МАХОВИК С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ
ПОДВЕСОМ РОТОРА. Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам и электромеханическим устройствам с бесконтактной коммутацией.
Известны электродвигатели с вентильной коммутацией, в конструкции которых применены системы электромагнитного подвеса ротора; в частности, с использованием сочетания постоянных магнитов на роторе и электромагнитов на статоре (1j.
Однако этот электродвигатель не может обеспечить полную электромагнитную подвеску ротора.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является электродвигатель, в котором применены высокоэрцитивные постоянные магниты на роторе и на статоре, а для подвеса ротора используются силы отталкивания постоянных магнитов..Электродвигатель содержит статор с П-образными в аксиальной плоскости магнитопроводамю, в полюсных выступах которых закрепле ны постоянные магниты, и помещенными на них катушками, соединенными в сек-. ции и подключенными к источнику питания через вентильный коммутатор, и ротор, активная часть которого выпол ЗО иена в виде ферромагнитных сегментов, разделенных немагнитными промежутками. В пазах ферромагнитных сегментов также помещены постоянные магниты, причем постоянные магниты ротора и статора обращены друг к другу одноимен. ными полюсами.
Достоинством примененной здесь системы подвеса ротора с использованием электромагнитных сил отталкивания является простота и надежность, устойчивость при радиальных смещениях ротора без применения внешних устройств автоматического регулирования величины воздушного зазора;отсутствие потребления энергии (2).
Однако подобная система подвеса ротора имеет и весьма существенные недостатки. Первый из них состоит в том, что в качестве радиальной центрирующей силы здесь используется разность сил отталкивания диаметрально расположенных.постоянных магнитов, которая возникает лишь при существенно эксцентрическом положении оси вращения ротора по отношению к оси статора.
Таким образом, система не обеспечивает достаточной жесткости и точности подвеса ротора, т.е. в большинстве случаев не удовлетворяет требо964883
50 ваниям к такого рода устройствам.Брак тически почти ничего не дает и применение какой-либо вспомогательной сис.темы центрирования ротора, например,с использованием электромагнитных сил притяжения ферромагнитной массы к 5 электромагниту. Если такая система обеспечит центрирование ротора с достаточно высокой точностью, то станут. очень малыми разностные центрирующие усилия отталкивания диаметрально рас- 10
:положенных постоянных магнитов, так что они будут не в состоянии компенсировать хотя бы частично силу. веса ротора. В таком случае предполагаемая вспомогательная система подвеса на самом деле выполняет функцию основной с затратой значительной электрической энергии, а система подвеса на постоянных магнитах становится даже ие вспомогательной, а скорее резервной.
Второй недостаток состоит s том, что при всяком осевом (аксиальном). смещении ротора в сторону от положения равновесия возникают достаточно большие электромагнитные усилия, выталкивающие ротор из. статора.
Следовательно, необходимо предусмотреть дополнительную систему стаби лизации торцовых зазоров между рото/ ром и статором, например, с применением электромагнитов, управляемых с помощью датчиков зазора. Такая система должна обеспечивать достаточно большие электромагнитные усилия, так как в ее функцию входит не только компен- З5 сация силы веса ротора при вертикальном положении оси вращения и сил инерции, связанных с наличием осевых ускорений, но также и компенсация указанных довольно значительных элек- 40 тромагнитных сил выталкивания ротора.
Таким образом, обеспечивая устоИчивое, хотя и не слишком точное регулирование зазоров между статором и ротором при радиальных смещениях ротора, рассмотренная система падвеса на постоянных магнитах создает. существенные помехи в работе устройств, обеспечивающих регулирование торцовых зазоров.
Целью изобретения является улучшение энергетических характеристик и качества системы электромагнитного подвеса ротора, использующей силы отталкивания постоянных магнитов.
Указанная цель достигается тем, что в конструкции с расположением постоянных магнитов на роторе и статоре, обращенных друг к другу своими одноименными полюсами, и использова нием торцовых электромагнитов на статоре и кольцевых магнитопроводов на роторе, между наружной поверхностью ротора и внутренней цилиндрической поверхностью корпуса устройства помещены подвижные элементы с закреплен-45
Д ными на их внутренней поверхности постоянными магнитами статора.
Подвижные элементы представляют собой размещенные с зазорами относительно друг друга отдельные цилиндрические сектора, .свободно перемещаю-, щиеся относительно корпуса, например, путем обкатки на подшипниках качения.
Цилиндр, по внутренней поверхнос-. ти которого обкатываются указанные сектора с постоянными магнитами, может быть выполнен аксиально подвижным относительно внешнего корпуса устройства. На торцовых поверхностях подвижного цилиндра помещены постоянные магниты, обращенные своими одноименными полюсами к постоянным магнитам, закрепленным на боковых фланцах. корпуса устройства.
Таким образом, данное электромеханическое устройство объединяет в себе собственно электродвигатель и систему подвеса ротора с использованием электромагнитных сил отталкивания одноименных полюсов высокаэрцитивных постоянных магнитов, дополнительную корректирующей системой с использованием электромагнитов.
Решаемая с помощью предлагаемой конструкции задача заключается в компенсации с помощью электромагнитных сил отталкивания силы веса ротора и . сил инерции, независимо от направления действия этих сил по отношению к оси вращения ротора.
На фиг.. 1 схематически представлено предлагаемое устройство, сечение
А-A.на фиг. 2; на фиг. 2 - сечение
Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 -и 4 - схема образования радиальных составляющих электромагнитных сил.отталкивания соответственно,при осевом и радиальном ,направлениях действия силы веса; на фиг 5 — схема образования осевых составляющих электромагнитных сил отталкивания при осевом направлении действия силы веса; на фиг. 6 — графики осевых составляющих электромагнитных сил и силы веса, как функции торцового зазора между аксиально подвижным цилиндром и корпусом устройства.
Ротор 1 электродвигателя (фиг.15) выполнен в виде цилиндрического тела, например из ферромагнитного материала, на внешней поверхности которого в пазах помещены равномерно распределенные по окружности ротора постоянные магниты 2 и 3 (фиг. 1,2 и 5). Все магниты 2 обращены наружу своими одноименными полюсами. Аналогично, но другими полюсами обращены наружу все.магниты 3.
На внутренней поверхности ротора в пазах помещены набранные из кольцевых пластин магнитопроводы: магнитопровод 4 ротора собственно электро964883 двигателя (фиг. 1 и 2) и магнитопроводы 5 и б корректирующей системы электромагнитного подвеса ротора (фиг.1). В торцовых пазах ротора зак, реплены витые кольцевые магнитопроводы 7 и 8 (фиг. 1), принадлежащие системе регулирования торцового зазора.
На фиг. 1 и 2 предстaaneaa конст™ рукция электродвигателя с вифании ротором и внутр ннйм статором, наиболее характерная для. двигателя-махо . вика. Магнитсаровод 9 статора,собст- венно электродвигателя с обмоткой 10 размещен на неподвижной оси ll (фиг.l и 2), там же помещены магнитопроводы
12 и 13 с обмотками 14 и 15 (фиг. 1)-, составляющие совместно: с кольцевыми магнитопроводами 5 и б ротора электромагниты корректирующей системы подвеса.
На оси 11 помещены также боковые фланцы 16 и 17 (фиг.. 1,2 и 5) c ..закрепленными на них витыии магнитопроводами 18 и 19 с обмотками 20 и 21 (фиг. 1 и 2), составляющие совместно с магнитопроводами 7 и 8 ротора электромагниты системы регулирования торцового зазора. К этой же системе от носятся и расположенные в пазах фланцев постоянные магииты 22 (фнг. 1, 2 и 5). Фланцы 16 и 17 жестко соединены с внешним цилиндрическим корпусом 23 (фиг. 1,2 и 5). Внутри него находится аксиально подвижный цилиндр
24 (фиг. 1-5 ), своб<щно скол ьз ящий по внутренней цилиндрической поверхности корпуса 23, )
На торцовых поверхностях подвижного цилиндра закреплены постоянные магниты 25 (фиг. 1 и 5), расположен-. ные напротив помещенных на фланцах постоянных магнитов 22 и обращенные к ним одноименными полюсами.
По внутренней поверхности цилиндра 24 свободно обкатываются подвижные элементы 26 (фиг. 1-5), представляющие собой размещенные с зазорами относительно друг друга отдельные цилиндрические сектора с закрепленными на их внутренней поверхности постоянными магнитами 27 и 28 (фиг.1, ,2 и 5), обращенные к постоянным магнитам 2 и 3 ротора одноименными полюсамн.
Обкатка осуществляется, например, ; с помощью подшипников 29 качения
° (фнг. 1 н 5) малого диаметра, посаженных на оси 30 (фиг. 1 н 2) . Подшипники размещены в специальных канавках подвижного цилиндра 24, .что ис ключает осевые перемещения подвижных элементов 26 относительно цилиндра 24. Осевые перемещения одновременно, всех секторов возможны только вместе с цилиндром 24, скользящим относитель но корпуса 23. В конструкции приме нено три подвижных-элемента 26. Прин-. ципиальное число их не ограничено и может быть существенно большим, что . приводит, однако к определенному усложнению конструкции.
Электродвигатель-маховик с .электромагнитнигя подвесом ротора работает следующим образом. . Электродвигатель с внутренним статором 9 и внешним магнитопроводом. 4
10 ротора обеспечивает: крутящий момент ротора, преодолевающий момент сопро-. тивления, который в данном, случае сводится к моменту трения ротора о воздух. Момент сопротивления может быть. существенно уменьшен, например, при заполнении внутренней полости устройства аргоном.
Требования к электродвигателю сво-. дятся к тому, что он должен быть бес20 контактным, по возможности не иметь обмоток на роторе и не создавать значительных сил одностороннего притяжения между ротором и статором, мешающих работе системы подвеса ротора.
Можно применить вентильный электро двигатель с бесконтактной коммутацией, а если нет необходимости в регулировании скорости - асинхронный:двигатель, например, с омедненным или массивным ферромагнитным ротором, или гистерезисный электродвигатель.
Система электромагнитного подвеса ротора функцибиально разделяется на систему регулирования радиальных зазоров и систему регулирования торцовых зазоров между ротором и статором.
Система регулирования. радиальных зазоров, в свою очередь, .состент из основной системы с использованием электромагнитных сил отталкивания
40 высококоэрцитивных постоянных магнитов и корректирующей системы с исгользованием сил притяжения Феррбмагнитного тела к элекктромагниту с регулируемым током в обмотке.
45 )
Система регулирования радиальных воздушных зазоров с использованием постоянных магнитов включает в себя ротор 1, подвижные элементы 26 и ци- линдр 24, являющийся для них опорой. . Элементы 26 прижаты к цилиндру 24,. подшипниками 29 главным. образом силами отталкивания одноименных полюсов постоянных магнитов 2 н. 3 ротора н магнитов 27 и 28, закрепленных на са;. мнх подвижных магнитах. Если цилиндр
24 выполнен из ферромагнитного материала, то следует учитывать еще силы притяжения магнитов 27 н 28 к цилиндру 24. Однако силы, прнжнмающие элементы 26 к внутренней поверхности цилиндра 24, практически не мешают свободной обкатке элементов 26 по поверхности цилиндра.
Основные принципы работы системы
6$ на постоянных магнитах показаны на
964883 фиг. 3 н 4, где схематически изображены только те элементы конструкции, которые имеют отношение к работе этой системою.
Если сила веса ротора направлена по оси вращения (вертикальное располо-5 жение оси.), то и силы веса, действующие на подвижные элементы 26, имеют. то же направление и уравновешиваются реакцией опоры.
Поскольку Между элементами 26 дей-(0 .ствуют значительные силы бокового от-< талкивания, закрепленных на них постоянных магнитов 27 и 28, подвижные
° элементы располагаются симметрично,с одинаковыми угловыми расстояниями меж 5 ду ними
1= 3=
ИТ-3
3 где 3 - угол сектора подвижного эле-.; мента (фиг. 3} .
Ранодейструющая электромагнитных скл F1 Fgt F3 отталкивания ротора 1: от:.подвижных элементов 26, приведенная к центРу масс ротора, при Равно-, мерном зазоре. между ротором и элемен-i25 тами 26 равна нулю. Но s таком положении ротора равна нулю и радиальная составляющая его веса. Сила отталкивания начинает действовать на ротор лишь при эксцентричном положении оси вращения ротора относительно оси ци- линдра 24, т,е. при неравномерных радиальных зазорах.
При горизонтальном положении оси "Ф вращения ротора (фиг. 4) сила веса .35 ротора Р„имеет только радиальную .. составляющую.. Ha такое же направление, имеют и силы веса подвижных элементов 26, которые заставляют .их принять асимметричное положение, при котором, 40 например, î(17с(=д3.
В этом случае равнодействующая радиальная сила отталкивания уже не рав- на нулю, она противоположна по направлению силе веса ротора Р„, 45
Размеры и весовые показатели элементов системы могут быть так рассчитаны, что равнодействующая электромагнитных сил отталкивания будет равна и противоположна по направлению Р« полностью компенсируя вес ротора даже и при равномерных зазорах между ро. тором и элементами 26. Очевидно, что на ротор в этом случае действует по существу не разностная, а односторон-, няя сила отталкивания, так как благодаря бэльшому углу раскрытия Ы,1 эле- ментов 26 .в верхней части над ротором нет постоянных магнитов статора.
Напротив, если цилиндр 24 выполнен из ферромагнитного материала, в, 60 верхней зоне действуют односторонние силы притяжения магнитов ротора к цилиндру 24, также содействующие компенсации какой-то части силы веса ротора. Из-за большого зазора между ро- 65 тором и цилиндром 24 эти силы невелики и мало зависят от допустимых изменений этого зазора, н поэтому могут. считаться IIo существу при данном значении oL постоянными составляющими электромагнитного усилия.
Если ось вращения ротора занимает какое-то промежуточное положение между горизонтальным и вертикальным, то сила веса ротора имеет и радиальную, и осевую составляющие. При этом, если обеспечена компенсация силы веса ротора при горизонтальном направлении оси вращения, то автоматически обеспечивается также компенсация радиальной составляющей силы веса и при всех других пространственных положениях оси вращения, поскольку при изменении этого положения изменяется и соотношение угловых расстояний с(.1, с(2, :с(3между элементами 26, а следовательно, и величина равнодействующей электромагнитной силы отталкивания.
Предлагаемая система способна компенсировать не только силу веса ротора,. но и радиальные составляющие сил инерции, связанные с наличием ускорений, поскольку подобные силы действуют одновременно и на ротор, и на подвйжные элементы 26, заставляя. их принимать соответствующие пространственные положения относительно ротора.
Система регулирования радиальных воздушных, зазоров на постоянных магнитах использует, по существу, соче-, тание двух принципов регулирования. . С одной стороны, она является системой автоматического регулирования разомкнутого типа по возмущению, в качестве которого здесь фигурируют силы инерции и силы веса. Система ке.требует, непосредственного контроля величины радиальных воздушных зазоров, а центрирующке ротор электромагнитные силы отталкивания дуйствуют и в том случае, когда ось ротора занимает желаемое положение и совпадает с осью внешнего цилиндра корпуса 23.
С другой стороны,. в системе используется и принцип регулирования по от слонению, поскольку при всяком неравенстве величин зазоров между рото ром и подвижными элементами 26, независимо от причины этого неравенства, также возникают центрирующие электромагнитные усилия. При достаточно большой сложности выполняемых ею функций, система регулирования работает без потребления энергии.
Хотя теоретически такая система при правильной настройке способна обеспечить точную компенсацию радиальных составляющих сил инерции и силы веса ротора, практически этого добиться. труднО главным образом из-l за разброса и нестабилЬности параметров постоянных магнитов. Поэтому для достижения большей точности центркж964883 вания ротора она может быть дополнена
Ъспомогательной системой регулирования замкнутого типа с непосредственным измерением величин радиальных зазоров с помощью датчиков. В качестве исполнительных элементов использу- .5 ются электромагниты 12 и 13 с обмотками 14 и 15 на статоре и ферромагнитные кольцевые магнитопроводы 5 и 6 на роторе.
Система регулирования торцовых за- 10 зоров между статором и ротором включа+ ет в себя основную систему замкнуто.го тина, использующую в качестве исполнительных элементов кольцевые электромагниты 18 и 19 с обмоткаья 20 и )5
21 на статоре и ленточные кольцевые магнитопроводы 7 и 8 иа роторе. Основная система использует электромагнитные силы притяжения между элементами ротора и статора. Кроме того, имеется вспомогательная система с использованием электромагнитных сил отталкивания тех же постоянных магни- . тов ротора и статора, которые входят в состав системы регулирования радиальных зазоров.
Работа вспомогательной системы объясняется с помощью фиг. 5, где стмечены только определяющие ее работу элементы.
Устройство изображено в положении, когда ось вращения. ротора вертикальна, и сила веса ротора Р направлена вдоль этой оси. При этом основная сиСтема регулирования торцовых зазоров на электромагнитах должна обеспечивать достаточно жесткий подвес ротора, так что его смещение под действием силы веса относительно статора незначительно. Но сила веса Р действует и на узел устройства, включающий в се- 40 бя аксиально подвижный цилиндр 24 и связанные с ним радиально подвижные элементы 26.
Под действием силы Р2 подвижный цилиндр 24 проскальзывает по внутрен- 4g ней цилиндрической поверхности корпуса 23, в связи с чем между магнитными осями постоянных магнитов 2 и 3 ротора и магнитов 27 и 28 статора появляется аксиальный сдвиг, и они уже не расположены точно один против дру- гого. При этом появляются силы осевого выталкивания ротора F4 и Fg рав- . нодействующая Р которых направлена, вдоль оси вращения ротора противоположно силе веса Р ротора и способна полностью или частично скомпенсировать силу веса ротора (или осевую составляющую силы веса) если его ось вращения занимает .промежуточное ноложение между вертикальным и горизонтальным, а также и осевые составляющие сил инерции.
При наличии аксиального сдзига магнитов ротора и статора на узел цилиндра 24 и элементов 26 действует 65 сила, равная Р и противоположная ей по направлению осевая сила Р, стре- мящаяся увеличить аксиальный сдвиг магнитов, а при увеличении этого сдвига одновременно растут силы выталкивания Рь и Р7.
Таким образом, взаимное пространственное положение ротора 1 и подвижного цилиндра 24, при котором магнитные оси постоянных магнитов, ротора и статора совпадают, является положением неустойчивого равновесия, если не принять специальных.мер..Раз начавшись под действием, например, силы веса ротора, аксиальное смещение магнитов продолжается до достижения максимально возможного смещения (до упора), причем в дальнейшем положение равновесия не восстанавливается, даже если осевая составляющая силы веса исчезает (например, ось вращения ротора принимает горизонтальное положение) .
Поэтому для нормальной работы устройства необкодимо, чтобы на узел,подвижного цилиндра 24 со стороны корпуса действовала бы осевая центрирующая сила Рэ, превосходящая по величине силу F и противоположная ей по . направлению. С этой целью на торцовых поверхностях подвижного цилиндра
24 предусмотрены постоянные магниты .
25, обращенные своими одноименными полюсами к постоянным магнитам 22, закрепленным на боковых фланцах корпуса устройства. Сила F8 и является разностью сил отталкивания указанных постоянных магнитов.
На фиг.. 6 представлены графики сил, действу1ощих на узел подвижного цилиндра 24, как функции величины одного из двух торцовых зазоров d (фиг. 5}.
Максимальная величина зазора рави °
0 + б е
Электромагнитная сила Р9 является разностью сил отталкивания F8 в системе постоянных магнитов 22 и 25, действующей на узел цилиндра 24 со стороны корпуса устройства, и.силы
F действующей на него же со сторонй ротора. Кроме, Р9 к уэлу цилиндра
24 приложена сила его веса Р (или ее осевая составляющая, а йри наличии ускорений — и силы инерции) ° .Установившееся значение зазора д с соответствует равенству противо- . положно направленных сил Р 1 и F9 (при пренебрежении сИлами трения). Это значение зазора меньше его среднего
0q Ф/1 значения, что и обеспечивает
2. аксиальное смещение магнитов 27 и 28: подвижных элементов 26 по отношению; к магнитам 2 и 3 ротора и возникновению электромагнитной силы Р6, направленной противоположно силе веса ротора Р . При отсутствии осевых составляющих сил веса Р„ и Р узел ци964883 12 состоящими в отсутствии контактных опор ротора и малом моменте трения. »
Она может применяться в точных сисе темах регулирования и для создания а . высокооборотных электромеханических устройств.
Формула -изобретения линдра 24 возвращается в положение равновесив fog
8 отличие от системы регулирования радиальных зазоров рассмотренно устройство регулирования торцовых з зоров с использованием постоянных магнитов следует считать вспомогательным, поскольку без системы регу- лирования по отклонению на электро.магнитах 18.и 19 оно неработоспособно.
Таким образом, предлагаемое устрой. О ство объединяет s себе собственно электродвигатель и систему подвеса ротора с использованием сил отталкивания постоянных магнитов, дополненную корректирующими элементами на 5 электромагнитах. В отличие от известных устройств такого типа система иа постоянных магнитах включает в себя радиально и акснально подвижные элементы статора и осуществляет регу- 2О. лирование по возмущению, компенсируя полностью или частично силы веса н силы инерции, действующие на ротор, в том числе, в принципе, и при отсут-, ствии сдвига центра масс ротора относительно заданного положения.
Предлагаемый принцип действия может быть реализован в ряде конструктивных вариантов. Например,. электро-: двигатель может быть выполнен с внеш1 ним илн внутренним статором, разлнч-) З ным может быть количество подвижных элементов 26, Для уменьшения трения при перемещении подвижного цилиндра
24 относительно корпуса 23 могут при«: меняться опоры качения с ограниченным З линейным перемещением.
Следует отметить, что предлагаемое устройство компенсации радиальных и осевых составляющих сил веса и инерции на постоянных магнитах может быть 4g с успехом применено н в сочетании с опорами ротора на подшипниках каче". ния, поскольку заложенный в нем принцип регулирования по возмущению не требует отклонений осн вращения ротс- 45 ра от заданного его положения ° Такая . комбинированная опора на .подшипниках качения с электромагнитной разгруз" кой от осевых .и радиальных снл проста» работает без потребления энергии и обеспечивает существенное увеличение срока;службы подшйпников.
Технико-экономическая целесообразность применения конструкции определяется ее специфическими особенностями, 1. Электродвигатель-маховик с электромагнитным подвесом ротора, содержащий электродвигатель со статором, связанным,с корпусом, ротором, и систему электромагнитного подвеса ротора с использованием постоянных маг-. нитов, расположенных на рОторе и статоре и обращенных друг к другу своими одноименными полюсами,а также торцовых электромагнитов, состоящий из коль
) цевых магнитопроводов на роторе и магнитопроводов с обмотками управленйя на статоре, о т л и ч а ю.щ и й-:, ся тем, что, с целью улучшения энергетических характеристик и качества системы электромагнитного подвеса ротора,. между наружной поверхностью ротора и внутренней цилиндрической поверхностью корпуса устройства помещены на цилиндре подвижные элементы с закрепленными на их внутренней поверхности постоянными магнитамн статора, представляющие ссбой размещен-. ные с зазорами относительно друг друга отдельные цилиндрические сектора, выполненные с возможностью перемещения относительно. корпуса, например, путем обкатки на подшипниках качения.
2. Электродвигатель-маховик. по п. 1, отличающийся тем, что цилиндр, по внутренней поверхности которого. обкатываются укаэанные сектора с постояннымн магнитамн, вы" ,полнея аксиально подвижным относительно внешнего цилиндрического корпуса устройства, причем на торцовых поверхностях подвижного цилиндра помемены .постоянные магниты, обращенные своими одноименными полюсами к постоянным магнитам, закрепленным на боко- . вых фланцах корпуса устройства.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
Р 762100» кл. Н 02 К 29/00, 1978..
2 ° Авторское свидетельство СССР
Р 74870,2, кл. Н 02 К 29/02, 1978.